Таблица 3. Подходы к восстановлению информационных пробелов в исходных данных расчета индекса-дефлятора оборота розничной торговли на региональном уровне

Таблица 3

Подходы к восстановлению информационных пробелов

в исходных данных расчета индекса-дефлятора оборота

розничной торговли на региональном уровне

Информационные лакуны

Стандартные решения

1. Отсутствие в отчетном месяце индекса потребительских цен по товарной группе.

При отсутствии в отчетном месяце индекса потребительских цен по товарной группе целесообразно использовать соответствующий индекс потребительских цен по России в целом.

2. Отсутствие в базисном периоде объемов продажи по отдельным позициям ассортиментной структуры <1> оборота розничной торговли (графа "Д" алгоритма; одной или нескольких (но не всех) в пределах основной товарной группы).

Ассортиментные группы, по которым в базисном периоде отсутствовала розничная продажа, исключаются из расчета индекса-дефлятора по соответствующей основной товарной группе (в графе "Д" проставляется "0").

Пример. При отсутствии в базисном периоде розничной продажи льняного масла (графа "Д" стр. 37 = 0) индекс-дефлятор по позиции "растительные масла" (графа "П" стр. 35) рассчитывается без учета этой ассортиментной группы.

3. Отсутствие в базисном периоде объемов продажи по всем позициям ассортиментной структуры оборота розничной торговли основной товарной группы (графа "Д" алгоритма).

При отсутствии данных по ассортиментной структуре основной товарной группы расчет индекса-дефлятора по ней не осуществляется (в графе "Д" по всем строкам проставляется "0"). Вместо него используется соответствующий индекс потребительских цен по основной товарной группе (графа "П" = графе "Н").

Пример. При отсутствии данных по ассортиментной структуре розничной продажи легковых автомобилей (в графе "Д" стр. 150, 151, 152, 153, 154 = 0) индекс-дефлятор по этой группе принимается в значении индекса потребительских цен на "Легковые автомобили" (код 7700).

4. Отсутствие в базисном периоде объемов продажи по основной товарной группе (графа "Г" алгоритма).

При отсутствии в базисном периоде данных по обороту розничной торговли по одной (нескольким) основной товарной группе эта (эти) позиция не участвует в расчете индекса-дефлятора оборота розничной торговли (в графе "Г" проставляется "0") до момента ее появления в структуре оборота розничной торговли текущего года (за I квартал/I полугодие/январь - сентябрь). Если в текущем году розничная продажа по рассматриваемым товарным группам присутствует, необходимо скорректировать структуру оборота розничной торговли, используемую в алгоритме: оборот розничной торговли базисного периода по рассматриваемой группе рассчитывается по ее доле в обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (или непродовольственными товарами - в зависимости от того, к какой из этих групп относится рассматриваемая товарная группа) в текущем году:

Oib = Ob * (Oit / Ot), где (4)

Oib, Oit - оборот розничной торговли по i-той товарной группе (по которой выявлено отсутствие данных о розничной торговле в базисном году) соответственно в базисном году и текущем периоде;

Ob, Ot - объем оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (непродовольственными товарами) соответственно в базисном году и текущем периоде.

На рассчитанный объем (Oib) уменьшается объем оборота розничной торговли по группе "Прочие пищевые продукты" или "Прочие непродовольственные товары" базисного года и пересчитывается доля соответствующей группы в обороте розничной торговли пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия (непродовольственных товаров) в рамках алгоритма. Произведенная корректировка базисной структуры оборота розничной торговли алгоритма используется в расчете индекса-дефлятора в течение всего года.

Пример. В ходе анализа региональных данных выявлены регионы, по которым в базисном году отсутствовала розничная продажа автомобильных деталей. Предположим, в регионе с этим "пробелом" в I квартале текущего года зафиксирована продажа автомобильных деталей, ее доля в общем объеме непродовольственных товаров составила 0,03 (Oit / Ot). При значении оборота непродовольственных товаров в базисном году 72012500 тыс. руб. (Ob) расчетный объем продажи автомобильных деталей в базисном году (Oib) составит 2160375 тыс. руб. (72012500 * 0,03). Этот объем импортируется в стр. 155 гр. "Г" и на эту сумму средствами алгоритма корректируется оборот прочих непродовольственных товаров базисного года (стр. 156 гр. "Г"), пересчитывается их доля в непродовольственных товарах (стр. 156 гр. "Е").

5. Отсутствие данных по ИПЦ и розничной продаже по товарной группе

При одновременном отсутствии данных по индексу потребительских цен и розничной продаже по товарной группе следует руководствоваться пунктами 2, 3, 4 данной таблицы. Например, если речь идет об отдельной ассортиментной группе (пункт 2) - при отсутствии данных о ее продаже позиция исключается из расчета, соответственно нет необходимости и в восстановлении данных по индексу потребительских цен.

--------------------------------

<1> Под ассортиментной группой понимается более мелкая товарная позиция, характеризующая структуру основной товарной группы. Данные об объемах розничной продажи по ассортиментным товарным группам приведены в графе "Д" алгоритма. Под основными товарными группами понимаются укрупненные товарные позиции, по которым в алгоритме приведены данные об объемах розничной продажи по полному кругу хозяйствующих субъектов (заполнена графа "Г" алгоритма).