2.1. Об оспаривании решений, действий (бездействия) в порядке, предусмотренном ГПК РФ
2.1. Об оспаривании решений, действий (бездействия) в порядке, предусмотренном ГПК РФ.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обращаясь для защиты своих прав в порядке главы 25 ГПК РФ в суды общей юрисдикции, граждане указывают в качестве ответчика либо соответчика Министерства финансов Российской Федерации, при этом фактически оспаривают ненормативные акты либо действия (бездействие) иных органов государственной власти.
Просят возместить материальный ущерб и моральный вред, причиненный органами государственной власти, за счет средств казны Российской Федерации, исходя из того, что фактическим исполнителем судебного акта, в случае удовлетворения требований о взыскании, будет Минфин России.
Требований непосредственно к Минфину России при этом не предъявляется.
При рассмотрении таких споров суды, в случае удовлетворения требований, взыскивают денежные средства с Российской Федерации в лице соответствующего государственного органа за счет средств казны Российской Федерации.
Предметом спора в случае оспаривания ненормативных правовых актов непосредственно Минфина России, как правило, является законность писем Министерства в ответ на частные запросы граждан о разъяснении применения законодательства о налогах и сборах.
При рассмотрении исковых заявлений в данной категории споров судом в первую очередь дается оценка доводам заявителей о нарушении их прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, обязательности применения таких актов государственными органами и органами местного самоуправления, а также возможности установления, изменения или отмены такими актами действующих правовых норм.
А.Ю.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании письма Минфина России N 03-04-05/16586 от 14 мая 2013 года, направленного в ответ на обращение в порядке пункта 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о разъяснении применения законодательства о налогах и сборах.
В обоснование своих требований А.Ю.В. указала на то, что данный ответ в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2, пунктом 7 статьи 80 НК РФ, письмом Минфина России от 6 мая 2005 года N 03-02-07/1-116 и пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" является официальным письменным разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом, и нарушает ее права и законные интересы.
В качестве правового основания для признания письма Минфина России недействительным заявитель сослался на статью 254 ГПК РФ.
Минфин России, возражая против удовлетворения требований, настаивал на отсутствии нарушения оспариваемым письмом прав и законных интересов заявителя ввиду того, что оно является ответом на частный запрос заявителя и не адресовано неопределенному кругу лиц, в нем отсутствует указание налоговым органам на то, что они обязаны применять содержащиеся в письме разъяснения в процессе правоприменительной деятельности.
Рассмотрев заявленные требования, Пресненский районный суд города Москвы пришел к выводу о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым разъяснением.
При этом суд согласился с позицией Министерства в том, что оспариваемое письмо является ответом на частный запрос заявителя и не адресовано неопределенному кругу лиц, в нем отсутствует указание налоговым органам на то, что они обязаны применять содержащиеся в письме разъяснения в процессе правоприменительной деятельности. Оспариваемое письмо по содержанию представляет собой разъяснение и не обязывает кого-либо к чему-либо, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм.
Придя к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств того, что данными разъяснениями нарушены права заявителя, в частности применены какие-либо незаконные санкции со стороны налоговых органов при исчислении налоговых платежей либо истец лишен каких-либо конкретных налоговых льгот, суд отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 30.09.2013 по делу N 2-6413/2013. Решение суда заявителем не обжаловалось, вступило в законную силу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей