12. Выработка механизмов материального стимулирования работников образовательных учреждений, использующих ДОТ
В настоящее время формирование системы оплаты труда учителей в образовательных учреждениях общего образования различного типа и вида происходит на основе Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 "О подготовке и направлении модельных методик").
В указанной Модельной методике сформирована общая нормативная база системы оплаты труда учителей, но отсутствует механизм учета специфики обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий обучения. Так, весовое соотношение в фонде оплаты труда доли педагогического персонала (как основного персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс) и доли иного персонала общеобразовательного учреждения рекомендовано устанавливать в пропорции 70% к 30%.
В образовательных учреждения, реализующих образовательные программы обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ, это соотношение должно быть другим, так как данные образовательные учреждения или их структурные подразделения создавались с целью предоставления возможности детям-инвалидам, не имеющим возможности обучаться в условиях классов общеобразовательных школ, получить в адекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов. Основное отличие этих образовательных учреждений от обычных общеобразовательных школ кроется в специфике образовательных технологий.
Численность педагогов, реализующих общеобразовательные программы в этих учреждениях, составляет 50 - 60% от численности других участвующих в образовательном процессе специалистов: педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, специалисты по информационно-коммуникационным технологиям, логопеды, дефектологи, медицинские работники, инженеры, техники и др.
Для организации стабильного и качественного образовательного процесса требуется обеспечение комплексного сопровождения деятельности учителей. При этом разделение ролей обучающего как преподавателя, представляющего изучаемое предметное содержание, и как консультанта и наставника (тьютора), направляющего самостоятельное изучение посредством двухстороннего дидактического общения (диалога), осуществляется большей частью асинхронно. Поддержка тьютора заключается в том, чтобы адаптировать изучение этих материалов к индивидуальным потребностям и возможностям обучающихся и выполнять функции аттестации, методического консультирования по предмету, наставничества и психологической поддержки, профессиональной ориентации и консультирования по вопросам индивидуального учебного плана, мониторинга качества образования.
Помимо реализации общеобразовательных целей и задач данные образовательные учреждения одновременно решают и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе.
Поскольку в образовательный процесс такого учреждения активно вовлечены все его службы, соотношение основной и сопровождающей деятельности существенно меняется, а вклад "иного персонала" в результатах образовательной деятельности и, соответственно, в фонде оплаты труда существенно возрастает.
В связи с изложенным весовое соотношение в фонде оплаты труда доли педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс по дистанционным технологиям, и доли иного персонала целесообразно определять в пропорции не менее чем 60% к 40%.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому (статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Содержание образования в образовательных учреждениях, работающих с детьми-инвалидами по дистанционным технологиям, определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательными учреждениями на основании примерных образовательных программ, подготовленных Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с государственными стандартами.
В этих условиях наиболее оптимальной, а иногда и единственно возможной является индивидуальная форма обучения. Необходимо предусмотреть и иные формы обучения - классно-урочную (при наличии 8 человек одного класса), групповую (до 4 человек).
Формы обучения определяются Педагогическим советом общеобразовательного учреждения в соответствии с медицинскими показаниями для каждого отдельного предмета. Занятия могут организовываться как в условиях помещений школы, так и на дому у ребенка.
В основном, в образовательных учреждениях или их структурных подразделениях образовательный процесс с детьми-инвалидами по дистанционным образовательным технологиям осуществляется в классе с наполняемостью 1 обучающегося, что предполагает и расчет соответствующего норматива бюджетного финансирования.
Норматив финансирования для обучения детей-инвалидов при использовании дистанционных образовательных технологий, который обеспечит им возможность получать образование в соответствии с федеральным базисным учебным планом, должен соответствовать коэффициенту 8 - 12 по отношению к финансовому нормативу для обучения обычного обучающегося в общеобразовательной школе.
Реализация образовательной программы в условиях дистанционных образовательных технологий осуществляется на основе индивидуального учебного плана обучающегося, и обучение обучающегося должно проводиться с учетом его возможностей, со скоростью, удобной обучающемуся, должно быть индивидуально направленным. Обучающийся волен распоряжаться своим обучением в соответствии с обстоятельствами, он не связан жесткими механизмами управления учреждением, что позволяет обучающемуся начинать изучение материала в удобное для него время, при необходимости прерывать обучение, т.е. изучать материал со скоростью, которая ему под силу.
Данному положению должна соответствовать и организация труда учителей и иных категорий персонала, вовлеченных в образовательный процесс.
Механизмы мотивирования перехода на новые подходы к предоставлению образовательных услуг целесообразно рассматривать с точки зрения разных субъектов системы образования, на которых воздействуют эти механизмы.
Выделим двух основных субъектов, которые могут быть мотивированы к переходу на новые подходы к предоставлению образовательных услуг:
- учитель, преподающий с использованием дистанционных технологий;
- образовательное учреждение, в котором реализуются общеобразовательные программы с использованием дистанционных технологий, в том числе для детей-инвалидов.
Привлекательность использования дистанционных технологий в рамках реализации общеобразовательных программ для учителей будет определяться следующим:
1. Преподавание с использованием дистанционных технологий может выступать в качестве дополнительного источника дохода для учителей, работающих в общеобразовательных учреждениях, - за счет увеличения численности обучающихся.
2. Преподавание с использованием дистанционных технологий представляет собой иные условия труда, чем при реализации образовательных программ в обычном режиме, которые могут быть более привлекательными для учителей (это занятия с учащимися, которые в большей степени ответственны за результаты учебного процесса, при применении дистанционных технологий не возникает необходимости следить за поведением обучающихся и т.п.).
3. Возможность одновременного обучения большего числа обучающихся при тех же трудовых издержках на урочную деятельность. Большая оплата труда, чем при реализации программы в обычном режиме, будет обусловлена за счет большей трудоемкости, оплачиваемой дополнительно, за счет доплат за проверку домашних работ ("проверку тетрадей") и других видов деятельности, осуществляемых в отношении каждого учащегося индивидуально.
4. При освоении учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий происходит повышение квалификационного уровня учителя (расширяется набор имеющихся компетенций), следовательно, больше возможностей для успешного трудоустройства.
5. За счет освоения учителем специфики преподавания с использованием дистанционных технологий увеличиваются возможности ведения внебюджетной дистанционной педагогической деятельности (в том числе за счет увеличения потенциальных потребителей образовательных услуг) и повышения за счет этого уровня доходов.
Для общеобразовательных учреждений использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий будет привлекательно за счет следующих механизмов:
а) внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс будет способствовать повышению квалификационного уровня учителей и, как следствие, росту имиджа учреждения и увеличению численности обучающихся (обучаемых как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных образовательных технологий);
б) использование дистанционных технологий будет связано с улучшением технического оснащения общеобразовательного учреждения (за счет дополнительных средств, выделяемых учредителем на создание условий для реализации образовательных программ с использованием дистанционных технологий);
в) увеличение финансовых ресурсов, поступающих в общеобразовательное учреждение, будет связано как с оплатой за обучение дополнительных обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, так и возможного увеличения количества обучающихся, обучаемых в традиционной форме (особенно в городской местности);
г) использование дистанционных технологий в образовательном процессе общеобразовательного учреждения может способствовать развитию или совершенствованию работы методической службы на базе этого учреждения. В том числе могут оказываться услуги по повышению квалификации учителей других общеобразовательных учреждений, в частности с использованием дистанционных технологий;
д) при переходе на использование дистанционных технологий в образовательном процессе возможно появление собственных электронных пособий, обучающих материалов и т.п., а также появление возможности реализации этих пособий и получения дополнительных финансовых средств.
Любая система оплаты труда работников образовательных учреждений является составной частью общей системы финансирования, а также системы управления и нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности. Поэтому невозможно разрабатывать систему оплаты труда без прояснения общих принципов финансирования реализации общеобразовательных программ с использованием ДОТ, управления этими программами и нормативного обеспечения образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей