Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен с 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 27.10.2023 N 795).

Таблица 2. Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Структура программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"

864

576

ОП.00

Общепрофессиональный учебный цикл

408

272

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся

по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

контролировать выполнение заземления, зануления;

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;

знать:

основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

основные законы электротехники;

правила графического изображения и составления электрических схем;

методы расчета электрических цепей;

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

основные элементы электрических сетей;

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;

способы экономии электроэнергии;

правила сращивания, спайки и изоляции проводов;

виды и свойства электротехнических материалов;

правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

ОП.01.

Электротехника

ОК 2

ОК 3

ОК 5

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;

знать:

общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;

основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;

геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;

требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем

ОП.02.

Техническое черчение

ОК 1 - 6

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

определять оптимальные условия проведения химико-технологических процессов;

составлять и делать описание технологических схем химических процессов;

знать:

основные типы, конструктивные особенности и принцип работы технологического оборудования химических производств;

теоретические основы физических, физико-химических и химических процессов;

технологические системы основных химических производств и их аппаратурное оформление

ОП.03.

Общая химическая технология

ОК 1 - 6

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

определять типовые процессы и осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам;

составлять уравнения и рассчитывать основные параметры химических процессов;

читать и изображать технологические схемы;

знать:

методику расчета материального и теплового балансов процессов и аппаратов;

методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;

основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;

типичные химико-технологические системы и их аппаратурное оформление;

характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных

ОП.04.

Процессы и аппараты

ОК 2 - 6

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;

читать кинематические схемы;

определять напряжения в конструкционных элементах;

знать:

виды износа и деформации деталей и узлов;

виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;

кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;

назначение и классификацию подшипников;

основные типы смазочных устройств;

типы, назначение, устройство редукторов;

трение, его виды, роль трения в технике;

устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;

методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации

ОП.05.

Основы технической механики

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

знать:

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

права и обязанности работников в области охраны труда;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

ОП.06.

Охрана труда

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32

ОП.07.

Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

П.00

Профессиональный учебных цикл

376

264

ПМ.00

Профессиональные модули

376

264

ПМ.01

Ведение базовых технологических процессов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения стадий процесса выделения чистых продуктов фракционной разгонкой, управления технологическим процессом конверсии, отдельными стадиями технологического процесса концентрирования растворов серной и азотной кислот, приготовления сырой смеси заданного состава в производстве концентрированной азотной кислоты методом прямого синтеза;

по показаниям контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) и результатам анализов предупреждения и устранения причин отклонения от норм технологического режима;

уметь:

вести отдельные стадии технологического процесса выделения из технологического цикла чистых полезных продуктов (метанола, желтого масла и др. компонентов) фракционной разгонкой под руководством аппаратчика более высокой квалификации;

вести процесс дистилляции фильтрата непрерывным разделением под давлением с выделением головных фракций;

вести процесс перекристаллизации кубового продукта с выделением диметилтерефталата;

вести технологический процесс конверсии;

принимать газ или раствор, насыщать парами, смешивать компоненты;

вести конверсию при высокой и средней температуре;

вести технологический процесс получения концентрированной азотной кислоты методом прямого синтеза в автоклавах высокого давления;

вести технологический процесс концентрирования растворов серной и азотной кислот методом концентрирования;

вести технологический процесс приготовления сырой смеси заданного состава в производстве концентрированной азотной кислоты методом прямого синтеза;

принимать сырье и вспомогательные материалы;

контролировать и регулировать расход, температуру, давление пара, газов, воды и других компонентов по показаниям КИП и результатам химических анализов;

обращаться с токсичными, пожаро- и взрывоопасными веществами;

готовить растворы заданной концентрации;

отбирать пробы, проводить несложные анализы;

проводить необходимые расчеты по расходу сырья и выходу готового продукта;

подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;

наблюдать и снимать показания контрольно-измерительных приборов;

наблюдать процесс по внешним признакам;

выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;

соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;

пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;

вести записи в производственном журнале;

знать:

физико-химические свойства сырья и готовой продукции, катализаторов;

технологические схемы и сущность технологических процессов выделения чистых продуктов фракционной разгонкой, конверсии, концентрирования растворов серной и азотной кислот, приготовления сырой смеси заданного состава;

устройство основного и вспомогательного оборудования: дистилляционных колонн, перекристаллизаторов с мешалкой, емкостей, фильтров, насосов, конвертеров, реакторов, котлов-утилизаторов, смесителей, муфельных печей, барабанных вакуум-фильтров, автоклавов;

назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;

возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;

правила отбора проб и методику проведения анализов;

правила приема и сдачи смены

МДК.01.01.

Технологический процесс выделения чистых полезных продуктов фракционной разгонкой

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

МДК.01.02.

Технологический процесс конверсии

МДК.01.03.

Технологический процесс концентрирования растворов серной и азотных кислот

МДК.01.04.

Технологический процесс приготовления сырой смеси заданного состава в производстве концентрированной азотной кислоты методом прямого синтеза

ПМ.02

Ведение технологических процессов цианистых производств

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологического процесса азотирования, получения дициандиамида, цианистых металлов;

уметь:

вести технологический процесс азотирования с целью получения цианамида кальция воздействием на карбид кальция азотом;

вести технологический процесс получения дициандиамида гидролизом цианамида кальция с последующей фильтрацией, карбонизацией соли и полимеризацией цианамида кальция в дициандиамид;

вести технологический процесс получения цианистых металлов;

контролировать и регулировать показатели технологических процессов по всем отделениям производства (синтеза, абсорбции, фильтрации, сушки);

подготавливать и обслуживать технологическое оборудование: цианамидные печи, карбонизаторы, полимеризаторы, пароэжекционные установки, насосы, реакторы,

нутчфильтры, вентиляторы, электротельферы;

подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;

наблюдать и снимать показания контрольно-измерительных приборов;

наблюдать процесс по внешним признакам;

выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;

соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;

пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;

вести записи в производственном журнале;

знать:

физико-химические свойства сырья и готовой продукции;

технологические схемы и сущность технологических процессов азотирования, получения дициандиамида, цианистых металлов;

устройства основного и вспомогательного оборудования: цианамидных печей, карбонизаторов, полимеризаторов, пароэжекционных установок, насосов, реакторов, нутчфильтров, вентиляторов, электротельферов;

технологический режим и правила регулирования процесса;

назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;

возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;

правила отбора проб и методику проведения анализов;

правила приема и сдачи смены

МДК.02.01.

Технологический процесс азотирования с целью получения циандиамида кальция

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

МДК.02.02. Технологический процесс дициандиамида

МДК.02.03.

Технологический процесс получения цианистых металлов

ПМ.03

Ведение технологических процессов производства неорганических удобрений

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов выпаривания и гранулирования плава аммиачной селитры, производства аммиачной и калиевой селитр, получения нитрата и нитрита натрия, сульфата аммония;

уметь:

вести технологический процесс выпаривания и гранулирования плава аммиачной селитры;

вести технологический процесс производства аммиачной селитры;

вести технологический процесс производства калиевой селитры конверсионным способом из натриевой селитры и хлористого калия методом катионного обмена;

вести технологический процесс получения нитрата и нитрита натрия из щелоков щелочной абсорбцией;

вести технологический процесс получения сульфата аммония;

подготавливать и обслуживать основное и вспомогательное оборудование: абсорберы, выпарные аппараты, кристаллизаторы, центрифуги, насосы, вентиляторы, емкости);

подготавливать установку к работе, ее пуску и остановке;

наблюдать и снимать показания контрольно-измерительных приборов;

наблюдать процесс по внешним признакам;

выявлять и устранять нарушения хода технологического процесса по результатам лабораторных анализов, наблюдений и расчетов;

соблюдать правила охраны труда, промышленной и экологической безопасности и внутреннего распорядка;

пользоваться средствами индивидуальной защиты и средствами предупреждения и тушения пожаров;

вести записи в производственном журнале;

знать:

физико-химические свойства сырья и готовой продукции;

технологические схемы и сущность технологических процессов выпаривания и гранулирования плава аммиачной селитры, производства аммиачной и калиевой селитр, получения нитрата и нитрита натрия, сульфата аммония;

устройство основного и вспомогательного оборудования: абсорберов, выпарных аппаратов, кристаллизаторов, центрифуг, насосов, вентиляторов, емкостей);

технологический режим и правила регулирования процесса;

назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;

возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;

правила отбора проб и методику проведения анализов;

правила приема и сдачи смены

МДК.03.01.

Технологический процесс выпаривания и гранулирования плава аммиачной селитры

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПК 3.5

МДК.03.02.

Технологический процесс производства аммиачной и калиевой селитр

МДК.03.03.

Технологический процесс получения нитрата и нитрита натрия, сульфата аммония

ПМ.04

Ведение технологических процессов производства корунда

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов окраски квасцов;

отжига кристаллов корунда, получения искусственных корундов;

уметь:

вести технологический процесс смешения и окраски квасцов;

добавлять красители, перемешивать квасцы вручную;

выгружать и загружать квасцы в смеситель;

заполнять тигли окрашенными квасцами, загружать их в печь и выгружать;

вести расчет и учет расхода красителей по видам корунда;

наблюдать за работой смесителей;

выполнять несложный ремонт оборудования и коммуникаций;

вести технологический процесс отжига кристаллов корунда;

подготавливать печь и контейнер для загрузки кристаллов корунда;

взвешивать, подносить и загружать кристаллы в печь;

выгружать кристаллы и сдавать их в отдел технического контроля (ОТК);

регулировать температуру печи, силу тока, подачу в охлажденную систему с помощью КИП и визуального наблюдения;

наблюдать за работой вакуум-насосов электропечи и связанных с ними электрооборудования и приборов;

подготавливать обслуживаемое оборудование к пуску и остановке;

вести технологический процесс получения искусственных корундов;

контролировать и регулировать наличие сырья: пудры окиси алюминия, качества задела, равномерной подачи и расхода водорода, кислорода, пудры окиси алюминия, центровки свечи в аппарате, давления и расхода водорода и кислорода, диаметра расплавленного слоя пудры окиси алюминия с помощью КИП и визуального наблюдения;

охлаждать в печи, выгружать кристаллы из аппарата;

обслуживать кристаллизационные аппараты и другое оборудование, наблюдать за их работой;

знать:

физико-химические свойства сырья и готовой продукции;

технологические схемы и сущность технологических процессов окраски квасцов, отжига кристаллов корунда;

получения искусственных корундов;

устройства основного и вспомогательного оборудования: смесителей, электропечей, вакуум-насосов, кристаллизационных аппаратов;

схему арматуры и коммуникаций;

технические условия на готовую продукцию и методику проведения расчетов;

технологический режим и правила регулирования процесса;

назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;

возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;

правила отбора проб и методику проведения анализов;

правила приема и сдачи смены;

технологическую схему процесса производства корунда;

правила регулирования процесса

МДК.04.01.

Технологический процесс окраски квасцов

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 6

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

МДК.04.02.

Технологический процесс отжига кристаллов корунда

МДК.04.03.

Технологический процесс получения искусственных корундов

ПМ.05

Ведение технологических процессов органического синтеза

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

ведения технологических процессов получения АГ-соли, адипиновой кислоты, адипонитрила, процессов оксимирования;

уметь:

вести отдельные стадии технологического процесса получения АГ-соли под руководством аппаратчика более высокой квалификации;

контролировать и регулировать температуру в аппаратах, давление пара, поступающего на обогрев, фильтрации раствора АГ-соли по показаниям КИП и результатам анализа;

вести технологический процесс получения адипиновой кислоты окислением циклогексанола азотной кислотой под давлением в присутствии медно-ванадиевого катализатора;

контролировать и координировать работу отдельных узлов производства: реакторного, подготовки катализатора, центрифугирования, вакуум-кристаллизации, сушильного, концентрирования азотной кислоты;

вести технологический процесс получения адипонитрила путем взаимодействия адипиновой кислоты и аммиака в присутствии катализатора (фосфорной кислоты на силикагеле);

загружать адипиновую кислоту и катализаторы в реакторы;

подавать даутерм на обогрев реакционных кубов;

подавать в реакционные кубы аммиак;

проводить очистку адипонитрила в колонне отгонки, проводить кристаллизацию чистого адипонитрила;

проводить слив горячих кубовых остатков в барабаны и транспортировать их в отвал;

вести технологический процесс оксимирования;

разделять реакционную смесь на циклогексаноноксим и раствор сульфата аммония;

экстрагировать циклогексаноноксим циклогексаноном из раствора сульфата аммония;

передавать осушенный циклогексаноноксим и сульфат аммония на дальнейшую переработку;

контролировать и регулировать расход циклогексанона и гидроксиламинсульфата, температуру реакционной массы, концентрацию растворов, pH-среды, уровней с помощью КИП и по результатам проводимых анализов;

обслуживать оксиматоры, осушители, экстракторы, отстойники;

наблюдать за работой оборудования отделения и КИП;

участвовать в пуске и остановке оборудования и выполнении несложного ремонта;

вести записи в производственном журнале; знать:

физико-химические свойства сырья и готовой продукции;

технологические схемы и сущность технологических процессов получения АГ-соли, адипиновой кислоты, адипонитрила, процессов оксимирования;

устройства основного и вспомогательного оборудования: реакторов, фильтров, центрифуг, кристаллизаторов, вакуум-кристаллизаторов, дозаторов, сушилок, колонн отгонки, теплообменного;

схему арматуры и коммуникаций;

технические условия на готовую продукцию и методику проведения расчетов;

технологический режим и правила регулирования процесса;

назначение и правила пользования КИПиА на обслуживаемом участке и схему коммуникаций;

возможные нарушения технологического режима, их причины, способы предупреждения и устранения;

правила отбора проб и методику проведения анализов;

правила приема и сдачи смены;

технологическую схему процесса органического синтеза;

правила регулирования процесса

МДК.05.01.

Технологический процесс получения АГ-соли

ОК 1 - 3

ОК 6

ПК 5.1 - 5.4

МДК.05.02.

Технологический процесс получения адипиновой кислоты

МДК.05.03.

Технологический процесс получения адипонитрила

МДК.05.04.

Технологический процесс оксимирования

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40

ОК 2

ОК 6

ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС

(определяется образовательной организацией)

216

144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС

1080

720

УП.00

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

19 нед./39 нед.

684/1404

ОК 1 - 6

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.5

ПК 4.1 - 4.3

ПК 5.1 - 5.4

ПП.00

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)

(см. текст в предыдущей редакции)

ПА.00

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)

(см. текст в предыдущей редакции)

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

1 нед./2 нед.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)

(см. текст в предыдущей редакции)