В дополнение к данному документу направлено Письмо Минфина России от 04.08.2014 N 02-05-10/38341.

3.2. Государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

3.2. Государственная программа "Развитие образования"

на 2013 - 2020 годы

Формирование предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществлялось с учетом необходимости обеспечения решения задачи по поддержке и развитию системы образования на достаточном уровне за счет повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом результатов проведения структурных реформ в сфере образования, в том числе, включающих:

- оптимизацию количества образовательных организаций, получающих ассигнования из федерального бюджета (в частности, путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов), с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов;

- изменение подходов к финансовому обеспечению и оценке деятельности образовательных учреждений (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг с 2016 г.);

- изменение соотношения обучающихся к численности профессорско-преподавательского состава вузов (с уровня 10,5:1 в 2014 г. до уровня 11,6:1 в 2017 г. и 12:1 в 2018 г.);

- перевод основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;

- сбалансированное снижение контрольных цифр приема (КЦП) в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 г. за счет уменьшения КЦП снизится на 2,8% по сравнению с 2014 г.) на фоне общего снижения численности обучающихся по программам высшего образования (с 5 258 тыс. чел. в 2014 г. до 4 285 тыс. чел. в 2017 г.);

При этом принималось во внимание влияние фактора изменения демографической ситуации на состояние отрасли на период до 2017 - 2018 гг. (в частности, снижение прогнозной численности молодежи в возрастной категории 17 - 24 года с 14 285 тыс. чел. в 2014 г. до 11 642 тыс. чел. в 2017 г., т.е. на 18,5%).

Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета сформированы с учетом дополнительных бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников федеральных образовательных учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из следующих подходов:

- реализация принципов, предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р, а также обеспечение достижения показателей отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников федеральных образовательных учреждений (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленных "дорожной картой" и государственной программой "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы;

- осуществление финансового обеспечения поэтапного повышения оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, предусмотрев не менее одной трети необходимых средств за счет федерального бюджета, одной трети - за счет повышения эффективности деятельности учреждений и одной трети - за счет доходов от научной деятельности и иных внебюджетных источников.

Дополнительные бюджетные ассигнования на повышение оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений в соответствии с вышеназванным указом Президента Российской Федерации предусмотрены Минобрнауки России для всех федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, имеющих в своем ведении образовательные учреждения, а также для федеральных образовательных учреждений - главных распорядителей, в том числе федеральных органов исполнительной власти "силового" блока, не входящих в государственную программу "Развитие образования" с последующим их перераспределением между главными распорядителями в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

При расчете бюджетных ассигнований на оказание федеральными государственными образовательными учреждениями государственных услуг необходимо учитывать меры по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 467, предусматривающем использование размеров базовых нормативных затрат как минимального размера стоимости обучения при реализации образовательных услуг образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ за счет ассигнований федерального бюджета, за счет средств физических и юридических лиц вне зависимости от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности указанных учреждений.

При этом с целью обеспечения безусловного выполнения социальных обязательств государства объем бюджетных ассигнований на стипендиальное обеспечение обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального и высшего образования должен быть не ниже уровня объема стипендиального фонда 2014 года с учетом предусмотренной индексации.

В составе предельных объемов бюджетных ассигнований предусмотрены:

- бюджетные ассигнования на обеспечение длящихся обязательств в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в том числе на мероприятия по поддержке программ развития ведущих российских университетов, поощрению лучших учителей, государственной поддержке талантливой молодежи в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по установлению указанных расходных обязательств;

- бюджетные ассигнования на реализацию соглашений с правительствами иностранных государств и организациями в части уплаты взносов в международные организации, осуществляемой в иностранной валюте;

- бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по подготовке к XXIX Всемирной зимней Универсиаде в г. Красноярске, финансовое обеспечение деятельности Крымского федерального университета, создание федерального бюджетного учреждения Международный детский центр "Артек", финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения высшего образования "Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки", возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2015 годах на реализацию проектов по развитию образовательной системы Российской Федерации, капитальный ремонт в 2015 году учебного здания Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, переданного в 2014 году от Минобороны России;

- дополнительные бюджетные ассигнования федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" на развитие научно-исследовательских и экспертно-аналитических работ в интересах Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, в том числе: в 2015 году в сумме 250,0 млн. рублей, в 2016 году - 247,2 млн. рублей, в 2017 году - 243,4 млн. рублей;

- бюджетные ассигнования Федеральной службе по надзору в сфере образования на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда дополнительной численности, а также на ее содержание в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 550 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2013 г. N 137".

В предельных объемах по Министерству образования и науки Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования:

- на реализацию мероприятий по совершенствованию стипендиального обеспечения учащейся молодежи и повышению среднего размера стипендии для нуждающихся студентов 1 и 2 курсов федеральных вузов, обучающихся по очной форме обучения в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам специалитета и имеющим оценки успеваемости по итогам сданной экзаменационной сессии "хорошо" и "отлично" в объеме 17 731,3 млн. рублей в 2015 году, 18 437,6 млн. рублей в 2016 году, 19 265,7 млн. рублей в 2017 году с последующим их перераспределением между главными распорядителями в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";

- на реализацию мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров;

- на продолжение реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы в рамках подпрограмм Государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы в объеме 16 834,6 млн. рублей в 2016 году и 18 035,6 млн. рублей в 2017 году, в том числе на реализацию Программы восполнения дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов.