Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Распространение данных выборки на генеральную совокупность

После обработки микроданных наблюдения выполняется процедура распространения, то есть оцениваются показатели программы обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, по данным обеих выборок в отдельности в соответствии с примененными планами выборок.

Распространение данных каждой из выборок осуществляется в соответствии со следующими общими формулами.

Оценка суммарного показателя:

00000038.wmz, где (7)

00000039.wmz - оценка суммарного показателя обследования;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

00000040.wmz - суммирование ведется по единицам соответствующей выборки;

00000041.wmz - выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов;

00000042.wmz - значение признака k-ой единицы, полученное в ходе наблюдения.

Количество единиц генеральной совокупности оценивается как сумма выборочных весов единиц, в том числе относящихся к заданному разрезу разработки по типу предприятия и по коду ОКВЭД на 3 знака:

00000043.wmz, где (8)

00000044.wmz - количество единиц генеральной совокупности;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

00000045.wmz - выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов.

Средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения (индивидуального предпринимателя или торговую дислокацию) рассчитывается как отношение оценки суммарного показателя к оценке объема соответствующей генеральной совокупности.

00000046.wmz, где (9)

00000047.wmz - средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения;

00000048.wmz - оценка суммарного показателя обследования;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ;

00000049.wmz - количество единиц генеральной совокупности.

Так как обследование территориальной выборки предусматривает получение первичной информации по объекту торговли, а не о деятельности индивидуального предпринимателя в целом, то распространенные итоги относятся к генеральной совокупности объектов торговли. Однако оцененный по данным территориальной выборки любой суммарный показатель обследования, например, объем розничного оборота розничной торговли, является оценкой показателя оборота в целом по субъекту Российской Федерации, то есть для всей генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле. При этом оцененное среднее, например, оборота розничной торговли, вычисляется в расчете на один торговый объект, а не в среднем на одного предпринимателя.

По данным территориальной выборки объем генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в субъекте Российской Федерации не может быть оценен корректно. В частности, из-за того, что одному предпринимателю могут принадлежать несколько объектов торговли. Кроме того, в ходе обследования территориальной выборки данные собираются об объемах деятельности фактически осуществляющих деятельность объектах торговли, которые в том числе могут принадлежать предпринимателям, зарегистрированным в других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, для показателей обследования обычно должны выполняться следующие соотношения.

Во-первых, оценка объема генеральной совокупности по данным территориальной выборки (количество действующих объектов торговли) должна быть больше оценки объема генеральной совокупности по данным списочной выборки (количество индивидуальных предпринимателей).

Во-вторых, полученные оценки по данным территориальной и списочной выборок объемов показателей программы обследования должны быть приблизительно равными (с точностью до доверительных интервалов). Однако из-за уровня собираемости данных (по территориальной выборке существенно более высокий), а также из-за необъективности представляемой первичной информации единицами списочной выборки (объемы деятельности могут занижаться респондентами) ожидается, что оценка объема показателя по данным территориальной выборки окажется больше.

В-третьих, для среднего значения показателя обследования полученная оценка по данным территориальной выборки (среднее в расчете на один объект торговли) должна быть меньше оценки, рассчитанной по данным списочной выборки. Кроме этого, оценка среднего показателя, рассчитанная по данным списочной выборки, обычно завышена из-за того, что уровень собираемости данных (вероятность получить отчет) от предпринимателей с существенными объемами деятельности гораздо выше, чем от предпринимателей с небольшими объемами деятельности.

Приведенные ниже формулы можно рассматривать в качестве предупредительного контроля сводных итогов и использовать при анализе достоверности итогов обследования:

00000050.wmz (10)

00000051.wmz (11)

00000052.wmz, где (12)

00000053.wmz - объем генеральной совокупности (индекс d = Т или d = С);

00000054.wmz - суммарный показатель обследования;

00000055.wmz - средний показатель обследования;

d - индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d = Т) или списочной (d = С) основ.

Если не выполнено соотношение (10), то, возможно, оценка объема генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей торговли завышена. Причинами этого могут быть:

неактуальность данных Статрегистра, т.е. информационная база создания основы списочной выборки БД "Индивидуальные предприниматели" содержит большое избыточное число записей о предпринимателях, которые не осуществляют деятельность;

неоправданно низкий уровень сбора отчетности от объектов торговли (должно быть не менее 90 - 95% объема территориальной выборки) и, соответственно, невыполнение процедуры обработки неответов респондентов;

сформированная территориальная выборка не представительна для данного субъекта Российской Федерации.

Причины невыполнения соотношения (11) могут заключаться в следующем:

отчетность по списочной выборке собрана преимущественно от предпринимателей с большими объемами деятельности. В этом случае данная выборка не является репрезентативной для генеральной совокупности предпринимателей субъекта Российской Федерации. Следовательно, оценка по списочной выборке недостоверна (объем показателя завышен);

основа территориальной выборки на втором этапе отбора (списки объектов торговли, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, представленные администрацией) низкого качества и не была проактуализирована путем предварительного обхода;

низкий уровень сбора отчетности по территориальной выборке. Следовательно, оценка по территориальной выборке недостоверна (объем показателя занижен).

Соответственно причиной невыполнения соотношения (12) может быть факт представления единицами списочной выборки необъективных сведений (объемы показателей занижены).

Таким образом, распространенные сводные итоги обследования индивидуальных предпринимателей торговли на потребительском рынке по форме N 1-ИП (торговля) целесообразно вычислять на комбинированной основе, сочетая полученные распространенные итоги по выборкам из списочной и территориальной основ.

Для анализа распространенных итоговых показателей обследования следует руководствоваться приведенным ниже алгоритмом:

1) отдельно оценить с помощью средств пакета IBM SPSS показатели программы обследования по форме N 1-ИП (торговля) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, включая объемы генеральной совокупности в группах по типам индивидуальных предпринимателей и на уровне 3 знаков кода ОКВЭД, рассчитав их по данным территориальной и списочной выборок в соответствии с их планом отбора;

2) проверить соотношения (10), (11) и (12). В случае невыполнения некоторых из них проанализировать указанные выше возможные причины и либо внести корректировки в первичные сведения (идентифицировать нетипичные единицы и исправить ошибки в данных), либо сделать выводы о достоверности полученных оценок по одной из выборок и, соответственно, недостоверности полученных оценок по другой;

3) скорректировать в случае необходимости и зафиксировать значения оценок объемов генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в целом по субъекту Российской Федерации, по типам индивидуальных предпринимателей и по видам деятельности по ОКВЭД на уровне 3 знаков. В качестве базовых значений объемов ГС нужно использовать рассчитанные оценки по данным списочной выборки. При этом следует учитывать количество зарегистрированных предпринимателей в БД "Индивидуальные предприниматели" и информацию налоговых органов;

4) вычислить комбинированную оценку среднего значения показателя по формуле:

00000056.wmz, где (13)

00000057.wmz - комбинированная оценка среднего значения показателя выручки в расчете на одного предпринимателя;

p - параметр задается организатором обследования (0 00000058.wmz p 00000059.wmz 1) и отражает мнение эксперта о надежности полученных оценок среднего по данным списочной и территориальной выборок с учетом анализа соотношений (10), (11) и (12);

00000060.wmz - оценка среднего значения показателя обследования, рассчитанная по данным территориальной выборки;

00000061.wmz - оценка среднего значения показателя обследования, рассчитанная по данным списочной выборки.

Задание параметра p большим 0,5 означает большую надежность распространенных итогов по данным территориальной выборки. Задание параметра p меньшим 0,5 означает большую надежность распространенных итогов по данным выборки из списочной основы регистра. В случае отсутствия предпочтения параметру p присваивается нейтральное значение, равное 0,5;

5) в качестве итоговой комбинированной оценки суммарного показателя программы обследования индивидуальных предпринимателей субъекта РФ (например, объема оборота розничной торговли), в том числе по типам индивидуальных предпринимателей и по видам деятельности по ОКВЭД на уровне 3 знаков кода, берется максимум из значений оценки суммарного показателя обследования, рассчитанной по данным территориальной выборки, и произведения оценки объема генеральной совокупности на комбинированную оценку среднего значения показателя:

00000062.wmz, где (14)

Y - итоговая оценка суммарного показателя обследования;

00000063.wmz - оценка объема генеральной совокупности, рассчитанная по данным списочной выборки;

00000064.wmz - оценка суммарного показателя обследования, рассчитанная по данным территориальной выборки;

00000065.wmz - комбинированная оценка среднего значения показателя обследования, в расчете на одного предпринимателя.

Итоги выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, используются для уточнения ежемесячных оперативных данных об обороте розничной торговли индивидуальных предпринимателей вне рынка, формируемых в соответствии с действующими Методологическими положениями, утвержденными приказом Росстата от 18 апреля 2011 г. N 190.

Для определения объемов розничной торговли индивидуальных предпринимателей в ежемесячном режиме используются данные ф. N 1-ИП(торговля) за предыдущий год о среднемесячной выручке (по основному виду деятельности) в расчете на одного обследованного предпринимателя и динамика продажи товаров малыми предприятиями розничной торговли в отчетном месяце. Расчет производится по формуле:

00000066.wmz, где (15)

00000067.wmz - оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей в отчетном месяце;

B - среднемесячная выручка в расчете на одного обследованного предпринимателя, зарегистрированного 52 классом ОКВЭД (без 52.62 и 52.7), по данным ф. N 1-ИП за сентябрь предшествующего отчетному года;

00000068.wmz - темп роста (снижения) объемов продажи малыми предприятиями розничной торговли в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем отчетного года по данным специализированной формы федерального статистического наблюдения N ПМ-торг;

Ч - число индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, зарегистрированных 52 классом ОКВЭД (без 52.62 и 52.7);

00000069.wmz - коэффициент досчета объема розничной продажи индивидуальными предпринимателями вне рынка, зарегистрированными 52 классом ОКВЭД (без 52.62 и 52.7), на объем продажи индивидуальными предпринимателями, основной вид деятельности которых идентифицируется кодами ОКВЭД, относящимися к подклассам 50.1, 50.3, 50.4, 50.5 (по данным ф. N 1-ИП за предшествующий отчетному год).

Число фактически действующих индивидуальных предпринимателей (Ч) в розничной торговле, реализующих товары вне рынка, определяется по итогам разработки ф. N 1-ИП (торговля) за предыдущий отчетному год с учетом вновь зарегистрированных или прекративших свою деятельность в текущем году индивидуальных предпринимателей по кодам ОКВЭД 52 (без 52.62 и 52.7) по данным Статрегистра Росстата или административных источников (налоговых органов и др.).

Число индивидуальных предпринимателей в розничной торговле в течение года может меняться, что может привести к уточнению оборота розничной торговли, которое осуществляется в соответствии с действующим регламентом.