8. Управление конфликтами

В обновленном Кодексе корпоративного управления (п. 104) говорится, что "Совет директоров должен способствовать урегулированию корпоративных конфликтов, всем акционерам должна быть предоставлена возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав".

К каким же видам конфликтов необходимо быть готовым на практике?

1) Конфликт между членами Совета директоров и менеджментом общества. Как правило, ключевой причиной подобных конфликтов является различное понимание сторонами роли Совета директоров. Менеджмент часто обвиняет Совет в "микроменеджменте" и вмешательстве в оперативную деятельность, или наоборот - "лунатизме" - неспособности понять "реальную ситуацию". Совет бывает недоволен результатами исполнения поставленных перед менеджментом задач, качеством информирования Совета и пр.

Какие действия может предпринять Совет в данной ситуации? Во-первых, провести открытое обсуждение сложившейся ситуации с менеджментом, разъяснив роль Совета и ожидания сторон. Хорошим поводом для такой беседы может быть обсуждение результатов оценки деятельности Совета директоров по итогам года. Во-вторых, добиться четкого разграничения полномочий между Советом и менеджментом не только на уровне Устава, но и на уровне неформальных "правил игры". В-третьих, обсуждение регламента подготовки вопросов к Совету директоров и внедрение системы контроля исполнения решений.

2) Конфликт между членами Совета директоров. Конфликт между опытными профессионалами, обладающими высокой самооценкой и репутацией на рынке, может дорого обойтись обществу. Важнейшую роль в предупреждении и урегулировании подобных конфликтов играет Председатель Совета директоров, который должен мудро управлять регламентом дискуссии, при необходимости настаивать на консенсусе, привлекать независимых экспертов и пр. Важнейшим профилактическим приемом является практика неформального общения членов Совета (например, совместный ужин до или после проведения заседания).

3) Конфликт между акционерами. Конфликт между акционерами может возникать по разным причинам: различные мнения в отношении стратегии, дивидендной политики, состава органов управления. При возникновении подобного конфликта важнейшую роль играют независимые директора. П. 106 обновленного Кодекса говорит о том, что "Общество обязано принимать все необходимые и возможные меры для предупреждения и урегулирования конфликта (а равно минимизации его последствий) между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества, использовать внесудебные процедуры разрешения спора, включая медиацию". Особую роль в предотвращении корпоративных конфликтов должны играть независимые директора общества, которые должны предварительно оценивать действия и решения общества, которые могут привести к возникновению корпоративного конфликта, и при отрицательном заключении которых соответствующие действия (решения) не рекомендуется совершать (принимать). Оптимальным способом разрешения конфликта между акционерами может быть заключение акционерного соглашения.

4) Конфликт между акционерами и обществом. Подобный конфликт может возникнуть по причине непредоставления информации, нарушений при выплате дивидендов, нарушения прав при голосовании на Общем собрании акционеров и пр. Важнейшей профилактической мерой подобных конфликтов является подробная регламентация ключевых корпоративных процедур (проведение общего собрания акционеров, наличие дивидендной политики, информационной политики и пр.) В условиях конфликта Совет директоров и корпоративный секретарь должны предпринимать активные действия, направленные на защиту прав и законных интересов акционеров общества.

5) Корпоративный шантаж. Под корпоративным шантажом понимается "злоупотребление акционером своими правами для нанесения (создания угрозы нанесения) ущерба обществу или его акционерам с целью побудить общество или его акционеров выкупить акции корпоративного шантажиста по завышенной цене, выплатить ему отступные или создать для него иные необоснованные привилегии <19>". Важнейшей профилактикой данного конфликта является высокое качество внутренних документов общества, строгое соблюдение установленных правил и процедур.

--------------------------------

<19> Корпоративный секретарь. Семенов А.С. М., 2010.

6) Рейдерские захваты. К сожалению, подобные типы конфликтов встречаются в российской практике. Рейдерский захват - попытка правовыми и неправовыми средствами установить контроль над обществом или активами общества. Мониторинг возможных угроз, наличие плана действий на случай возникновения подобных угроз, поддержание атмосферы лояльности и активные коммуникации с акционерами - ключевые меры по управлению подобным конфликтом.