1. В целях настоящих Методических рекомендаций под "бюджетом для граждан" (далее - бюджет для граждан) понимается документ (брошюра), (информационный ресурс), содержащий основные положения проекта бюджета (закона (решения) о бюджете, закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год) субъекта Российской Федерации, муниципального образования в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме, разрабатываемый в целях ознакомления граждан с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных ассигнований.
2. Финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - финансовый орган публично-правового образования) рекомендуется составлять и публиковать бюджеты для граждан на основе следующих документов:
проекта закона (решения) о бюджете, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
проекта закона (решения) об исполнении бюджета, внесенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
закона (решения) об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;
иных актов (решений) органов власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
3. По решению финансового органа публично-правового образования бюджеты для граждан могут уточняться в соответствии с внесением изменений в закон (решение) о бюджете.
4. В бюджеты для граждан рекомендуется включать контактную информацию для граждан, в том числе сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты, графике работы финансового органа публично-правового образования, графике личного приема граждан руководством финансового органа.
5. В процессе формирования бюджетов для граждан финансовому органу публично-правового образования рекомендуется провести общественные обсуждения содержания и способа представления бюджетов для граждан с использованием в том числе заседаний рабочих групп, комиссий, опросов, горячих линий.
6. Финансовому органу публично-правового образования рекомендуется, в том числе с учетом результатов общественных обсуждений, включать в бюджеты для граждан раздел "Дополнительная информация", содержащий, в частности, краткие версии государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ; обоснования бюджетных ассигнований по наиболее значимым расходным обязательствам, данные о плановых и фактических значениях отдельных показателей, характеризующих результаты использования бюджетных ассигнований.
7. В структуру бюджета для граждан также рекомендуется включить приветственное слово (обращение к гражданам) руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы местной администрации, главы муниципального образования).
8. В целях дополнительного информирования граждан финансовым органам публично-правового образования рекомендуется при составлении бюджета для граждан использовать по выбору удельные и подушевые показатели доходов и расходов бюджета, в том числе в сравнении с аналогичными показателями других субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за год, предшествующий составлению бюджета для граждан, в соответствии с примерным перечнем показателей, рекомендуемых финансовым органам субъектов Российской Федерации для включения в бюджеты для граждан, приведенным в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, и финансовым органам муниципальных образований в соответствии с показателями, приведенными в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
9. Бюджеты для граждан подлежат опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе посредством размещения:
на официальном сайте публично-правового образования, финансового органа публично-правового образования;
на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
ином информационном ресурсе на усмотрение финансового органа публично-правового образования.
10. В целях обеспечения прозрачности и доступности информации при формировании бюджетов для граждан рекомендуется использовать различные методы визуализации данных, в том числе графики, диаграммы, рисунки, схемы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей