Решение Верховного Суда РФ от 05.05.2014 N АКПИ14-347 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2014 г. N АКПИ14-347

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 утверждены изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, названная федеральная целевая программа дополнена Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (далее - Правила).

Согласно пункту 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.

Т. оспорила в Верховном Суде Российской Федерации пункт 6 Правил в части, предусматривающей в качестве обязательного условия реализации мер социальной поддержки постоянное проживание граждан в принадлежащих им жилых помещениях на день объявления чрезвычайной ситуации. Свои требования мотивирует тем, что введенное условие получения компенсации противоречит пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", который не устанавливает такого критерия для выплаты пострадавшим в результате наводнения гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи на капитальный ремонт находящегося в их собственности жилья. Оспариваемое нормативное положение, связывающее выплату денежной компенсации с постоянным проживанием в поврежденном жилом помещении, нарушает ее права на восстановление принадлежащего ей жилья путем проведения капитального ремонта.

Министерство финансов Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченные представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в возражениях на заявление указали, что оспариваемая правовая норма издана высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и законодательству Российской Федерации не противоречит, права и свободы заявителя не нарушает.

Заявитель, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Обсудив доводы Т., выслушав возражения представителей заинтересованного лица Б., Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1); порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Согласно подпункту "а" статьи 8 названного Федерального закона Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" постановил считать важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области, в том числе ремонт поврежденного и строительство нового жилья для граждан, пострадавших от наводнения, восстановление в населенных пунктах объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1); поручил Правительству Российской Федерации до 30 сентября 2013 г. принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2).

Из названных правовых норм в их взаимосвязи следует, что изданный Указ распространяется на граждан, проживающих в местах затопления, и предусматривает их отселение при утрате ими жилья, а в случае, если отсутствует необходимость отселения из занимаемого ими жилья - выделение средств на капитальный ремонт этого жилья. Таким образом, социальная поддержка оказывается для осуществления капитального ремонта жилья, то есть жилого помещения, в котором гражданин проживал на день объявления чрезвычайной ситуации, а не любого принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения.

Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий утвердило Правила, которые согласно их пунктам 1 и 2 устанавливают порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края (далее - субъекты Российской Федерации) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. Постановление опубликовано в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2013 г., N 42.

Правила, как усматривается из их содержания, регулируют межбюджетные отношения, участником которых заявитель не является, предусматривают выделение из федерального бюджета денежных средств для осуществления социальной поддержки граждан, имуществу которых причинен ущерб, в том числе вследствие повреждения их жилища в результате крупномасштабного наводнения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав и свобод граждан.

Пункт 6 Правил в части, предусматривающей предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в поврежденных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации, в полной мере согласуется с приведенными выше нормами Указа Президента Российской Федерации, определяющими категории граждан, которым должны быть выделены денежные средства на капитальный ремонт занимаемого ими жилья.

Судебная проверка оспариваемого нормативного положения на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывает заявитель, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нормативный правовой акт, оспариваемый заявителем в части, издан надлежащим органом государственной власти, в пределах предоставленных ему полномочий, по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушает, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Т. о признании недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N 923 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы", отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ