Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2014 N АКПИ14-1022 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании", утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "АйТи Сервис" о признании частично недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложение N 1), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,
приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложение N 1).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 44, 29 октября 2012 г. (без приложений 1 - 19), приложения 1 - 19 размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: http://www.nalog.ru.
Раздел 1 страницы 1 листа Н формы N Р11001 устанавливает, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании заявителями являются: 1 - учредитель юридического лица - физическое лицо; 2 - руководитель юридического лица - учредителя; 3 - лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
ООО "АйТи Сервис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы N Р11001 (приложение N 1) в части, лишающей права руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, быть заявителем при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица по форме N Р11001.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту "а" пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и пункту 2 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 87н.
ООО "АйТи Сервис" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители Федеральной налоговой службы Е., Д., Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей ФНС России Е., Д., Минюста России К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, предусмотрено, что ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, и утверждает формы заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (подпункты 5.9.38, 5.9.39).
Следовательно, форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" утверждена компетентным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В пункте 1.3 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" названы физические лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, а именно: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Из содержания данной нормы Федерального закона не следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, могут быть заявителями при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица наравне с учредителем или учредителями создаваемого юридического лица.
Пунктом 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со статьей 253 ГПК РФ при рассмотрении дел о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части суд проверяет их на предмет их соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н, и доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Административному регламенту не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление ООО "АйТи Сервис" о признании частично недействующим раздела 1 страницы 1 листа Н формы N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (приложение N 1), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей