I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем в указанной
сфере и прогноз ее развития
Единственным возможным способом обеспечения высокого уровня благосостояния населения, закрепления геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня, является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
Ключевым из внешних вызовов в части инновационного развития является ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом переход экономик стран-лидеров на следующий (шестой) технологический уклад, технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышают неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижению значимости России в глобальной политике.
Кризис 2008 - 2009 годов усилил важность этого вызова для России. Связано это в первую очередь с тем, что инвестиции в технологическое развитие, в "инновационный рывок" рассматривались развитыми странами (США, Япония, "старые" члены ЕС), а также растущими экономиками Китая, Индии, Бразилии в качестве ключевой антикризисной меры.
Инвестиции, которые предполагалось осуществлять в течение нескольких лет, были резко "приближены" - в рамках антикризисных пакетов развитых стран на развитие медицины, биотехнологий, альтернативной и возобновляемой энергетики, атомной отрасли, информационных технологий направлены десятки миллиардов долларов дополнительных инвестиций. Столь мощные финансовые вливания могут на 3 - 5 лет приблизить смену технологического уклада.
В России перспективные в плане инновационного развития и повышения доли высокотехнологичного производства в ВВП сектора национальной экономики оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса. Существующей бюджетной поддержки оказывается недостаточно для резкого повышения глобальной конкурентоспособности и экспансии на внешние рынки.
Второй вызов - усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь за высококвалифицированную рабочую силу и "умные" деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов. В условиях низкой эффективности национальной инновационной системы в России это означает ускоренное "вымывание" из страны сохраняющегося конкурентоспособного потенциала - кадров, технологий, идей, капитала.
Также на повестке дня вызовы, с которыми сталкивается не только наша страна, но и человечество в целом - изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе.
Правительством Российской Федерации предпринимаются значительные усилия по реформированию национальной инновационной системы в ответ на существующие и формирующиеся новые вызовы.
За последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства - как в части фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006 - 2008 годов), так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки.
Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы выделено около 90 млрд. рублей).
Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе Курчатовского института).
Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающей институты предпосевного и посевного финансирования (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий), венчурные фонды (с государственным участием через ОАО "Российская венчурная компания"), Российский фонд технологического развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) и его дочернее подразделение ОАО "МСП Банк", ОАО "РОСНАНО", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, поддерживающие проекты в сфере нанотехнологий.
Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.
Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности, включая изменения Федерального закона "О науке и научно-технической политике", создание новой организационно-правовой формы и нового вида гражданско-правового договора удобных для венчурного финансирования. Совершенствуется валютное, таможенное, налоговое, трудовое и миграционное законодательство в сфере развития инновационной деятельности, регулирование экспорта инновационной продукции.
Однако в целом состояние российской инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным. Созданные элементы инновационной системы и увеличение финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики.
Не удалость переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций, существенно ускорить процесс интеграции национальной инновационной системы в глобальную, а также кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок, в том числе через прикладные исследования, государственных академий наук и вузов в России до уровня развитых стран ОЭСР. Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Несмотря на предпринятые государством значительные усилия, осталась нерешенной проблема старения научных кадров.
Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала, поддержке инноваций в регионах и целого ряда других не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию "узких мест" в инновационной системе страны.
В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит преодолеть негативные тенденции и заложить основы долгосрочной конкурентоспособности экономики. Инновационное развитие будет становиться все более важным источником экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д. По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх "инерционного" сценария развития, начиная с 2015 года.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей