<Письмо> Росреестра от 29.08.2013 N 14-исх/07958-ГЕ/13 <Об изменениях законодательства>

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2013 г. N 14-исх/07958-ГЕ/13

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии информирует о принятии Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (опубликован в "Российской газете" от 26.07.2013) (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), которым внесены изменения в том числе в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

В этой связи обращаем внимание на отдельные положения Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона N 250-ФЗ), вступающие в силу с 01.10.2013.

Внесены изменения в статьи 2, 9, 16, 22, 22.1 Федерального закона N 122-ФЗ в части исключения действующей в настоящее время нормы о том, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (что создает предпосылки для внедрения возможности подачи документов для государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости) и передачи на межрегиональный уровень полномочий по принятию решений по регистрации прав в целях повышения производительности осуществления учетно-регистрационных процедур за счет перераспределения нагрузки между различными территориальными подразделениями в зависимости от интенсивности входящих потоков заявлений, а также минимизации взаимодействия должностных лиц, принимающих юридически значимые решения, с заявителями).

В статьи 7, 8 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в части регулирования порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), в частности:

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, должна будет содержать в том числе отметки о возражении в отношении зарегистрированного права на него;

снимаются ограничения на предоставление неограниченному кругу лиц сведений из ЕГРП о переходе прав на объекты недвижимости (в объеме сведений об основаниях перехода права, о дате перехода права, наименовании правообладателя - юридического лица, имени правообладателя - физического лица);

закрепляется возможность предоставления бесплатно сведений ЕГРП ограниченного доступа органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации;

по запросу нотариуса будут представляться в том числе сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным в связи с истребованием сведений и документов, необходимых для совершения нотариального действия;

устанавливается возможность предоставления сведений ЕГРП органам кадастрового учета в объеме, который необходим для работы указанных органов.

В статьях 6, 13, 25.1 Федерального закона N 122-ФЗ сокращен предельный (максимальный) общий срок осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 18 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для ее проведения.

Внесены изменения в статью 12 Федерального закона N 122-ФЗ, определяющую правила ведения ЕГРП, в том числе:

устанавливается возможность ведения ЕГРП в электронном виде;

из состава ЕГРП исключаются книги учета выданной информации о зарегистрированных правах и книги учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав;

полномочия по установлению правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов, а также порядка и сроков хранения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов возлагаются на Росреестр;

уточняется состав сведений подразделов ЕГРП;

устанавливается, что сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), считаются сведениями подраздела I ЕГРП.

Кроме того, пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ дополнен абзацем (подпункт "г" пункта 7 статьи 1 Федерального закона N 250-ФЗ), согласно которому при заявлении лица, обладающего зарегистрированным в ЕГРП правом собственности на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без его личного участия в ЕГРП вносится запись о таком заявлении.

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ в статью 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Согласно Информации Росреестра от 15.07.2016 в связи с указанными изменениями Закона прекращается выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных.

Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона N 250-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона N 122-ФЗ в части регламентации порядка удостоверения государственной регистрации прав, в частности:

проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП; при этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе;

проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки; при этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

В статьи 16, 18, 21 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в части установления возможности представления заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации документов, заявления об исправлении технической ошибки в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, требований к таким документам.

Федеральным законом N 250-ФЗ уточнен порядок представления документов на государственную регистрацию прав, в частности учредительных документов юридических лиц, документов об уплате государственной пошлины. В том числе предусматривается, что:

представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется, при этом заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе;

днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины;

если информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав отсутствует в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются и по истечении восемнадцати календарных дней с момента их поступления возвращаются заявителю;

учредительные документы юридического лица либо их нотариально удостоверенные копии или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица (статья 16 Федерального закона N 122-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Абзац пятый пункта 4 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ, предусматривающий, что если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в ГКН, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I ЕГРП, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным N 221-ФЗ, утрачивает силу (учитывая, что в Федеральный закон N 122-ФЗ внесены поправки, согласно которым сведения ГКН считаются сведениями ЕГРП).

Федеральным законом N 250-ФЗ внесены изменения в статьи 19, 20, 21 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которым уточнены:

основания приостановления государственной регистрации прав на основании судебного акта (так, государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов, а также при наличии оснований, указанных в пункте 4 статьи 19 Федерального закона N 122-ФЗ);

порядок направления (выдачи) уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав, сообщений об отказе в государственной регистрации прав;

перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка или пересечении границ одного земельного участка границ другого земельного участка;

порядок исправления технических ошибок, допущенных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права.

Федеральный закон N 122-ФЗ дополнен статьей 21.1, предусматривающей, что при изменении содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), которое не влечет за собой переход или прекращение права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости, соответствующие изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя (правообладателей).

Федеральным законом N 250-ФЗ внесены изменения в статьи 25, 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ в части уточнения основания государственной регистрации права собственности на создаваемый (созданный) объект недвижимого имущества: государственная регистрация прав на создаваемые (созданные) объекты недвижимого имущества осуществляется в том числе на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект. Кроме того, если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, основанием для государственной регистрации прав на него является в том числе разрешение на строительство.

Из статьи 25.5 Федерального закона N 122-ФЗ исключено указание на одновременную с государственной регистрацией перехода права собственности здание, строение или сооружение государственную регистрацию изменения арендатора в договоре аренды.

В статью 25.6 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения, уточняющие основания государственной регистрации перехода права на жилое помещение на основании договора купли-продажи жилого помещения, соответствующего условиям отнесения к жилью экономического класса.

Федеральным законом N 250-ФЗ установлено, что государственная регистрация арестов недвижимого имущества и залога, избранного в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, проводится без уплаты государственной пошлины в течение трех рабочих дней со дня поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, указанных в пункте 3 статьи 28 Федерального закона N 122-ФЗ документов.

Федеральный закон N 122-ФЗ дополнен статьей 28.1, определяющей порядок внесения в ЕГРП записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя (его законного представителя).

Также полагаем необходимым обратить внимание на отдельные положения Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона N 250-ФЗ), вступающие в силу с 01.10.2013.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ если документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь должны возвратить указанные документы в соответствующий орган кадастрового учета.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ для ведения ГКН будет применяться единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. При этом согласно изменениям, внесенным в часть 5 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ, для ведения государственного кадастра недвижимости до 01.01.2017 могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат; пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.

Федеральным законом N 250-ФЗ расширен состав сведений ГКН об объекте недвижимости (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ), в частности будут подлежать внесению:

кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;

номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости;

сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения ГКН), в случае, если указанные права не зарегистрированы в ЕГРП;

основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), определяемая Порядком ведения ГКН, и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;

сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных Порядком ведения ГКН;

степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;

наименование здания, сооружения, определяемое Порядком ведения ГКН при наличии такого наименования;

сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в объеме сведений, определенных Порядком ведения ГКН, а также сведения об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр, в объеме сведений, определенных Порядком ведения ГКН.

Федеральным законом N 250-ФЗ закреплена возможность предоставления бесплатно сведений, внесенных в ГКН, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации (пункт 4 части 12 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Статья 15 Федерального закона N 221-ФЗ изложена в новой редакции, устанавливающей обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в ГКН соответствующих сведений, в том числе органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений:

1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр;

3) об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Кроме того, часть 7 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ предусматривает возможность представления соответствующих документов в орган кадастрового учета заинтересованными лицами в случае, если в установленные сроки органы государственной власти и органы местного самоуправления не направят в орган кадастрового учета необходимые документы и соответствующие сведения не будут внесены в ГКН.

Федеральным законом N 250-ФЗ сокращен предельный (максимальный) срок осуществления государственного кадастрового учета до восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Статья 18 Федерального закона N 221-ФЗ, устанавливающая, что кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости, утрачивает силу (пункт 10 статьи 3 Федерального закона N 250-ФЗ).

Федеральным законом N 250-ФЗ исключается необходимость представления нотариально удостоверенной доверенности в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления будут подтверждаться доверенностью, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Также Федеральным законом N 250-ФЗ предусматривается расширение круга лиц, имеющих право обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений:

с заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), будут вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве (часть 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ);

с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением адреса объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описания местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное) и категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вправе обратиться любые лица (часть 3.1 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Федеральным законом N 250-ФЗ уточнен порядок представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ в редакции Федерального закона N 250-ФЗ).

Кроме того, статья 21 Федерального закона N 221-ФЗ дополнена частью 1.1 (подпункт "б" пункта 12 статьи 3 Федерального закона N 250-ФЗ), согласно которой межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Также Федеральным законом N 250-ФЗ:

внесены изменения в статьи 24, 25 Федерального закона N 221-ФЗ в части увеличения срока действия временного статуса сведений об объекте недвижимости и о части объекта недвижимости до пяти лет;

уточнен порядок осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости (статья 25 Федерального закона N 221-ФЗ);

внесены изменения в статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ, уточняющие основания для принятия решений о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, а также порядок уведомления заявителя о принятии такого решения. (Так, ранее несоответствие документов по форме или содержанию требованиям Федерального закона N 221-ФЗ являлось основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета; вносимые изменения предусматривают, что по названному основанию будет приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, что позволит заявителю дополнительно представить в орган кадастрового учета доработанные документы в течение срока приостановления.);

предусмотрено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (часть 13 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ);

уточнен порядок исправления ошибок в ГКН (статья 28 Федерального закона N 221-ФЗ).

Кроме того, отмечаем, что части 8 - 14 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ утрачивают силу с 01.10.2013.

Статья 47 Федерального закона N 221-ФЗ дополнена частью 12 (подпункт "в" пункта 33 статьи 3 Федерального закона N 250-ФЗ), которой устанавливается срок, с которого будут применяться положения Федерального закона N 221-ФЗ в части направления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия, - с 01.03.2015.

Заместитель руководителя

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА