Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.2. Требования к производственным помещениям

3.2.1. Здания и помещения завода должны содержаться в исправном состоянии и чистоте. Для каждого цеха, отделения должен быть установлен порядок уборки помещений и график осмотра перекрытий, а также очистки от пыли и загрязнений оконных проемов и фонарей.

Осмотр несущих конструкций перекрытий должен осуществляться специализированной организацией, имеющей лицензию.

В зимнее время крыши и карнизы зданий должны своевременно очищаться от снега и наледи. Крыши зданий экипировки должны регулярно очищаться от скопления песка.

3.2.2. Проходы внутри цехов и отделений должны иметь ширину не менее 1 м. Ширина проездов для авто- и электрокаров вдоль цеха должна быть 1,8 м, а вдоль торцовых стен - 3 м. Границы проходов и проездов должны быть размечены белыми линиями. Проходы и проезды не допускается загромождать оборудованием и различными материалами.

3.2.3. Полы в производственных помещениях завода должны содержаться в исправном состоянии и иметь ровную, удобную для очистки поверхность.

В отделениях, участках по ремонту топливной аппаратуры, аккумуляторных, гальванических, водоподготовительных, смазкораздаточных и других помещениях завода, в которых применяют нефтепродукты, кислоты, щелочи и другие опасные вещества, полы и стены должны быть устойчивы к этим веществам и не допускать их накопления (сорбции). Для отведения пролитых на пол жидкостей необходимо иметь стоки (уклоны) к сборным колодцам.

3.2.4. Ворота в цехах должны плотно закрываться. Открытие (поднятие) и закрытие (опускание) ворот должно быть механизировано. Механизм открытия ворот стойловой части должен быть сблокирован с устройством включения тепловых завес. Калитки ворот и зданий должны быть утеплены и плотно закрываться.

Ворота подъемного типа должны быть оборудованы устройствами, фиксирующими подъемные части ворот при их подъеме в верхнем положении, обеспечивающем проход подвижного состава, а также удерживающими их от самопроизвольного закрытия (падения) при аварийных ситуациях (обрыв троса, поломка электропривода лебедки, обрыв направляющих роликов).

Помещения проходного типа должны оборудоваться блокировкой противостоящих торцовых ворот, исключающей возможность их одновременного открытия с противоположных сторон.

В холодное время года ворота следует открывать только при подходе подвижного состава и закрывать немедленно после его прохода в цех.

В цехах завода, расположенных в северной строительно-климатической зоне, должны быть устроены тамбуры в соответствии со СНиП 31-03.

3.2.5. Устройство внутренних рам оконных проемов зданий завода должно позволять производить протирку внутренних поверхностей стекол.

3.2.6. Смотровые канавы должны иметь гладкие, легко моющиеся стены, освещение, отопление, а дно канав - уклон к сборным колодцам.

Ниши, устраиваемые для размещения светильников и присоединения обдувочных воздушных рукавов, должны быть защищены от попадания смазки и загрязнений.

Для перехода через смотровые канавы на два локомотива или более необходимо устраивать переходные мостики, имеющие ширину не менее 800 мм. Поверхность металлических мостиков должна быть выполнена с насечкой.

3.2.7. В стойловой части цеха должны быть технологические боковые платформы и пониженные полы. Верхние площадки технологических платформ для выхода на крышу подвижного состава должны быть на высоте 4,2 м от уровня головки рельса, а нижние для входа в кузов (грузовой вагон) - на высоте 1,9 м от уровня головки. На этом же уровне должны размещаться откидные торцовые площадки. По наружным краям площадок должны быть перила высотой 0,9 м; нижняя часть перил на высоту 140 мм должна выполняться сплошной.

3.2.8. На пескозаправочных участках, имеющих контактный провод, верхние площадки боковых платформ должны иметь калитки для выхода на крышу электровоза, запоры которых сблокированы с секционным разъединителем. Лестницы для подъема на площадку или сами площадки должны быть оборудованы сигнализацией о наличии или отсутствии напряжения в контактной сети.

Под технологическими платформами должны быть светильники в закрытом исполнении, обеспечивающие освещение рабочих мест слесарей.

3.2.9. Производственные помещения, участки, позиции и рабочие места должны располагаться по технологическому потоку ремонта так, чтобы пути передвижения ремонтируемого подвижного состава, его агрегатов и узлов, внутрицеховых транспортных средств и работников были минимальными и перекрещивались как можно реже.

Перед въездом в сборочные цеха заводов должны быть установлены технические устройства, предотвращающие самопроизвольный въезд подвижного состава в цех.

3.2.10. Помещения цехов и служебно-бытовые помещения завода должны быть соединены между собой теплыми переходами.

3.2.11. Позиции подготовки (обдувка, очистка, обмывка, сушка подвижного состава и его узлов), расположенные в закрытых стойлах, необходимо отделять от других помещений и отделений завода стенами, обеспечивающими звукоизоляцию до установленных норм. Эти позиции должны, как правило, располагаться рядом с цехами ремонта и иметь необходимое оборудование для механизированной обдувки, очистки, обмывки и сутки подвижного состава и его узлов.

Пульт управления указанным оборудованием должен располагаться в помещении завода, изолированном от позиции обмывки и машинного отделения.

3.2.12. Позиции дробе- и пескоструйной очистки подвижного состава перед окраской должны располагаться в специальной изолированной камере (помещении), выполненной в соответствии с проектом, согласованным с дорожным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге.

Пульт управления дробеструйной установкой должен располагаться вне специальной изолированной камеры (помещения). Привод замка двери для входа в специальную изолированную камеру (помещение) должен быть сблокирован с пультом управления дробеструйной установки, исключающим доступ работников завода в помещение во время работы дробеструйной установки.

3.2.13. Позиции для малярных работ по окраске подвижного состава должны располагаться в отдельных изолированных помещениях завода, соответствующих Правилам техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта, ГОСТ 12.3.005 и Межотраслевым правилам по охране труда при окрасочных работах.

Установка для окраски кузовов подвижного состава в электростатическом поле должна эксплуатироваться в закрытом изолированном помещении завода.

Позиция для окраски подвижного состава должна быть оборудована общей приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией и оснащена средствами противопожарной автоматики и первичными средствами пожаротушения.

3.2.14. В малярных и краскозаготовительных отделениях отопительные приборы должны быть легко доступны для очистки и иметь гладкую окрашенную поверхность. Применение ребристых труб для отопления окрасочных участков не допускается.

Все малярные помещения завода должны иметь устройства для естественного проветривания независимо от наличия вентиляции с искусственным побуждением.

Краскозаготовительное отделение должно располагаться в отдельном помещении завода с перегородками из несгораемого материала.

В малярном и краскозаготовительном отделениях внутренние поверхности стен должны быть облицованы плиткой не менее чем на 2/3 высоты стен. Верхние участки стен могут быть покрашены или побелены.

Полы в малярном и краскозаготовительном отделениях должны быть гладкими, водонепроницаемыми, легко очищаемыми, нескользкими и иметь уклоны для стока воды. Стены и окна помещений малярного и краскозагоговительного отделений заводов должны не реже одного раза в месяц очищаться и промываться. Полы малярного и краскозаготовительного отделений заводов должны очищаться ежедневно.

3.2.15. Закрытое помещение завода для реостатных испытаний тепловозов и электровозов должно быть отделено от других цехов и отделений стенами, обеспечивающими звукоизоляцию до установленных норм, а также иметь вентиляционное устройство для удаления выхлопных газов и сквозной железнодорожный путь, обеспечивающий въезд и выезд тепловоза в обе стороны.

В закрытом помещении завода и на открытой площадке реостатных испытаний управление и контроль за работой дизель-генераторной установки тепловоза должен осуществляться из специального помещения завода, имеющего звукоизоляцию. Из специального помещения завода, имеющего звукоизоляцию, должна быть устроена переходная площадка с перилами высотой 0,9 м к входной двери тепловоза. Одно из окон должно быть расположено против бокового окна кабины машиниста тепловоза.

3.2.16. Испытательная станция электрических машин должна располагаться в отдельном помещении завода или в пролете электромашинного цеха с ограждением металлической сеткой высотой не менее 1,8 м. Стенды для установки испытываемых электрических машин должны быть расположены в подкрановом поле электромашинного цеха.

Замок двери ограждения испытательной станции должен иметь блокировку в цепи предупредительной сигнализации о подаче напряжения. Ограждения электрооборудования, размещенного на испытательной станции (щитов, пультов, колодок с выводами), должны иметь блокировочные устройства, обеспечивающие снятие напряжения на испытываемых объектах при открытии ограждений.

Машинные агрегаты и другие источники шума по возможности должны быть вынесены в отдельные помещения завода, размещены под полом или звукоизолированы.

3.2.17. Рабочие места для разогрева и нанесения графитовой смазки на полозы токоприемников на позиции их ремонта должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией.

3.2.18. Пропиточно-сушильное отделение должно быть расположено в отдельном помещении завода, изолированном от соседних отделений и участков сплошными огнестойкими перегородками. Помещение пропиточно-сушильного отделения должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, а также автоматическими установками пожаротушения.

Электрооборудование пропиточно-сушильного отделения должно быть выбрано для взрывоопасного помещения класса В-16 в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

Аппараты открытого исполнения для включения и отключения оборудования пропиточно-сушильного отделения следует вынести за его пределы.

3.2.19. Аккумуляторное отделение должно располагаться в помещениях завода, изолированных от других цехов и отделений. Двери, ведущие в аккумуляторное отделение, должны открываться наружу. Все помещения отделения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией. Наряду с общеобменной вентиляцией в помещении зарядной станции должны быть встроенные местные отсосы от отсеков для заряда аккумуляторных батарей. При отключении вентиляции заряд батарей должен автоматически прекращаться.

В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для заряда. Ремонт, приготовление электролита и заряд кислотных и щелочных аккумуляторных батарей необходимо производить в разных помещениях завода.

В зарядном, моечно-разборочном и сборочном отделениях должны быть устроены трапы-сборники, позволяющие производить уборку полов водой из шланга.

Полы и стены на высоте до 2 м от пола в аккумуляторном отделении должны иметь в зависимости от типа аккумуляторов кислото- или щелочестойкое покрытие. Полы должны иметь уклон в сторону трапов-сборников для стока жидкостей.

Электроосветительное и другое электрооборудование зарядного помещения в аккумуляторном отделении, расположенное на 1/3 высоты от потолка, должно быть выбрано для взрывоопасного помещения класса В-16 в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

Аккумуляторный участок должен быть оборудован водопроводом и изолированной канализацией для отвода промывочной воды и негодного электролита с выходом в наружный отстойник, позволяющий нейтрализовать сточные воды.

3.2.20. Отделение по ремонту и испытанию топливной аппаратуры дизелей должно располагаться в двух помещениях завода: одно - для испытательных стендов форсунок, плунжерных пар, топливных насосов, регуляторов частоты вращения, другое - для ремонта топливной аппаратуры. Помещение для испытаний должно быть отделено от других помещений завода звуконепроницаемыми стенами и иметь вытяжную вентиляцию с местными отсосами.

3.2.21. В гальваническом отделении должны быть изолированные помещения завода для травления и обезжиривания, полировки, гальванических покрытий и приготовления электролита. Эти помещения завода должны иметь уклон к трапу для сточных вод. Стены на высоте до 2 м от пола должны иметь покрытие из влагостойких материалов. Отделение должно иметь приточно-вытяжную вентиляцию.

3.2.22. Газогенераторное помещение должно быть отделено от других помещений завода огнезащитной стеной. Двери должны открываться наружу и иметь замок. Иловые карбидные остатки, удаляемые из газогенераторов, необходимо укладывать и вывозить в металлических или полимерных ящиках в специально отведенные места.

3.2.23. Помещение сварочного отделения должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Постоянные рабочие места должны быть ограждены стенами или щитами. Каждое рабочее место должно иметь местную вытяжную вентиляцию.

В сварочной кабине должно свободно размещаться сварочное оборудование, а также стеллажи для ремонтируемых деталей. Площадь для работы сварщика в сварочной кабине должна быть не менее 4,5 м2.

Сварочное отделение должно размещаться у наружных стен зданий.

Стены и потолки помещений для сварки, а также ширмы и щиты, ограждающие рабочее место сварщика, должны быть окрашены в серый, желтый или голубой тона с диффузным (рассеянным) отражением света.

3.2.24. Помещения завода для ремонта стеклопластиковых кожухов, а также для изготовления и ремонта других полимерных деталей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

3.2.25. В отделениях приготовления охлаждающей воды и насосных обмывочных установок полы должны быть водонепроницаемыми и иметь уклон для стока.

В местах постоянного пребывания рабочих полы должны покрываться теплоизолирующими настилами.

3.2.26. Системы отопления, теплозащиты и воздушно-тепловые завесы в стойловой части цеха должны обеспечивать температуру воздуха в помещениях завода на постоянных рабочих местах на время открывания ворот не ниже 12 °C с восстановлением до нормальной в течение 10 мин.

При отсутствии рабочих мест вблизи дверей, ворот и технологических проемов допускается понижение температуры воздуха при их открывании в этой зоне до 5 °C с восстановлением до нормы через 20 мин.

Для участков, имеющих избыточное тепловыделение более 23 Вт/м3 и газовыделения, воздух необходимо подавать в рабочую зону; выпускать воздух через полочные насадки необходимо на высоте 1,5 - 1,8 м от пола.

Вентиляционные установки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021.

3.2.27. Включение встроенных отсосов должно быть сблокировано с органами управления оборудованием.

В холодный и переходный периоды года во все помещения завода, оборудованные местной вытяжной вентиляцией, должен подаваться подогретый приточный воздух.

Для рециркуляции допускается использовать воздух помещений завода, в которых отсутствует выделение вредных веществ или если выделяющиеся вещества относятся к IV классу опасности и концентрация этих веществ в подаваемом в помещение воздухе не превышает 30% предельно допустимых концентраций.

3.2.28. Контактная сеть перед зданием цеха должна быть заземлена и иметь анкеровочный и секционный изоляторы, а между ними - нейтральную вставку.

Электровоз должен быть полностью введен внутрь цеха за пределы участка секционирования контактной сети.

3.2.29. Очистка светильников в производственных помещениях завода должна производиться в зависимости от состояния воздушной среды и эксплуатационной группы светильников.

В помещениях завода с воздушной средой, содержащей в рабочей зоне пыль, дым, копоть в концентрации:

от 1 до 5 мг/м (кузнечные, сварочные отделения) количество чисток составляет - 6, 4 или 2 раза в год;

менее 1 мг/м (цеха ремонта, сборочные, колесные, тележечные, механические, инструментальные) количество чисток составляет - 4, 2 или 1 раз в год.

Остекление световых проемов (окна, крышевые фонари) должно очищаться не реже 2-х раз в год.

3.2.30. Наружное и внутреннее цветовое оформление зданий, сооружений и оборудования помещений завода должны быть выполнены в соответствии с Инструктивными указаниями по расчету, проектированию естественного освещения и цветовой отделке интерьеров эксплуатируемых предприятий железнодорожного транспорта.