Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 26.09.2023 N 721).

Таблица 2. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

288

192

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов;

знать:

виды нормативно-технической и производственной документации;

правила чтения технической документации;

способы графического представления объектов, пространственных образов и схем;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов

ОП.01. Основы инженерной графики

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

уметь:

анализировать условия работы деталей машин и механизмов;

оценивать их работоспособность;

соединять разъемные соединения;

читать кинематические схемы;

знать:

классификацию механизмов и машин;

звенья механизмов;

кинематику механизмов (механизм и машина, кинематические пары и цепи, типы кинематических пар);

классификацию, назначение деталей и сборочных единиц и требования к ним;

виды соединения деталей (разъемные и неразъемные соединения);

назначение, характеристики механизмов и устройств передач вращательного движения;

виды передач вращательного движения (механические, ременные, фрикционные, зубчатые, цепочные, червячные) и их обозначение, кинематические схемы, определение передаточного числа;

основные сведения по сопротивлению материалов;

основные виды деформации и распределение напряжения при них;

внешние силы и их виды, внутренние силы упругости и напряжения, действительные, предельно опасные и предельно допустимые напряжения;

основные понятия гидростатики и гидродинамики

ОП.02. Основы механики

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

уметь:

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

рассчитывать параметры электрических схем;

собирать электрические схемы;

пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

электротехническую терминологию;

основные законы электротехники;

типы электрических схем;

правила выполнения электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;

схемы электроснабжения;

основные правила эксплуатации электрооборудования;

способы экономии электроэнергии;

основные электротехнические материалы;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

принципы работы типовых электронных устройств

ОП.03. Основы электротехники и электроники

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

уметь:

выбирать основные конструкционные и эксплуатационные материалы;

проводить первичную обработку материалов с разными свойствами;

пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;

определять правильность работы контрольно-измерительных приборов, пользоваться ими;

анализировать условия работы, оценивать работоспособность деталей машин и механизмов;

использовать механическое оборудование судовой мастерской, ручные инструменты, измерительное и испытательное оборудование при эксплуатации и ремонте судовых технических средств;

обеспечивать качество слесарных работ при обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

знать:

основные свойства конструкционных и эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте, эксплуатации и техническом обслуживании;

основные технологические процессы обработки материалов с разными свойствами;

основы стандартизации, погрешности при изготовлении деталей и сборке машин, номинальный и предельные размеры, действительный размер, допуск размера, поле допуска, посадки, их виды и назначение, точность обработки, системы допусков и посадок;

основы метрологии:

понятие, термины, показатели измерительных приборов;

назначение, характеристики, устройство и порядок использования универсальных средств измерения;

виды слесарных работ и технологию их выполнения при техническом обслуживании и ремонте судовых механизмов и устройств;

оборудование, инструменты и контрольно-измерительные приборы, применяемые при выполнении слесарных работ

ОП.04. Основы материаловедения и общеслесарных работ

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

уметь:

определять типы судов;

ориентироваться в расположении судовых помещений;

знать:

классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на судах;

мореходные качества судна (плавучесть, остойчивость, поворотливость, ходкость), технико-эксплуатационные характеристики судна, главные размерения и коэффициенты, водоизмещение, грузоподъемность, непотопляемость;

архитектурный тип судна, конструкцию корпуса, судостроительные материалы;

конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;

конструкцию грузовых люков;

конструкции отдельных узлов судна;

оборудование и снабжение судна;

спасательные средства;

конструктивную противопожарную защиту;

судовые устройства;

назначение и классификацию судовых систем;

назначение, состав, функционирование системы предупреждения загрязнения воды

ОП.05. Теория и устройство судна

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

576

384

ПМ.00

Профессиональные модули

576

384

ПМ.01

Сборка, монтаж (демонтаж) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем неметаллических (деревянных, железобетонных, пластмассовых) судов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

сборки, установки, подгонки простых деталей и узлов секций, корпусов судов и оборудования шлюпок;

работ на строгальных, сверлильных станках и их настройки;

подбора и раскроя шпона для склеивания прямых и сферических изделий в пресс-форме;

сборки, установки простых узлов корпусных конструкций;

разборки и сборки технологической оснастки, простых форм, изделий, судовых конструкций;

монтажа железобетонных плит и сборных секций;

осуществления электроприхватки закладных деталей и монтируемой арматуры;

чтения рабочих чертежей;

уметь:

выполнять сборку, разметку, склеивание изделий и узлов средней сложности секций, корпусов судов, шлюпок, баркасов, ялов;

выполнять все виды работ на ленточных, круглопильных, строгальных и сверлильных станках и их настройку;

осуществлять подбор и раскрой шпона для склеивания прямых и сферических изделий в пресс-форме;

изготавливать простые шаблоны по чертежам и эскизам;

оклеивать стеклотканью сферические части корпуса;

гнуть детали с кривизной для шлюпок в приспособлениях;

выполнять средней сложности сопряжения (соединения);

выполнять гидравлическую и пневматическую запрессовку изделий из шпона;

проводить строжку под оклеивание шпоном реечной обшивки скуловых брусьев и киля;

выполнять разметку под клепку и установку шурупов;

пользоваться кондукторами, макетами, постелями и рейками, шаблонами с плаза;

собирать кондукторы и приспособления средней сложности;

осуществлять клепку непроницаемых швов с помощью пневматического инструмента и вручную;

изготавливать временную оснастку, необходимую в работе;

собирать, склеивать и проверять сложные и особо сложные узлы, изделия и секции, монтировать настилы палуб, переборок, рубок;

собирать на стапеле корпуса судов, лодок и рабочих шлюпок с внутренней отделкой под руководством сборщика деревянных судов более высокой квалификации;

выполнять монтаж железобетонных плит и плоских сборных арматурных секций с применением кранового оборудования;

устанавливать секции и конструкции на стапеле с выверкой по осям;

использовать электроприхватку закладных деталей и монтируемой арматуры;

подготавливать железобетонные секции к установке на стапеле;

собирать плоские секции больших габаритов и плоскостные секции;

устанавливать набор в "гребенку";

выполнять установку и раскрепление под приформовку набора, плоских секций и плоскостных секций;

осуществлять контуровку секций;

выполнять изготовление несложных деревянных приспособлений для сборки;

пользоваться макетами и шаблонами с плаза;

выполнять съем изделий с оснастки при помощи гидросъема или тельфера;

выполнять работы по вспениванию блоков полистирола при формировании фундаментов и конструкций;

соблюдать правила безопасности труда и внутреннего распорядка;

подготавливать к работе оборудование, инструменты и содержать их в надлежащем состоянии;

знать:

технические условия и технические процессы сборки, склеивания и проверки узлов и изделий средней сложности, секций, корпусов судов, шлюпок, баркасов, ялов;

номенклатуру изделий, последовательность работ по насыщению секций, корпусов судов, шлюпок;

способы разметки узлов и деталей средней сложности;

методы фугования и склеивания деталей средней сложности;

склеивание из шпона обшивки любой конфигурации в пресс-форме;

виды средней сложности сопряжений (соединений);

назначение пластмасс, применяемых в судостроении;

способы предотвращения растрескивания и коробления древесины;

способы приготовления различных клеев;

режимы пропарки обшивки и шпангоутов шлюпок, ялов в автоклавах;

режимы и температурные условия при склеивании деталей из шпона;

способы изготовления простых шаблонов по чертежам и эскизам;

устройство средней сложности кондукторов для сборки узлов и секций;

настройку деревообрабатывающих станков;

способы заточки инструмента;

устройство пневматических и гидравлических прессов;

приспособления, применяемые при клепке;

правила чтения средней сложности чертежей и схем;

конструкцию всех узлов и секций железобетонного судна;

технические условия и последовательность сборки арматурных узлов и плит корпуса железобетонных судов;

типовые соединения сборных элементов корпусов железобетонных судов;

способы и приемы электроприхватки закладных деталей и монтируемой арматуры;

основные понятия о плазовой разбивке;

технологический процесс сборки, установки плоских секций больших габаритов и плоскостных секций;

устройство пневматического инструмента для резки, сверления, зачистки, формования конструкций корпуса, применяемой оснастки (матриц, стендов, постелей, пуансонов, шаблонов);

номенклатуру насыщения секций;

приемы съема изделий, технические условия на съем;

принцип действия систем гидросъема;

технологические свойства стеклопластиков и пенопластов

МДК.01.01. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем деревянных судов

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

МДК.01.02. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем железобетонных судов

МДК.01.03. Технологический процесс сборки, монтажа (демонтажа) элементов судовых конструкций, корпусов, устройств и систем пластмассовых судов

ПМ.02

Выполнение сборочно-достроечных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

изготовления, сборки, правки, установки и производства демонтажа простых деталей и узлов крепления судового оборудования и металлической мебели;

участия в выполнении работ при изготовлении, сборке, разметке, установке, монтаже и ремонте средней сложности узлов судовой мебели, изделий достроечного оборудования, дельных вещей и общесудовой вентиляции;

уметь:

проводить изготовление, правку, сборку, разметку, проверку, установку и ремонт сложных узлов, изделий судового оборудования, устройств, судовой мебели, дельных вещей, баков, цистерн, емкостей, поддонов со сложной конфигурацией из сталей и сплавов;

производить изготовление сложных кондукторов приспособлений, макетов забойных труб;

осуществлять формирование и оборудование судовых помещений в модульной системе;

выполнять подгонку, монтаж и испытание систем:

кондиционирования, охлаждения приборов и комплексной обработки воздуха;

производить настройку, регулировку и сдачу в действие на швартовных и ходовых испытаниях систем общесудовой вентиляции;

знать:

номенклатуру и назначение основных изделий, оборудования и дельных вещей;

наименование и принцип действия основных судовых устройств;

способы развертки особо сложных геометрических фигур;

последовательность изготовления, сборки, установки и монтажа несложных изделий оборудования помещений, устройств, судовой металлической мебели, дельных вещей, воздуховодов вентиляции всех назначений, кондиционирования, комплексной обработки воздуха;

систему допусков и посадок;

способы уменьшения и устранения сварочных деформаций;

технологию склейки деталей и узлов из пластмасс;

монтаж оборудования помещений в модульной системе;

правила проведения испытаний систем вентиляции на прочность и герметичность;

программу швартовных и ходовых испытаний;

применяемый слесарно-сборочный и контрольно-измерительный инструмент и приспособления

МДК.02.01. Технологический процесс сборочно-достроечных работ

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.4

ПМ.03

Выполнение судокорпусных ремонтных работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения судокорпусных ремонтных работ;

уметь:

определять повреждения и дефекты, возникающие при сборке и вскрываемые в процессе эксплуатации судна, причины их образования;

применять материалы при аварийном ремонте деревянных судов (яхт, баркасов, катеров, шлюпок);

осуществлять ремонт подводной части и пробоин корпуса и других частей судна, устранять водотечность;

ремонтировать крепления к корпусу дельных вещей и судовых устройств;

снимать детали и узлы оборудования судов;

определять повреждения и дефекты железобетонных судов и доков, возникающие при бетонировании и вскрываемые в процессе эксплуатации железобетонных судов и плавучих доков;

применять материалы для ремонта, готовить бетон для аварийного ремонта;

восстанавливать защитный слой бетона;

определять виды повреждений судовых конструкций и корпусов судов из стеклопластика;

устранять повреждения и износ стеклопластика;

осуществлять ремонт корпусов из стеклопластика при отрицательных температурах;

применять методы контроля и испытаний отремонтированных конструкций;

знать:

характеристики повреждений и дефектов, возникающих при сборке и вскрываемых в процессе эксплуатации судна, причины их образования;

материалы, применяемые при аварийном ремонте деревянных судов (яхт, баркасов, катеров, шлюпок);

технологию ремонта подводной части и пробоин корпуса и других частей судна, устранение водотечности;

процесс ремонта креплений к корпусу дельных вещей и судовых устройств;

технологию снятия деталей и узлов оборудования судов, технологическую последовательность и приемы работ;

характеристику повреждений и дефектов железобетонных судов и доков, возникающие при бетонировании и вскрываемых в процессе эксплуатации железобетонных судов и плавучих доков, причины их образования;

материалы для ремонта, технологию приготовления бетона при аварийном ремонте, процесс ремонта пробоин корпуса и устранение водотечности;

технологию устранения подводной части корпуса судна, восстановления защитного слоя бетона;

виды повреждений судовых конструкций и корпусов судов из стеклопластика;

технологию ремонта эксплуатационных повреждений, износа стеклопластика и аварийных повреждений;

особенности ремонта корпусов из стеклопластика при отрицательных температурах;

методы контроля и испытаний отремонтированных конструкций

МДК 03.01. Судокорпусные ремонтные работы

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.4

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.4

ПК 3.1 - 3.4

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 391)

(см. текст в предыдущей редакции)