VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации подпрограммы
Предусматривается следующее распределение финансовых ресурсов по направлениям реализации подпрограммы в 2013 - 2020 гг.: финансирование подпрограммы за счет средств федерального бюджета составит 135614,07 млн. рублей (в том числе 125213,05 млн. рублей действующих расходных обязательств и 10401,02 млн. рублей дополнительных ресурсов), финансирование за счет внебюджетных средств составит 416923,22 млн. рублей.
Распределение финансирования в рамках основных мероприятий подпрограммы предполагается выполнить следующим образом:
Основное мероприятие "Создание и развитие инновационной среды" - 56971,00 млн. рублей.
Основное мероприятие "Создание и развитие Сколковского института науки и технологий" - 41877,19 млн. рублей.
Основное мероприятие "Создание и управление физической инфраструктурой инновационного центра "Сколково" - 36765,89 млн. рублей.
Детальная информация по расчету необходимых объемов финансирования для основных мероприятий подпрограммы представлена ниже.
Основное мероприятие "Создание и развитие инновационной среды" включает в себя мероприятия по привлечению целевых групп исследователей, ученых предпринимателей, финансистов в экосистему Сколково, формирование инновационного сообщества нового формата, создание системы необходимой лабораторной инфраструктуры. Период реализации основного мероприятия составляет 2013 - 2020 годы.
На реализацию данного основного мероприятия предполагается выделение из федерального бюджета средств в размере 56971,00 млн. рублей и 289440,78 млн. рублей внебюджетного финансирования.
Данные средства направляются на финансирование следующего набора мероприятий:
В рамках реализации мероприятия "Привлечение исследователей и предпринимателей в инновационный центр, отбор проектов и мониторинг их реализации, содействие в коммерциализации разработок" предполагается расходование средств на деятельность, связанную с продвижением проекта инновационного центра, а также основными функциями по формированию и поддержанию инновационной среды (грантовая комиссия, экспертизы на статус участника и грант).
В рамках реализации мероприятия "Грантовая поддержка исследовательских проектов" предполагается предоставление участникам Проекта "Сколково" безвозмездных грантов. Порядок выделения и параметры грантового финансирования определяются внутренними документами Фонда, в том числе, Грантовой политикой.
Грантовое финансирование предоставляется при условии привлечения соинвестиций от сторонних инвесторов, таких как венчурные фонды и ключевые партнеры, которые могут осуществлять взносы в капиталы компаний-участников.
Количество грантополучателей и объемы грантовой поддержки участников проекта "Сколково" со стороны Фонда "Сколково" на период с 2014 по 2020 годы были рассчитаны с учетом следующих факторов:
повышения "качества" проектов участников проекта "Сколково" в части увеличения потенциала коммерциализации и привлекательности для внешних инвесторов (за счет улучшения инновационной инфраструктуры, которое позволит добиваться более высокого "выживания" в экосистеме "успешных" проектов, а также оптимизации механизмов ротации из проекта "Сколково" "неуспешных" проектов);
ориентации грантовой поддержки в сторону компаний 1 и 2 стадии (проектов наиболее рисковых и в наибольшей степени нуждающихся в грантовой поддержке для дальнейшего своего развития), что будет приводить к снижению среднего размера гранта;
роста доли софинансирования проектов, за счет роста "качества" проектов, формирования критической массы "историй успеха" и успешных выходов из проекта венчурных инвесторов.
Прогнозный объем грантовой поддержки проектов участников с 2015 года составит около 4,5 млрд. рублей ежегодно и будет распределяться следующим образом:
около 300 млн. рублей на поддержку минигрантами 60 - 100 участников ежегодно для поддержки начинающих проектов;
около 1850 млн. рублей будут выдаваться новым грантополучателям по "Стадиям 1 и 2", при этом их количество будет составлять около 100 - 125 (средний размер выплаты в первом году около 18 млн. рублей);
около 250 млн. рублей будет направлено на выдачу новых грантов ЦПИ, а также, в исключительных случаях, на поддержку особо значимых проектов "Стадии 3";
оставшиеся средства (около 2100 млн. рублей) будут направляться на финансирование переходящих обязательств по грантам.
Таким образом, общее количество грантополучателей на конец каждого года будет варьироваться в диапазоне 250 - 300. При этом общее количество участников Проекта прогнозируется в диапазоне около 1000 компаний.
Выделение грантов проектам "Стадии 1 - 3" проводится при условии привлечения внешнего софинансирования, минимальная требуемая доля софинансирования составляет: 25 процентов для проектов "Стадии 1", 50 процентов для проектов "Стадии 2", 75 процентов для проектов "Стадии 3".
Источниками финансирования проектов участников вне грантов предполагаются следующие:
финансовая поддержка учредителей (в т.ч. материнских компаний для спин-офов ключевых партнеров);
внешние инвестиции от аккредитованных венчурных инвесторов;
выручка от проведения исследовательской деятельности в рамках контрактов с ключевыми партнерами и иными заказчиками исследовательской деятельности;
нераспределенная прибыль от реализации предыдущих инновационных проектов;
иные источники, в том числе, финансирование от партнерских институтов развития (ОАО "РВК", ОАО "РОСНАНО", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
В рамках реализации мероприятия "Создание исследовательской среды и сервисной инфраструктуры инновационного центра" предполагается использование средств на закупку и модернизацию оборудования для центров коллективного пользования Технопарка, а также развитие сервисной среды, в том числе финансирование дефицитных сервисов и услуг.
В рамках реализации мероприятия "Привлечение индустриальных и финансовых партнеров в инновационный центр" предполагается использование средств на проведение совместных мероприятий с индустриальными и финансовыми партнерами (в том числе, организация и участие в значимых конференциях, проведение заседаний венчурного и индустриального совета).
В рамках реализации мероприятия "Создание и развитие коммуникационной среды и "Виртуального Сколково" предполагается развитие в рамках экосистемы инновационного центра "Сколково" онлайн-сообщества людей, разделяющих ценности инноваций и активно вовлеченных в развитие экосистемы технологического предпринимательства. "Виртуальное Сколково" решает задачи, связанные с привлечением новых участников сообщества в целях построения и развития нематериальной среды, предоставлением широкого спектра сервисов в электронном виде для участников сообщества; взаимодействием с традиционными профессиональными сообществами.
Для решения указанных задач в рамках данного мероприятия ведется работа по следующим направлениям:
разработка портала онлайн-сообщества "Виртуальное Сколково" - направлено на увеличение интернет-аудитории портала онлайн-сообщества, оптимизацию работы с информацией об участниках проекта "Сколково", расширение общего функционала портала по предоставлению информации и разработает специальный унифицированный интерфейс для дальнейшего использования в интеграционных проектах;
развитие сообщества - направлено на расширение представления информации об участниках проекта "Сколково" на профильных площадках сети "Интернет", информирование членов сообщества о планируемых открытых мероприятиях, опубликованных во внешней системе, проведение оценки и автоматического профилирования проектов инновационного центра "Сколково" в профессиональном сообществе.
В рамках реализации мероприятия "Управление Проектом "Сколково" финансируются расходы, связанные с организацией и управлением проектом создания и развития Инновационного центра "Сколково": юридическая служба, высший менеджмент, учет, казначейство, закупки, АХО.
Основное мероприятие "Создание и развитие Сколковского института науки и технологий" включает в себя набор мероприятий по организационной и финансовой поддержке создания Сколтеха.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы в части данного основного мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 41877,19 млн. рублей, включая 5214,00 млн. руб. оплату по соглашению о взаимодействии с Массачусетским технологическим институтом. Ресурсное обеспечение данного основного мероприятия в рамках внебюджетного финансирования составляет 8076,10 млн. рублей.
В рамках реализации мероприятия "Развитие научно-образовательного и инновационного комплекса Сколтеха" финансирование направляется на следующие мероприятия: привлечение для работы в Сколтехе ведущих международных профессоров перспективных российских ученых; оснащение лабораторным оборудованием мирового класса; проведение исследований в рамках созданий научно-технологического задела; организацию обучения магистрантов и слушателей PhD программ; оплату части совместных исследований с ведущими международными университетами, а также их помощи в приобретении необходимых компетенций и участия в подготовке магистрантов и слушателей PhD программ.
В рамках реализации мероприятия "Поддержка создания и развития Сколтеха со стороны МТИ" финансирование направляется на оплату договора о взаимодействии с Массачусетским технологическим институтом.
Сколтех наряду с финансированием из бюджета использует и внебюджетное финансирование. Внебюджетные средства направляются на расширение исследовательской, образовательной и инновационной деятельности, включая расширение парка оборудования, привлечение дополнительных исследователей и аспирантов, и стимулирование инновационной активности.
Внебюджетные доходы складываются из следующих источников: за счет доходов от Фонда целевого капитала; грантов российских и международных фондов и ведомств на исследования и разработки; контрактов (или иных форм поддержки) с промышленными компаниями (в том числе и ключевыми партнерами Фонда "Сколково"). Внебюджетные доходы направляются на софинансирование всех статей расходов Сколтех.
Мероприятия, направленные на создание и обеспечение функционирования Сколтеха, на начальной стадии финансируются в основном за счет средств федерального бюджета. За этот период должна быть сформирована база квалифицированных профессоров, обеспечивающих реализацию, как образовательных программ, так и исследовательских проектов. Также должно быть определено оптимальное количество исследовательских центров и магистрантов и слушателей PhD программ для дальнейшей эффективной работы института.
После запуска исследовательских центров и начала функционирования образовательных программ основным источником финансирования деятельности Сколтеха постепенно должны стать исследовательские гранты (в том числе государственные), а также инвестиции компаний, заинтересованных в проведении в своих интересах исследований, что в свою очередь ведет к созданию новых исследовательских центров и увеличению объемов работ. Государство в свою очередь может продолжать финансирование университета в минимальном объеме. Параллельно идет процесс увеличения фонда целевого капитала за счет привлечения новых инвесторов.
В перспективе фонд целевого капитала должен достичь оптимального объема для ведения как исследовательской, так и хозяйственной деятельности Сколтех (обеспечив не менее 30 - 40 процентов нужд Сколтех). Доход от деятельности исследовательских центров составляет не менее 35 - 40 процентов от нужд Сколтеха. Государство финансирует деятельность Сколтех в минимальном объеме, в качестве помощи для расширения деятельности (не более 20 - 35 процентов).
Основное мероприятие "Создание и управление физической инфраструктурой инновационного центра "Сколково" предполагает строительство объектов инновационного города и создание социально-городских систем, обеспечивающих комфортные условия проживания инноваторов на территории города, а также управление созданной городской инфраструктурой.
Ресурсное обеспечение реализации данного основного мероприятия подпрограммы за счет федерального бюджета в 2013 - 2020 гг. составит 36765,89 млн. руб.
Для реализации мероприятия подпрограммы предполагается также привлечение внебюджетного финансирования в общем размере - 119406,34 млн. руб.
Проектирование и строительство объектов, входящих в "ядро" инфраструктуры - офисный центр "Технопарк", лабораторно-офисный комплекс "Технопарк", здание Сколтеха, первая очередь апартаментов для участников проекта "Сколково", магистрантов и слушателей PhD программ и преподавателей Сколтеха, необходимые объекты социально-бытовой инфраструктуры - осуществляется за счет средств Федерального бюджета.
При проектировании объектов инновационного города учитывалась прогнозная демографическая структура групп населения, которые будут работать и проживать на территории инновационного центра. Общее количество жителей города к 2020 году составит около 20 тыс. человек, общее количество занятых в рамках города - около 30 тыс. человек.
В состав жителей и занятых будут входить сотрудники компаний стартапов, центров НИОКР Ключевых партнеров, магистранты и слушатели PhD программ, преподаватели и административные сотрудники Сколтеха, а также персонал объектов обслуживания.
Все компании, участники проекта "Сколково" в рамках инновационного города будут размещены на следующих площадях: в Технопарке "Сколково" (вне зависимости от того, являются ли они грантополучателями или нет), в офисных и исследовательских центрах, построенных ключевыми партнерами, а также в офисных центрах, которые будут построены независимыми девелоперами.
Лабораторно-офисный комплекс "Технопарк" призван обеспечить участников проекта "Сколково" офисной и лабораторной инфраструктурой. При проектировании здания учитывались международные практики строительства технопарков, а также результаты опросов компаний, участников проекта "Сколково" о готовности к переезду и потребностях в площадях. Лабораторно-офисный комплекс "Технопарк" будет включать как офисные, так и специализированные лабораторные площади, также на его территории будут размещены помещения "общего пользования" - Центры Коллективного Пользования (ЦКП) и конференц-центр. Экономический анализ, проведенный на этапе проектирования здания, показал, что для рентабельного функционирования Технопарка "Сколково", включая ЦКП и конференц-центры необходимо наполнение постоянными арендаторами в размере около 400 компаний. Проектирование Технопарка "Сколково" на менее, чем 400 участников, приведет к тому, что операционная окупаемость комплекса не будет достигнута.
Строительство центров Ключевых партнеров и прочих офисных площадей будет выполняться за внебюджетные средства с учетом динамики развития инновационного города на горизонте 2014 - 2020 годов. Площади будут вводиться в эксплуатацию поэтапно.
Подход к выделению очередей строительства для оптимизации загрузки здания был также использован и при проектировании комплекса Сколтех. В рамках строительства зданий Сколтеха предусмотрено выделение двух фаз строительства:
первая очередь - Восточное кольцо (128184 кв. м, 1400 магистрантов, слушателей PhD программ и пост-доков, 450 преподавателей и административных работников);
вторая очередь - Западное кольцо и Агора (75150 кв. м, 850 магистрантов, слушателей PhD программ и пост-доков, 300 преподавателей и административных работников). Объекты второй очереди включают в себя учебные и лабораторные площади, основные помещения библиотеки и главный актовый зал. В соответствии с графиком развития Сколтеха, потребность в площадях второй очереди возникнет в 2017 - 2018 годах. Расходы по строительству второй очереди не включены в данный документ.
В итоге комплекс зданий Сколковского института науки и технологий общей площадью 203334 кв. м будет включать в себя учебные, лабораторные, административные и иные площади для организации работы Сколтеха. Данные площади предназначены для размещения 2 250 магистрантов, слушателей PhD программ и пост-докторантов, 750 преподавателей и административных специалистов.
При проектировании зданий Сколтеха учитывались результаты сопоставительного анализа ведущих зарубежных университетов (например, Массачусетский Технологический Институт, Калифорнийский Технический Институт, Стенфордский Университет).
В рамках инновационного города предполагается строительство объектов социально-бытовой сферы. При проектировании инновационного города и расчете целевого объема площадей социально-бытовой сферы был использован следующий подход:
сформирована целевая демографическая структура жителей инновационного города по основным функциональным группам к 2020 году и рассчитана прогнозная структура семей жителей инновационного центра;
структура семей позволила выполнить прогнозирование количества детей в домохозяйствах жителей инновационного города. В рамках расчет получена интервальная оценка количества детей дошкольного и школьного возраста;
полученные данные были использованы для разработки проекта планировки объектов социальной инфраструктуры инновационного города.
Основные расчетные показатели:
количество детей дошкольного возраста (от 2 до 6 лет) - от 958 чел. до 1305 чел. (нижняя и верхняя границы соответственно);
количество детей младшего школьного возраста (1 - 5 классы) - от 958 чел. до 1305 чел. (нижняя и верхняя границы соответственно);
итого количество мест в семейных кампусах согласно утвержденному Проекту планировки Центра (детский сад и начальная школа) - 2800 мест;
количество детей старшего школьного возраста (5 - 11 классы) - от 1150 до 1566 чел.;
количество мест в старшей школе согласно утвержденному Проекту планировки центра составляет 2 000 мест.
Объекты образовательного комплекса для детей в инновационном центре "Сколково" будут состоять из четырех образовательных центров в семейных кампусах, расположенных в четырех районах города, и одной основной и старшей школы.
В состав каждого из образовательных центров (на 700 детей) войдут: ясли - раннее развитие (0 - 3 года); детский сад - дошкольное образование (4 - 6 лет) и начальная школа (7 - 11 лет).
В общеобразовательной школе для детей от 12 до 18 лет будет реализовано общее и среднее образование.
В целом предполагается обучать и воспитывать порядка 2000 детей среднего и старшего школьного возраста и около 2800 детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Характерными особенностями образовательных центров в Семейных кампусах являются комфортная шаговая доступность, отдельное пространство для младших детей, выделенные места для встреч с семейными и детскими врачами, психологом, пространство для занятий по интересам (обучение взрослых, встречи, родительский клуб), пространство для общения (зона отдыха, кафе), что обеспечивает вовлеченность семей.
Основная и старшая школа представляет собой отдельное пространство для подростков - комплекс "школа - культурно-спортивный центр". Отличительные черты: общие ресурсы со Сколтехом и культурным центром города, многообразные возможности для индивидуальных траекторий, интеграция образовательных, детских, молодежных и семейных сервисов.
В настоящее время начаты работы по проектированию первого образовательного центра в Семейном кампусе в районе D2, строительство которого планируется закончить осенью 2014 года.
Расчетная потребность в местах для дошкольников (от 0 - 6 лет) и младших школьников (1 - 4 классы) - будет полностью удовлетворена.
Дефицит мест для школьников с 5 по 11 класс в ИЦ "Сколково" планируется компенсировать за счет потенциала близлежащих образовательных учреждений, причем как частных школ, например, "Новый образовательный комплекс", который возводится на базе Зареченской общеобразовательной школы (инвест-проект С. Керимова) или "Гимназия "Сократ" - Негосударственное общеобразовательное учреждение", которая была основана в 1999 году при непосредственном участии и под патронажем "Международного университета в Москве", расположена на загородной территории университета в живописном и экологически привлекательном уголке ближнего Подмосковья - в кампусе "Кунцево" поселка Заречье; так и государственных общеобразовательных школ.
В частности, в пределах 15 минут от инновационного центра "Сколково" расположены следующие московские общеобразовательные школы: N N 800, 809, 714, 239, 384, 811, 1400, 1195, 61. Также на том же удалении находятся Одинцовские средние образовательные школы N 12 и N 16. Количество мест в каждой из этих школ колеблется от 500 до 700.
Как уже было упомянуто выше, в создании экосистемы участвуют также и внешние инвесторы. Они осуществляют строительство объектов, предназначенных для осуществления:
исследовательской деятельности ключевых партнеров Центра;
поздних этапов НИОКР и коммерциализации их результатов;
коммерческой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" (девелопмент).
Данные объекты возводятся за счет иных средств, кроме средств Федерального бюджета, поскольку они будут функционировать на условиях коммерческой привлекательности.
Незначительная часть средств, запланированных к финансированию внешними инвесторами, может быть при необходимости (сроки создания объектов не терпят отлагательства или объекты низкой инвестиционной привлекательности) замещена долговым банковским финансированием, привлекаемым Фондом "Сколково".
Существенный объем финансирования, не менее 9757,72 млн. рублей, приходится на осуществление функций муниципального управления инновационным центром "Сколково" (с началом функционирования по мере окончания строительства) и социально значимую инфраструктуру. Доходная часть в виде сальдо доходов и расходов по эксплуатации (сдачи в аренду, предоставления услуг ЦКП, сервисов и т.д.) объектов Фонда "Сколково" и его Дочерних обществ, доходов от аренды земли, несмотря на то, что финансовым планом не предусматривается прямого (предоставление целевых средств) или косвенного (нерыночные арендные ставки или нерыночные расценки на сервисы и услуги; за исключением социально значимых объектов) субсидирования участников и других резидентов инновационного центра "Сколково", не может покрывать существенных по материальности расходов на содержание территории и эксплуатацию городской инфраструктуры (дороги, ландшафт, коммунальные ресурсы для общественных территорий и т.д.), социальных функций (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт) и выполнение муниципальных функций по управлению.
Объемы требуемого финансирования рассчитаны, исходя из программы строительства (площади ландшафта, придомовых территорий, протяженность и ширина дорог, площади общественных помещений и т.д.), удельных нормативов потребляемых ресурсов и действующих цен и тарифов на соответствующие услуги и ресурсы.
Объем социальной поддержки рассчитан на основании плана по строительству объектов социальной инфраструктуры и усредненных данных по среднегодовым объемам бюджетного финансирования соответствующих профильных объектов (поликлиники, больницы, дошкольные учреждения, школы) из бюджета г. Москвы.
В части объектов коммунальной инфраструктуры (тепловые сети, сети водоснабжения и водоотведения, ливневой канализации, очистные сооружения и т.д.) планируется их передача соответствующим эксплуатирующим организациям, являющимся поставщиками коммунальных ресурсов.
Муниципальные функции будут осуществляться в рамках деятельности специализированного дочернего общества.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей