постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2013 г. N 1113
1. В паспорте Программы:
а) в позиции, касающейся цели и задач Программы, слова "самолетов российского производства к 2015 году в объеме 95 - 100 единиц" заменить словами "самолетов, а также вертолетов российского производства в 2015 году в объеме 83 единиц";
б) позицию, касающуюся важнейших целевых индикаторов и показателей Программы, изложить в следующей редакции:
"Важнейшие - целевыми индикаторами и показателями
целевые Программы являются результаты
индикаторы и деятельности гражданского сектора
показатели авиационной промышленности России в
Программы 2015 году:
объем продаж самолетов и вертолетов
(финальной продукции) - 107600 млн.
рублей;
объем продаж авиационных двигателей -
48400 млн. рублей;
объем продаж в рамках кооперационных
проектов - 11300 млн. рублей;
объем оказанных услуг системы
послепродажного
обслуживания новой авиационной техники
- 7100 млн. рублей;
объем коммерческих сделок по экспорту
технологий и услуг технического
характера - 5300 млн. рублей;
показатели осуществления мероприятий по
повышению надежности и улучшению
эксплуатационных характеристик
самолетов";
в) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования Программы, цифры "388370,8" заменить цифрами "392893,3", цифры "225912,8" заменить цифрами "277272", цифры "190386" заменить цифрами "241775,2", цифры "19794" заменить цифрами "19764", цифры "162458" заменить цифрами "115621,3".
2. В разделе II:
а) после абзаца тринадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"Более 60 процентов территории России составляют районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Учитывая необходимость удовлетворения растущих потребностей в перевозках пассажиров и грузов на значительные расстояния, в том числе из труднодоступных местностей, особую актуальность приобрела задача коренного обновления парка устаревших и выработавших свой ресурс воздушных судов, эксплуатируемых на местных и региональных линиях. В рамках реализации Программы предполагается проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих формирование научно-технического задела в области создания перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок.";
б) абзац тридцать пятый изложить в следующей редакции:
"объем продаж самолетов и вертолетов (финальной продукции) - 107600 млн. рублей;";
в) в абзаце тридцать шестом цифры "4900" заменить цифрами "11300";
г) в абзаце тридцать седьмом цифры "25100" заменить цифрами "48400";
д) в абзаце тридцать восьмом цифры "3100" заменить цифрами "7100";
е) в абзаце тридцать девятом цифры "3000" заменить цифрами "5300".
3. В разделе III:
а) абзац сорок четвертый дополнить предложением следующего содержания: "Индикатором указанных мероприятий является объем продаж авиационных двигателей.";
б) в абзаце сорок пятом после слов "и его компонентов," дополнить словами "перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок,";
в) после абзаца семьдесят девятого дополнить абзацем следующего содержания:
"международное научное кооперационное сотрудничество в области инновационных технологий;".
г) абзац восемьдесят второй изложить в следующей редакции:
"Индикаторами указанной подгруппы мероприятий являются объемы коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера, количество российских и зарубежных патентов, а также количество работ, выполняемых отечественными предприятиями в рамках скоординированных конкурсов в области сотрудничества России и Евросоюза.".
4. В разделе IV:
а) после абзаца двадцать шестого дополнить абзацем следующего содержания:
"В 2006 - 2015 годах расходы на реализацию Программы составят 392893,3 млн. рублей, из них 277272 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.";
б) абзац тридцать второй дополнить словами ", особенно на завершающем этапе создания самолетов SSJ-100, МС-21, вертолетов Ми-38, Ка-62 и двигателя ПД-14";
в) абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:
"Создание авиационной техники характеризуется длительностью сроков разработки и окупаемости (не менее 7 - 12 лет), что приводит к высокой рискованности и низкой привлекательности проектов для привлечения средств частных инвесторов на начальном этапе их реализации. Сохранение достаточно высокого уровня участия государства в финансировании Программы и рост расходов бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определяются необходимостью формирования научно-технического задела для создания конкурентоспособных образцов авиационной техники после 2015 года.".
5. В разделе VI:
а) в абзаце восемнадцатом цифры "108,37" заменить цифрами "57,43";
б) абзац девятнадцатый исключить.
6. Приложения N 1 - 5 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2013 г. N 1113)
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Индикаторы по основным мероприятиям Программы
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2013 г. N 1113)
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
───────────────────┬───────┬─────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬─────────
│ 2006 │2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2006 -
│ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │<*> год│<*> год│2015 <*>
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ годы
───────────────────┴───────┴─────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴─────────
Всего 17979,8 18829 19975,7 27149,3 30253,8 37007,6 44585,6 61408,2 64636,4 71067,9 392893,3
средства 8447,8 11411 12475 19448 22453 32141 35021,4 41929,3 45524 48421,5 277272
федерального
бюджета
средства 9532 7418 7500,7 7701,3 7800,8 4866,6 9564,2 19478,9 19112,4 22646,4 115621,3
внебюджетных
источников
статьям:
научно- 14997 14160 14179,7 17472 22048 34900,6 43386,6 56843,2 59981,4 66380,9 344349,4
исследовательские
и опытно-
конструкторские
работы - всего
средства 6545 8418 9207 12963 17011 30376 34132,4 37689,3 41284 44149,5 241775,2
федерального
бюджета
средства 8452 5742 4972,7 4509 5037 4524,6 9254,2 19153,9 18697,4 22231,4 102574,2
внебюджетных
источников
капитальные 202,8 259 239 722 750 689 689 4050 4050 4082 15732,8
вложения - всего
в том числе 202,8 259 239 722 750 689 689 4050 4050 4082 15732,8
средства
федерального
бюджета
прочие расходы - 2780 4410 5557 8955,3 7455,8 1418 510 515 605 605 32811,1
всего
средства 1700 2734 3029 5763 4692 1076 200 190 190 190 19764
федерального
бюджета
средства 1080 1676 2528 3192,3 2763,8 342 310 325 415 415 13047,1
внебюджетных
источников
───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
──────────────────────┬──────┬─────┬──────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┬─────────────────────
│ 2006 │2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │ 2014 │ 2015 │ 2006 - │ Ожидаемые
│ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │ год │<*> год│<*> год│2015 <*>│ результаты
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ годы │
──────────────────────┴──────┴─────┴──────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┴─────────────────────
I. Группа мероприятий "текущие проекты"
Всего 14607 14576 10947 12242,2 7615,7 4893,9 5435,2 5053,6 4380,6 3275,3 83026,5
средства 5645 8028 4702,3 6679,9 3440,8 3201,7 3303 3122 2445,2 1535,9 42103,8
федерального
бюджета
средства 8962 6548 6244,7 5562,3 4174,9 1692,2 2132,2 1931,6 1935,4 1739,4 40922,7
внебюджетных
источников
Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники
Всего 4685 4286 6755 7173,2 4995,7 4813,9 4286,2 2957,6 3130,6 2294,6 45377,8
средства 2045 1848 3380,3 3215,9 2098,8 3161,7 2403 1446 1545,2 755,2 21899,1
федерального
бюджета
средства 2640 2438 3374,7 3957,3 2896,9 1652,2 1883,2 1511,6 1585,4 1539,4 23478,7
внебюджетных
источников
Доработка и сертификация специализированной авиационной техники
Всего 4235 2674 3883 4710,7 3798,1 4372,9 3876,2 2542,6 2715,6 1879,6 34687,7 доведение
характеристик
серийном
средства 2045 1042 1944,3 2107,7 1650 3050,7 2303 1356 1545,2 755,2 17799,1 производстве и
федерального эксплуатации
бюджета <**> самолетов типа Ил-
96 и Ту-204 до
проектам: требований;
повышение уровня
Бе-200 <**> 300 226 148 133,5 166 36 37 37 - - 1083,5 надежности и
эксплуатационных
Ил-96-400Т <**> 1040 75 80 - - - - - - - 1195 характеристик с
использованием
Ту-204 <**> 385 107 900 1526,6 925,8 874,2 - - - - 4718,6 результатов,
полученных при
Ан-124 <**> 50 194 176 8,5 10 - - - - - 438,5 создании самолетов
Ил-96-400Т/М и Ту-
Ми-38 200 365 473,2 398,3 497,2 1580 1521 998 945,4 239,7 7217,8 204/214;
сертификация
Ка-62 70 75 167,1 40,8 51 560,5 745 321 599,8 515,5 3145,7 самолета Ту-204СМ,
вертолетов Ми-38 и
Ка-62;
развитие и
модернизация
семейства самолетов
Ту-204/214/204СМ;
поставка
авиакомпаниям
специализированных
самолетов Бе-200;
Ил-96-400Т/М,
Ту-204/204СМ
средства внебюджетных 2190 1632 1938,7 2603 2148,1 1322,2 1573,2 1186,6 1170,4 1124,4 16888,6 объем продаж
источников авиационной техники
в 2015 году - 25,2
млрд. рублей
Поддержка системы послепродажного обслуживания авиационной техники
Всего 450 1612 1760 1684,4 1197,6 441 410 415 415 415 8800 повышение конку-
рентоспособности
авиационной
средства - 806 880 736,1 448,8 111 100 90 - - 3171,9 техники;
федерального стимулирование
бюджета <**> спроса;
рост объема продаж;
средства 450 806 880 948,3 748,8 330 310 325 415 415 5628,1 объем продаж услуг
внебюджетных в 2015 году - 7,1
источников млрд. рублей
Доработка, снижение себестоимости и сертификация модификаций двигателя ПС-90А
Всего - - 1112 778,1 - - - - - - 1890,1 разработка решений,
обеспечивающих
себестоимости
средства - - 556 372,1 - - - - - - 928,1 производства
федерального двигателей
бюджета <**> семейства ПС-90;
создание и
средства - - 556 406 - - - - - - 962 сертификация
внебюджетных конкурентоспособных
источников двигателей для
семейств самолетов
Ту-204/204СМ, Ил-
96-400Т/М
Подгруппа мероприятий по поддержке проектов на новой организационной основе
Всего 9922 10290 4192 5069 2620 80 1149 2096 1250 980,7 37648,7 создание
конкурентоспособного
внешнем рынках
средства 3600 6180 1322 3464 1342 40 900 1676 900 780,7 20204,7 регионального
федерального самолета
бюджета <**>
средства 6322 4110 2870 1605 1278 40 249 420 350 200 17444
внебюджетных
источников
Реализация проекта RRJ (SSJ-100, SSJ NG), создание двигателя SaM146
Всего 9922 10290 4192 5069 2620 80 1149 2096 1250 980,7 37648,7 объем продаж SSJ-
100 в 2015 году -
в том числе: 3600 6180 1322 3464 1342 40 900 1676 900 780,7 20204,7 48,5 млрд. рублей
федерального
бюджета <**>
на завершение - - - - - - - 1676 900 780,7 3356,7
НИОКР по самолету
SSJ-100
на разработку - - - - - 40 900 - - - 940
самолета SSJ NG
средства 6322 4110 2870 1605 1278 40 249 420 350 200 17444
внебюджетных
источников
II. Группа мероприятий "поддержка международного кооперационного сотрудничества"
Всего 1070 1740 1912 2097,9 2641 - - - - - 9460,9 создание и
сертификация
технологического
средства 500 870 956 963,9 1202 - - - - - 4491,9 оборудования нового
федерального поколения,
бюджета <**> обеспечивающего
создание
конкурентоспособной
авиационной техники
средства 570 870 956 1134 1439 - - - - - 4969 объем реализации
внебюджетных кооперационных
источников проектов в 2015
году - 11,3 млрд.
рублей
III. Группа мероприятий "перспективная авиационная техника"
Всего - - 4472,7 6468,1 11396,8 18788,4 30661,5 44504,6 46915,8 53320,6 216528,5
средства - - 4172,7 5463,1 9209,9 15626 23229,4 26957,3 29738,8 32413,6 146810,9
федерального
бюджета <*>
средства - - 300 1005 2186,9 3162,4 7432,1 17547,3 17177 20907 69717,7
внебюджетных
источников
Создание нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов
Всего - - 1860 2460,4 5968,4 12375,5 17038,3 22438,6 29739,4 27588,6 119468,9 начало продаж - 2017
год;
в том числе: объем продаж до 2025
года - не менее 847,5
средства - - 1630 1805,4 4531,5 10938,8 13176 12437,6 17721,4 14686,3 76927 млрд. рублей
федерального
бюджета <**>
средства - - 230 655 1436,9 1436,7 3862,3 10001 12018 12902 42541,9
внебюджетных
источников
Создание перспективного двигателя для гражданской авиации тягой от 9 до 18 тонн
Всего - - 490 1212,2 2029,3 2806 7031,1 10522,7 7614,1 8905 40610,4 создание и
сертификация
в том числе - - 420 862,2 1279,3 1966 5319,4 5026,7 4166,1 5000 24039,7 конкурентоспособных
средства двигателей, в том
федерального числе на базе
бюджета <**> научно-технического
и технологического
формируемого в
на разработку - - 258 709,2 912,3 - - - - - 1879,5 рамках мероприятий
концепции создания группы IV
семейства
двигателей и
разработку
газогенератора
базового двигателя
с использованием
научно-
технического и
технологического
задела
средства - - 70 350 750 840 1711,7 5496 3448 3905 16570,7
внебюджетных
источников
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в целях реализации перспективных проектов
Всего - - 2122,7 2795,5 3399,1 3606,9 6592,1 11543,3 9562,3 16827,3 56449,2
средства - - 2122,7 2795,5 3399,1 2721,2 4734 9493 7851,3 12727,3 45844,1 получение научных
федерального результатов,
бюджета - всего конструктивных и
технологических
направлениям: обеспечивающих
создание семейства
аэродинамика и - - 1530,8 2115,9 2772 1221,2 2200 4993 4051,3 7481 26365,2 конкурентоспособных
прочность ближне-
среднемагистральных
летательных
на разработку - - - - - 821,2 1500 1823 - - 4144,2 аппаратов для малой
крыла из авиации и
композиционных вертолетов
материалов для
перспективных
самолетов
на проведение - - - - - - - - 1200 1100 2300
работ в рамках
технологической
платформы "Новые
полимерные
композиционные
материалы и
технологии"
на разработку и - - - - - 400 700 2500 1616,3 2492 7708,3
создание
перспективного
скоростного
вертолета
на проведение - - - - - - - 220 785 3489 4494
научно-иссле-
довательской
работы в рамках
технологической
платформы
"Авиационная
мобильность и
авиационные
технологии"
(Самолет-2020)
комплексные - - - - - - - 450 450 400 1300
исследования в
области создания
перспективных
воздушных судов
для региональных
и местных
авиаперевозок
авиационные - - 305,5 352,3 86,1 - - 1000 1000 1200 3943,9 создание и освоение
материалы и новых материалов и
технологии технологий в
конструкции
авиационные - - 13,4 - - - - - - - 13,4 перспективной
двигатели авиационной техники
бортовое - - 273 327,3 541 1500 2534 3500 2800 4046,3 15521,6 импортозамещение
оборудование и основных систем
агрегаты бортового
оборудования и
средства - - - - - 885,7 1858,1 2050,3 1711 4100 10605,1 агрегатов
внебюджетных
источников
IV. Группа мероприятий "обновление материально-технической базы
и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий"
Всего 2252,8 2459 2587 6278,5 8530,3 13225,3 8389 11750 13150 14282 82903,9
средства 2252,8 2459 2587 6278,5 8530,3 13213,3 8389 11750 13150 14282 82891,9
федерального
бюджета
средства - - - - - 12 - - - - 12
внебюджетных
источников
Подгруппа мероприятий по обновлению материально-технической базы
научно-исследовательских организаций
Средства федерального 202,8 259 239 722 750 689 689 4050 4050 4082 15732,8 создание
бюджета - всего современной научно-
испытательной базы
отраслевых научно-
исследовательских
институтов и
государственных
научных центров
Подгруппа мероприятий по формированию научного задела,
обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства
Всего 2050 2200 2348 5556,5 7780,3 12536,3 7700 7700 9100 10200 67171,1 получение научных
результатов,
технологических
средства 2050 2200 2348 5556,5 7780,3 12524,3 7700 7700 9100 10200 67159,1 решений,
федерального обеспечивающих
бюджета <**> создание
конкуретноспособной
авиационной техники
средства - - - - - 12 - - - - 12
внебюджетных
источников
направлениям:
аэродинамика и 580 623 615 623,4 831 3200 3000 3036 3500 3800 19808,4 количество
прочность получаемых
российских патентов
авиационные 463,1 497 489 512,6 831 1700 1700 1698,9 2250 2600 12741,6 в год - не менее 50
материалы и
технологии
авиационные 441,6 474 572 3782,2 5313,2 5787,8 1350 1282,8 1600 1800 22403,6
двигатели - всего
средства 441,6 474 572 3782,2 5313,2 5775,8 1350 1282,8 1600 1800 22391,6
федерального
бюджета <**>
разработка и - - - 3290 4674,2 4325,8 - - - - 12290
освоение ключевых
технологий в
области
авиационного
двигателестроения,
необходимых для
реализации
программы создания
семейства
перспективных
двигателей тягой
от 9 до 18 тонн
для гражданской
авиации
завершение I этапа - - 94 - - - - - - - 94
летных испытаний
двигателя НК-93 в
качестве
технологического
демонстратора
средства - - - - - 12 - - - - 12
внебюджетных
источников
бортовое 175,3 188 176 225,3 383 1400 1250 1132,3 1150 1300 7379,9
оборудование и
агрегаты
международное - - - - - - - 150 150 200 500
научное
кооперационное
сотрудничество в
области
инновационных
технологий
научно- 330 354 376 336,5 422,1 448,5 400 400 450 500 4017,1
исследовательские
работы в целях
формирования и
реализации
государственной
политики в сфере
авиационной
деятельности
концепция 60 64 - - - - - - - - 124
программы создания
перспективной
авиационной
техники
концепция - - 60 76,5 - - - - - - 136,5
программы создания
широкофюзеляжного
ближне-средне-
магистрального
самолета
концепция - - 60 - - - - - - - 60
программы создания
модификаций
самолета RRJ (SSJ-
100)
V. Группа мероприятий "управление Программой"
Средства федерального 50 54 57 63 70 100 100 100 190 190 974 уровень управления
бюджета <*> Программой,
обеспечивающий
достижение цели,
решение задач
Программы и
повышение
обоснованности
принимаемых решений
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
--------------------------------
<*> Объемы финансирования уточняются в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
<**> Включая финансирование мероприятий по статье "Прочие расходы", приведенное в приложении N 5 к Программе.
к Федеральной целевой программе
"Развитие гражданской авиационной
техники России на 2002 - 2010 годы
и на период до 2015 года"
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2013 г. N 1113)
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ
НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
────────────────────┬──────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────
Источник │Потребность в бюджетном и │ Результат реализации мероприятия │ Источники
финансирования, │ внебюджетном │ │ внебюджетного
направление затрат │ финансировании (млн. │ │ финансирования
│ рублей) │ │
├────────┬────────┬────────┼─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┤
│ 2006 │2007 год│2008 год│ 2006 год │ 2007 год │ 2008 год │
│ год │ │ │ │ │ │
────────────────────┴────────┴────────┴────────┴─────────────────┴──────────────────┴───────────────────┴─────────────────
федерального
бюджета
внебюджетных
источников
I. Группа мероприятий "текущие проекты"
Подгруппа мероприятий по производству и продвижению готовой к серийному выпуску авиационной техники
Доработка и сертификация специализированной авиационной техники
Доработка и 550 418,7 318,6 получение выпуск создание проекта предоплата
международная дополнения к документации на инфраструктуры компаний,
сертификация сертификату типа грузовой вариант и обслуживания и собственные
самолета Бе-200 - самолета Бе-200ЧС систему ремонта, получение средства
всего на перевозку послепродажной сертификата участников
пассажиров; поддержки программы Программы,
обслуживания кредиты
в том числе: 300 225,6 147,9 проект системы
инженерной
федерального
бюджета <*> -
всего
на разработку 200 139,6 91 объем продаж - 1 объем продаж - 1 объем продаж - 1
пассажирской, самолет самолет самолет
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей