См. Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (Письмо Минпросвещения России от 24.11.2021 N ДГ-2121/07).

9. Подготовка кадров, владеющих методиками обучения с использованием ДОТ

Для широкого использования различных моделей обучения с использованием ДОТ необходимо уделить большое внимание подготовке кадров. При этом подготовка кадров должна охватывать технологические, методические и психологические аспекты обучения, учитывать особенности различных моделей обучения с использованием ДОТ. Особенно это касается педагогов, работающих с детьми-инвалидами. В данном случае должны рассматриваться специфические особенности обучения - в зависимости от имеющихся ограничений возможностей здоровья.

Повышение квалификации педагогов, предполагающих осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, целесообразно вести с использованием системы дистанционного обучения, в которой в дальнейшем педагогам предстоит работать. Курсы повышения квалификации должны быть построены таким образом, чтобы часть времени слушатели обучались очно, а часть - с использованием дистанционных технологий.

В результате обучения учителя должны обладать необходимыми знаниями:

- об особенностях психофизического развития детей, относящихся к разным педагогическим группам;

- в области методик, технологий, подходов в организации образовательного процесса для детей, относящихся к разным педагогическим группам;

- о специфическом инструментарии и возможностях, позволяющих технически осуществлять процесс обучения с использованием ДОТ.

Содержание повышения квалификации педагогов, использующих дистанционные образовательные технологии, должно состоять из следующих блоков:

- технологические основы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;

- методика преподавания отдельных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий;

- специфические аспекты обучения с использованием дистанционных образовательных технологий различных целевых групп обучающихся.

Программа повышения квалификации для каждого обучающегося (группы обучающихся) должна состоять из общих для всех инвариантных модулей и вариативных, связанных с предметной специализацией педагогов и целевой аудиторией, которую планирует обучать педагог по окончании курсовой подготовки. Также вариативные модули должны рассматривать специфику различных моделей обучения с использованием ДОТ.

Инвариантные модули:

- технологические вопросы использования систем дистанционного обучения при реализации ДОТ;

- педагогические и дидактические основы обучения с использованием ДОТ.

Возможные вариативные модули:

- методика преподавания отдельных предметов (в соответствии со списком предметов);

- специфические аспекты обучения с использованием ДОТ различных целевых групп обучающихся;

- специфические аспекты различных моделей обучения с использованием ДОТ.

Акцентирование обучения на информационных технологиях связано с умениями учителя использовать средства информационных технологий в качестве основного инструмента обучения. В результате обучения работники образовательных учреждений должны обладать технологическими умениями, которые можно объединить в группы:

- умение организовать собственную работу на компьютере;

- умение выбрать и использовать локальные приложения на компьютере для решения педагогических задач, как собственных, так и при взаимодействии с обучающимися;

- умение использовать периферийное оборудование до степени свободы, позволяющей помочь в вопросах его использования обучающимся;

- умение привлекать возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);

- умение организовывать собственную деятельность и деятельность учащихся в информационной среде;

- использование программ для организации онлайн взаимодействия (взаимодействия в реальном времени): видеоконференций, аудиоконференций, чата;

- умение эффективно использовать возможности информационной системы дистанционного обучения как основного инструмента организации обучения с использованием ДОТ;

- ведение электронного документооборота.

Блок "Педагогические и дидактические основы обучения с использованием дистанционных технологий" направлен на выявление различий между очным уроком в классе и уроком с использованием ДОТ, в нем должны быть определены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В вариативном блоке по методике преподавания содержание определяется для каждого учебного предмета или предметной области отдельно. Изучаются специфика преподавания предмета с использованием дистанционных технологий, рассматриваются и подвергаются анализу дистанционные курсы, электронные образовательные ресурсы по предмету, обсуждаются различные способы преподавания предмета.

Содержание вариативного блока "Специфические аспекты обучения с использованием дистанционных технологий различных целевых групп обучающихся" определяется особенностями обучающихся.