Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение

к приказу ФОМС

от 14 ноября 2013 г. N 229

КонсультантПлюс: примечание.

Письмом ФФОМС от 13.12.2013 N 8404/21-4/и в дополнение к данным рекомендациям направлена Расшифровка клинико-статистических групп в соответствии с классификацией заболеваний МКБ-10 и Инструкция по группировке, содержащую алгоритм формирования терапевтических, хирургических и комбинированных клинико-статистических групп.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СПОСОБАМ ОПЛАТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ И В ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРАХ НА ОСНОВЕ

ГРУПП ЗАБОЛЕВАНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ КЛИНИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУПП

(КСГ) И КЛИНИКО-ПРОФИЛЬНЫХ ГРУПП (КПГ) ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ

СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлен способ оплаты за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний).

Оплата специализированной медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, на основе групп, объединяющих заболевания, в том числе КСГ, осуществляется во всех страховых случаях.

Исключение составляют:

- социально-значимые заболевания;

- методы, используемые при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, вошедшие в систему обязательного медицинского страхования с 1 января 2014 года;

- отдельные методы и технологии при лечении заболеваний и состояний, на которые Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи установлены нормативы стоимости.

Модель финансового обеспечения специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах основана на объединении заболеваний в группы (КСГ или КПГ).

Расчет величины коэффициента относительной затратоемкости КСГ и КПГ проведен с учетом стоимости стандартов медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также стоимости набора медицинских услуг, оказываемых при заболеваниях, на которые стандарты не установлены.

Оплата оказанной специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в дневных стационарах осуществляется в разрезе КСГ или с учетом ежегодно устанавливаемых нормативов финансовых затрат.

Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет способ оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях:

- на основе клинико-профильных групп (КПГ), объединяющих заболевания;

- на основе клинико-статистических групп (КСГ), объединяющих заболевания.

При этом не исключается возможность сочетания использования этих способов при различных заболеваниях. Способ оплаты устанавливается Тарифным соглашением.

Формирование КПГ осуществляется на основе профилей медицинской деятельности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г. N 24440.

Формирование КСГ осуществляется на основе совокупности следующих основных параметров, определяющих относительную затратоемкость лечения пациентов:

- наличие или отсутствие хирургических операций;

- диагноз по МКБ-10;

- возрастная категория пациента;

- вес при рождении (для новорожденных);

- сопутствующий диагноз (осложнение заболевания) по МКБ-10;

- код применяемой медицинской технологии.

КСГ подразделяются на три подгруппы: хирургические (включающие операции), терапевтические и комбинированные.

Перечень клинико-статистических групп заболеваний, в том числе количественное наполнение указанных групп, подготовлены и доработаны с учетом предложений и замечаний субъектов Российской Федерации, в рамках работы, проводимой Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13.09.2012 N 191). Перечень КСГ и КПГ и коэффициенты относительной затратоемкости, взамен ранее рекомендованных, представлены в приложении 1.

Расшифровка терапевтических групп в соответствии с МКБ-10 и хирургических групп в соответствии с номенклатурой услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1664н (далее - Номенклатура), а также правила группировки случаев и правила учета дополнительных критериев (вес, сопутствующий диагноз и др.) представляются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования в электронном виде.

Формирование комбинированных групп осуществляется с учетом сочетания диагноза, операции и используемой медицинской технологии.

В случае, если при оказании медицинской помощи пациенту было выполнено хирургическое вмешательство, оплата осуществляется по хирургической клинико-статистической подгруппе заболеваний. Отнесение случая лечения к конкретной клинико-статистической группе заболеваний осуществляется в соответствии с кодом Номенклатуры.

Если в рамках одного случая лечения пациенту было оказано несколько хирургических вмешательств, оплата осуществляется по клинико-статистической группе заболеваний, которая имеет более высокий коэффициент относительной затратоемкости. В ряде случаев, предусмотренных правилами группировки, отнесение хирургического случая к той или иной КСГ может осуществляться с учетом клинического и/или сопутствующих диагнозов.

Для осуществления возможности отнесения случая к хирургической клинико-статистической группе заболеваний в субъекте Российской Федерации необходимо обеспечить осуществление медицинскими организациями учета выполненных хирургических вмешательств пациентам согласно Номенклатуре.

В том случае, если при оказании медицинской помощи пациенту не выполнялось хирургическое вмешательство, оплата осуществляется по терапевтической клинико-статистической группе заболеваний. Отнесение случая лечения к той или иной КСГ осуществляется в соответствии с кодом диагноза по МКБ-10. В случае если пациенту оказывалось оперативное лечение и затратоемкость хирургической группы, к которой был отнесен данный случай, меньше затратоемкости терапевтической группы, к которой его можно было отнести в соответствии с кодом МКБ-10, оплата осуществляется по терапевтической группе.

Группировка выглядит следующим образом.

Для терапевтических групп (признак операции отсутствует).

По коду МКБ-10 основного клинического диагноза случай относится к соответствующей КСГ. Далее проверяется наличие дополнительных классификационных критериев, с учетом которых осуществляется отнесение случая к конкретной КСГ (Пример: если у больного с диагнозом E10.9 возраст меньше 15 лет, он относится к КСГ "Сахарный диабет у детей". Если же возраст больше 15 лет, он относится к КСГ "Сахарный диабет у взрослых").

По некоторым видам помощи (например, политравма) анализируются коды вторичных диагнозов, и в определенных случаях они будут влиять на группировку.

Для хирургических групп (признак операции присутствует).

По коду Номенклатуры основной операции осуществляется отнесение случая к хирургической группе.

По коду основного терапевтического диагноза проверяется, входит ли данный диагноз в перечень диагнозов, влияющих на группировку. Если нет, по коду операции осуществляется отнесение случая к КСГ.

Если да, то отнесение к КСГ осуществляется по комбинации кода операции и диагноза, с учетом других классификационных критериев.

По некоторым видам операций анализируются вторичные операции и они оказывают влияние на отнесение к КСГ. (Инструкции по группировке будут доведены дополнительно).

Объем финансового обеспечения медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь, осуществляется по системе КСГ (КПГ) заболеваний на основе следующих экономических параметров:

- базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи (БС);

- коэффициент относительной затратоемкости (КЗ ксг/кпг);

- поправочные коэффициенты:

управленческий коэффициент (КУксг/кпг);

коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи (КУСмо);

коэффициент сложности курации пациента (КСКП).

┌──────────────┬───────────────┬───────────────────┬──────────────────┐

│ \/ \/ \/ \/

│ ┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐

│ │Управленческий│ │ Коэффициент │ │ Коэффициент │ │ Коэффициент │

│ │ коэффициент │ │ сложности │ │ уровня оказания │ │относительной │

│ │ (КУ ) │ │ курации │ │медицинской помощи│ │затратоемкости│

┌──┴──┐ │ ксг/кпг │ │пациента (КСКП)│ │ (КУС ) │ │ (КЗ ) │

│Та- │ └───────┬──────┘ └───────────────┘ │ мо │ │ ксг/кпг │

│риф- │ │ │ └────────┬─────────┘ └───────┬──────┘

│ное │ │ │ │ │

│сог- │ \/ \/ \/ │

│лаше-│ ┌────────────────────────────────────────────────┐ │

│ние │ │ Поправочный коэффициент оплаты (ПК ) │ │

│ │ │ ксг/кпг │<──────────────┘

│ ├─>│ │

│ │ │ПК = КЗ x КУ x КУС x КСКП│

│ │ │ ксг/кпг ксг/кпг ксг/кпг мо │ ┌───────────────────┐

│ │ └───────────────────────┬────────────────────────┘ │ Территориальный │

│ │ \/ │ норматив объема │

│ │ ┌────────────────────────────────────────────────┐ │и стоимости единицы│

│ ├─>│ Базовая ставка финансового обеспечения │ │объема стационарной│

└─────┘ │ стационарной медицинской помощи (БС) │<─┤медицинской помощи,│

/\ │ в субъекте Российской Федерации │ │установленные ТПГГ │

│ └────────────────────────────────────────────────┘ └─────────┬─────────┘

│ │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 3. Методические подходы к формированию стоимости

КСГ/КПГ в рамках ТПГГ

Базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи определяется исходя из следующих параметров:

1) общего объема средств на финансовое обеспечение стационарной медицинской помощи по нормативам, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) частоты случаев госпитализации по каждой медицинской организации, каждой КСГ или КПГ, каждой возрастной группе.

Базовая ставка (БС) финансирования стационарной медицинской помощи (средняя стоимость одного случая госпитализации) устанавливается Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, и рассчитывается по формуле:

00000001.wmz, где

ОС - общий объем средств, предназначенный на финансовое обеспечение стационарной медицинской помощи по нормативам, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования, рассчитывается как произведение норматива объема стационарной помощи на 1 чел. (в случаях госпитализации), численности застрахованных лиц и норматива финансовых затрат на 1 случай госпитализации;

Чсл - частота случаев госпитализации, подлежащих оплате с учетом поправочного коэффициента стоимости КСГ или КПГ.

Частота случаев госпитализации по каждой медицинской организации, каждой КСГ или КПГ, каждой возрастной группе определяется согласно статистическим данным в рамках персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляемого в соответствии с главой 10 Федерального закона Российской Федерации N 326-ФЗ.

Стоимость одного случая госпитализации в стационаре (ССсл) по КСГ или КПГ определяется по следующей формуле:

00000002.wmz, где

БС - базовая ставка финансирования стационарной медицинской помощи;

ПК - поправочный коэффициент оплаты КСГ или КПГ (как интегрированный коэффициент оплаты по данной группе случаев).

Поправочный коэффициент оплаты КСГ или КПГ для конкретного случая рассчитывается с учетом коэффициентов оплаты, установленных в субъекте Российской Федерации, по следующей формуле:

00000003.wmz, где:

КЗксг/кпг - коэффициент относительной затратоемкости по КСГ или КПГ, к которой отнесен данный случай госпитализации, рассчитан методом ступенчатого отнесения затрат медицинских организаций в субъектах Российской Федерации и представлен в приложении 1 к настоящим рекомендациям;

КУксг/кпг - управленческий коэффициент по КСГ или КПГ, к которой отнесен данный случай госпитализации (используется в расчетах, в случае если в субъекте Российской Федерации для данной КСГ или КПГ определен указанный коэффициент);

КУСмо - коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи в медицинской организации, в которой был пролечен пациент (используется в расчетах, в случае если в субъекте Российской Федерации для данной медицинской организации определен указанный коэффициент);

КСКП - коэффициент сложности курации пациента (используется в расчетах, в случае если в субъекте Российской Федерации установлен указанный коэффициент).

Коэффициент сложности курации пациентов может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации. Коэффициент сложности курации пациентов устанавливается в отдельных случаях (в связи со сложностью лечения пациента, связанной с возрастом (дети до 4 лет и лица старше 75 лет), осложнениями заболеваний, развертыванием индивидуального поста по медицинским показаниям, предоставлением спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний; наличием у пациента тяжелой сочетанной патологии и др.) и учитывает более высокий уровень затрат на оказание медицинской помощи пациентам. Решение об установлении размера коэффициента сложности курации пациента принимается лечащим врачом, заведующим отделением и заместителем главного врача медицинской организации по лечебной работе, оформляется соответствующим протоколом. Значение коэффициента сложности курации пациентов суммарно не может превышать уровень 1,3.

Размер финансового обеспечения медицинской организации (ФОмо) по системе КСГ или КПГ рассчитывается как сумма стоимости всех случаев госпитализации в стационаре:

00000004.wmz

Применение способа оплаты стационарной медицинской помощи по системе КСГ или КПГ возможно только после осуществления в субъекте Российской Федерации расчетов по прогнозированию размеров финансового обеспечения медицинских организаций при переходе на оплату медицинской помощи по данным группам заболеваний. В случае если уровень финансового обеспечения отдельных медицинских организаций отличается от размера их финансового обеспечения при применении ранее действующего метода финансирования более чем на 10%, необходимо проведение анализа структуры госпитализации и принятие управленческих решений по оптимизации уровня и структуры госпитализации, в том числе утверждение на территории субъекта Российской Федерации управленческого коэффициента и коэффициента уровня оказания стационарной медицинской помощи.

Управленческий коэффициент может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации для конкретной КСГ или КПГ, с целью мотивации медицинских организаций к регулированию уровня госпитализации при заболеваниях и состояниях, входящих в данную группу (для терапевтических групп), или стимулированию медицинской организации к внедрению конкретных методов хирургического лечения (для хирургических групп). Для стимулирования медицинских организаций осуществлять регулирование уровня госпитализации значение управленческого коэффициента должно быть выше 1. Для снижения уровня госпитализации по данной клинико-статистической группе заболеваний значение управленческого коэффициента должно быть ниже 1.

Кроме того, управленческий коэффициент может быть применен в целях стимулирования медицинских организаций, а также медицинских работников (осуществление выплат стимулирующего характера) к внедрению ресурсосберегающих медицинских и организационных технологий, в том числе дневных стационаров в больничных учреждениях. Размер управленческого коэффициента не может превышать уровень 1,5.

Коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи может устанавливаться Тарифным соглашением, принятым на территории субъекта Российской Федерации, в случае, если при прогнозировании размеров финансового обеспечения медицинских организаций при переходе на оплату медицинской помощи по КСГ или КПГ, размер финансового обеспечения медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи (областные, городские, районные) отличается от размера их финансового обеспечения при применении ранее действующего метода финансирования более чем на 10%. Данный коэффициент отражает разницу в финансовом обеспечении стационарной медицинской помощи на различных уровнях. При этом установление индивидуальных тарифов для отдельных медицинских организаций недопустимо. Коэффициент уровня стационара не может превышать уровень 1,5.

Анализ структуры госпитализации в разрезе медицинских организаций осуществляется с использованием среднего коэффициента затратоемкости стационара (СКЗст), который рассчитывается по формуле:

00000005.wmz, где:

Чсл - частота случаев госпитализации в стационаре пациентов по определенной КСГ или КПГ;

КЗксг/кпг - коэффициент относительной затратоемкости по определенной КСГ или КПГ;

ОП - общее число пролеченных пациентов.

Средний коэффициент затратоемкости стационара для медицинских организаций, имеющих более высокий уровень оснащенности, должен иметь большее значение, чем для медицинских организаций, имеющих более низкий уровень оснащенности.

Оплата прерванного случая лечения пациента в стационаре (пациент переведен в другую медицинскую организацию) осуществляется за количество проведенных им койко-дней в стационаре с учетом КПГ.

В субъекте Российской Федерации в тарифном соглашении устанавливается доля расходов на заработную плату, медикаменты, питание и другие статьи базовой стоимости по каждой КСГ заболеваний.

В субъекте Российской Федерации в тарифы на оплату медицинской помощи, в том числе оказываемой в стационарных условиях, в части расходов на заработную плату включается финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера, предусматривающих рост заработной платы в соответствии с индикаторами программы развития здравоохранения и "дорожной карты" субъекта Российской Федерации.

Для определения доли статей расхода в структуре КСГ предлагается использовать следующий алгоритм:

по каждому клиническому отделению рассчитать прямые расходы: медикаменты, зарплата, питание, мягкий инвентарь, прочие (226);

зарплату прочего персонала (администрация и др.) следует отнести на клинические отделения пропорционально зарплате в клинических отделениях;

прочие расходы (226) других (вспомогательных) отделений также следует отнести пропорционально прочим расходам клинических отделений;

остальные расходы: Связь (ст. 221), Транспортные расходы (ст. 222), Арендная плата (ст. 224), Услуги по содержанию имущества (ст. 225), Прочие работы, услуги (ст. 226), Прочие расходы (ст. 290), Увеличение основных средств (ст. 310), Прочие (340) следует отнести на клинические отделения пропорционально прямым расходам.

По каждому профилю рассчитываются средние расходы на один случай госпитализации, включенные в структуру тарифа в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. По каждому профилю определяется доля расходов по статьям. Доли в разрезе КСГ определяются отнесением профиля к КСГ.

Рекомендуемая структура расходов базовой стоимости по КСГ (без учета управленческого коэффициента) заболеваний представлена в приложении 2.

Для определения эффективности деятельности стационаров медицинских организаций субъектом Российской Федерации осуществляется оценка показателей рационального и целевого использования коечного фонда, рекомендованная Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Аналогичный подход осуществляется и при оплате медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, при этом базовой ставкой в этом случае является средняя стоимость одного пациенто-дня.