I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем в указанной
сфере и прогноз ее развития
Государственное регулирование инфраструктурных отраслей, включая сферы естественных монополий и сферы деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, напрямую влияет на характер экономического роста и качество жизни.
Реформы инфраструктурных отраслей предъявляют новые требования к системе государственного регулирования, включая ценовое и тарифное регулирование субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе:
сочетать экономические и социальные аспекты и последствия;
сочетать задачи текущего функционирования и перспективного развития;
реализовывать цели повышения конкурентоспособности российской экономики в условиях роста и с учетом мировых экономических трендов и конъюнктуры рынков;
обеспечивать справедливый доступ потребителей к максимально качественным товарам и услугам.
Совершенствование системы государственного регулирования субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, за последние годы проводится по трем главным взаимосвязанным направлениям:
повышение эффективности функционирования естественных монополий,
обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов,
защита интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Реформы в сфере естественных монополий предъявляют новые требования к системе государственного регулирования - должен преобладать системный подход, сочетающий экономические и социальные аспекты регулирования. Методология регулирования должна создавать стимулы, при которых субъектам регулирования выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность использования инвестиций.
Текущая ситуация в сфере естественных монополий характеризуется недостаточной операционной и инвестиционной эффективностью. Система нормативного регулирования, а также корпоративное управление, направленные на постоянное наращивание расходов, с отсутствием стимулов для повышения их эффективности, а также информационная асимметрия между органами регулирования и регулируемыми субъектами обусловили необходимость перехода от затратного способа формирования цен (тарифов) к стимулирующему комплексному долгосрочному регулированию.
Неэффективные текущие издержки и капитальные вложения являются причиной необоснованного отвлечения средств из других (более эффективных) секторов экономики. При сохранении текущих тенденций тарифы естественных монополий могут стать существенным ограничением экономического развития, в том числе за счет снижения инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации. Дальнейший контроль за издержками и расходами регулируемых субъектов будет реализовываться с применением комплексного стимулирующего долгосрочного регулирования, в том числе предусмотренного пунктом 4 плана мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р.
Введение принципов долгосрочного регулирования и параметров качества станет неотъемлемой частью регулирования субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Для каждого субъекта регулирования будет установлена причинно-следственная связь между качеством, инвестициями и регулируемыми ценами (тарифами). Цены (тарифы) на регулируемые услуги и товары будут отражать, в том числе:
утвержденные и реализуемые инвестиционные программы регулируемых субъектов, синхронизованные со схемами ресурсоснабжения, программами комплексного развития и программами развития сопряженных отраслей;
установленные экономические, технические и экологические параметры надежности и качества;
программы повышения энергосбережения и энергетической эффективности;
долгосрочность параметров регулирования на срок от 3 до 5 лет и содержать правила уточнения цен (тарифов) в связи с изменением неподконтрольных субъекту регулирования затрат или общих условий функционирования рынков;
возможности компенсационных механизмов из бюджетов соответствующих уровней для уязвимых категорий потребителей или субъектов регулирования в случае установления тарифов, отличных от установленных или согласованных органом регулирования в рамках концессионных соглашений.
Естественными монополиями в области газоснабжения являются организации, осуществляющие следующие виды деятельности:
транспортировка газа по магистральным трубопроводам,
транспортировка газа по газораспределительным сетям.
При этом большую часть естественно-монопольных видов деятельности в области газоснабжения осуществляется ОАО "Газпром" и его дочерними и зависимыми обществами.
В настоящее время важнейшей проблемой деятельности ОАО "Газпром" является отсутствие внешнего контроля за его затратами, что может послужить причиной увеличения затрат на осуществление регулируемых видов деятельности и условий изменения предоставления доступа к естественно-монопольным услугам для потребителей.
Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства городов не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов. Каждая пятая проба питьевой воды из разводящих водопроводных сетей не соответствует санитарным нормам по санитарно-химическим, а каждая десятая - по микробиологическим показателям. До 40 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68 процентов потребителей в городах и поселках городского типа, не имеют необходимого комплекса очистных сооружений для обеззараживания и очистки воды. По многим водозаборам не соблюдаются режимы зон санитарной охраны (55 процентов населения страны пьет водопроводную воду, не соответствующую экологическим стандартам). Ежегодно сбрасывается в природные водные объекты 55 млрд. куб. м сточных вод, из которых почти 20 млрд. куб. м являются загрязненными сверх установленных нормативов.
В результате накопленного износа растет количество аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки их ликвидации и стоимость ремонта.
Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составляют: по воде около 30 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов. Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25 - 30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских.
Связанный с постоянным ростом издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные ресурсы приводит к росту совокупного платежа граждан, который в значительном количестве регионов опережает темп роста доходов населения. Продолжающийся рост межрегиональной дифференциации стоимости коммунальных услуг усиливает тенденции оттока населения из многих регионов, в первую очередь, севера и востока России.
Особой проблемой становится резкий рост стоимости коммунальных услуг для граждан, проживающих в домах с высоким уровнем износа. Эта проблема все более обостряется по мере приведения нормативов потребления коммунальных ресурсов в соответствие с действующим законодательством и перехода к расчетам за потребляемые ресурсы на основе данных приборов учета. Эти факторы, а также отсутствие эффективной системы адресной государственной поддержки малоимущих слоев населения приводит к росту социальной напряженности и недоверия граждан к социально-ориентированной политике государства.
Отсутствие заметных сдвигов в улучшении технического состояния основных фондов и повышении эффективности функционирования организаций в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а во многих случаях и нарастание негативных тенденций, связаны с дефицитом долгосрочных инвестиционных ресурсов, основными причинами которого являются:
несовершенство нормативной правовой базы, прежде всего в части применения механизмов долгосрочного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, основанного на критериях доступности стоимости коммунальных услуг для населения, а также в части поддержки инвестиционных механизмов действующим жилищным законодательством;
недостаточная прозрачность жилищного и коммунального сектора для финансово-кредитных организаций и частных инвесторов;
отсутствие на финансовом рынке долгосрочных источников финансирования в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые необходимы для осуществления проектов модернизации коммунальной инфраструктуры без резкого увеличения финансовой нагрузки на потребителей.
При этом попытки решать проблему за счет увеличения бюджетного финансирования (в 2008 году доля бюджетных инвестиций в коммунальную инфраструктуру увеличилась в 80 процентов регионов) позволяют лишь в незначительной степени замещать отсутствующие инвестиционные и кредитные ресурсы, что никак не может исправить складывающуюся ситуацию.
Кроме того, бюджетные инвестиции, направляемые в коммунальный сектор, оказываются раздробленными между различными федеральными, региональными и местными программами и зачастую используются бессистемно, без понимания их влияния эффективность систем коммунальной инфраструктуры.
На решение указанных задач и привлечение в коммунальный комплекс частных инвестиций направлен Федеральный закон о долгосрочном тарифном регулировании в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения"), которым предполагается дальнейшее развитие институтов долгосрочного регулирования, в том числе:
установление тарифов на товары и услуги в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергетики, (где их установление предусмотрено законодательством Российской Федерации) на основе долгосрочных параметров регулирования, определяемых на срок 3 - 5 лет,
закрепление полномочий Правительства Российской Федерации или ФСТ России по определению предельных (минимальных и (или) максимальных) индексов роста цен (тарифов), применяемых при переходе к долгосрочному регулированию;
определение Правительством Российской Федерации этапов и сроков перехода на долгосрочное тарифное регулирование до 1 января 2016 г.
Законом также предусматривается наделение Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка возмещения за счет средств бюджета Российской Федерации, средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета - в случае передачи полномочий по регулированию тарифов на уровень местного самоуправления) недополученных доходов, возникших у регулируемых организаций в связи с принятием решений об изменении установленных тарифов и (или) параметров долгосрочного регулирования и (или) необходимой валовой выручки, а также установлением тарифов на основе долгосрочных параметров, отличных от установленных или согласованных органом регулирования в рамках концессионного соглашения.
В целях создания единого механизма расчета размера возмещения недополученных доходов организаций независимо от уровня бюджета порядок определения размера такого возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кроме того, предельные уровни тарифов на тепловую энергию для потребителей и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не подлежат установлению и применению с 1 января 2016 г.
В целях создания единых подходов к вопросам регулирования надежности и качества регулируемых услуг данный механизм внедрен в сферах теплоснабжения и газоснабжения. Также расширена сфера применения показателей качества и надежности регулируемых услуг в сфере электроснабжения за счет закрепления нормы об установлении таких показателей для целей их применения при формировании инвестиционных программ электросетевых организаций.
В сфере инвестиционного планирования законом определен порядок расчета объема финансовых средств, необходимых для реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и теплоэнергетики. Указанный объем подлежит определению с применением укрупненных расценок капитального строительства типовых технологических решений для объектов электроэнергетики (укрупненных сметных нормативов для объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения), утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Изменения, вносимые в Федеральный закон "О теплоснабжении", направлены на синхронизацию указанного закона с нормами Федерального закона "Об электроэнергетике" в части распределения полномочий по утверждению инвестиционных программ регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по производству электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Указанные изменения в законодательные акты Российской Федерации позволят создать правовые основы для улучшения инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в том числе за счет обеспечения перехода к долгосрочному тарифному регулированию, введения финансовой ответственности органов власти за пересмотр условий тарифного регулирования, обеспечения прозрачности инвестиционного планирования.
С 2006 года на территории Российской Федерации функционирует оптовый рынок электрической энергии (мощности). На оптовом рынке электрической энергии (мощности) осуществляется поэтапное расширение доли электрической энергии (мощности) реализуемой по свободным (нерегулируемым) ценам. С 2011 года доля свободного рынка составляет 100 процентов (за исключением объемов для поставки населению и объема поставки в неценовых зонах).
На территории неценовых зон (Калининградская, Архангельская область, Республика Коми и Дальневосточный федеральный округ) действует государственное регулирование тарифов и их либерализация не предполагается.
С 2011 года около 52 процентов выручки электроэнергетики - это прямое государственное регулирование тарифов и 48 процентов - нерегулируемые цены на электрическую энергию и мощность, формируемые на оптовом рынке электрической энергии.
Таким образом, естественно-монопольными сферами в электроэнергетике остаются услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Цена (тариф) на электрическую энергию для потребителей с 2000 года выросла более чем в 3 раза (в ценах 2000 года). Сегодня в Российской Федерации в среднем цена электрической энергии ниже, чем во многих странах мира. При этом производительность труда в генерации в 4 раза ниже, чем в США и Канаде. Производительность труда в сетях в 10 раз ниже, чем в США, Канаде и Германии. Эффективность электростанций ниже, чем в Японии, США, Евросоюзе и Китае. Потери в электрических сетях выше почти в 2 раза, чем в Японии, США и Китае.
В последние годы наблюдаются незначительные тенденции по улучшению показателей эффективности электроэнергетики, но темпы этого улучшения незначительны. При сохранении текущей неэффективности цена на электрическую энергию к 2015 году достигнет уровня, при котором строительство собственной генерации становится для 40 процентов потребителей выгоднее покупки электрической энергии из сети.
Проводимая Правительством Российской Федерации тарифная политика направлена на ограничение негативного воздействия роста цен (тарифов) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на отрасли экономики и уровень жизни населения, а также на развитие инфраструктурного сектора.
Основные параметры динамики предельных цен (тарифов) субъектов естественных монополий на среднесрочную перспективу определены Правительством Российской Федерации в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов и ориентированы на сдерживание инфляции, а также на продолжение посткризисного восстановления российской экономики.
В соответствии с действующим законодательством с 1 января 2011 г. продажа объема электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого в неценовых зонах и потребляемого населением и приравненным к нему категориям и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.
В либерализованном секторе энергетики, к которому относится генерация, рост свободных цен определяется ростом цен на топливо (газ, уголь и мазут), вводом новых мощностей электростанций, спросом и предложением на электроэнергию, рыночными механизмами.
Основной сферой, в которой с 2011 года полностью сохраняется государственное регулирование цен (тарифов), является передача электрической энергии.
В рамках реализации решений, принятых Правительством Российской Федерации, в 2012 году предусмотрено сохранение тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на уровне не выше действующих тарифов в 2011 году с последующей индексацией тарифов на электрическую энергию на 106 процентов с 1 июля 2012 г. к уровню I полугодия 2012 г.
Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации рост котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии может превышать среднероссийский уровень с учетом необходимости реализации значительных инвестиционных программ (особенно, принимая во внимание меры по сокращению платы за технологическое присоединение). По отдельным уровням напряжения рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии также может превысить рост средних тарифов в связи с изменением модели функционирования розничных рынков электроэнергии и прекращения в соответствии с действующим законодательством с 1 января 2014 г. действия договоров "последней мили".
Начиная с 2012 года, возврат инвестиций учитывается в тарифном регулировании исключительно после ввода в эксплуатацию построенных/реконструируемых объектов. Начиная с 2013 года, предусматривается применение укрупненных нормативных расценок на основные виды инвестиционных затрат, не допускающих возможность перекладывания завышенных затрат в тарифы. Также должны применяться методы технологического аудита инвестиционных программ, позволяющие оптимизировать перечень мероприятий и ориентировать их на удовлетворение потребностей потребителей.
Государственное регулирование и контроль осуществляется в отношении хозяйствующих субъектов, выполняющих (оказывающих) работы (услуги) в сфере железнодорожных перевозок, включенных в Реестр субъектов естественных монополий. В настоящее время в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное тарифное регулирование на федеральном уровне, включены ОАО "РЖД", ОАО "ФПК", ОАО АК "Железные дороги Якутии" и 21 компания перевозчиков, осуществляющих деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в условиях естественной монополии, регулирование которых осуществляется субъектами Российской Федерации.
Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль ФСТ России, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок". Основная доля естественно-монопольных видов деятельности приходится на ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры для всех видов перевозок и перевозчика грузов.
Одной из основных проблем деятельности ОАО "РЖД" в настоящее время является большая и постоянно увеличивающаяся доля расходов компании на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Основные фонды ОАО "РЖД" составляют более 3,8 трлн. рублей или более 4,2 процента основных фондов Российской Федерации. В тарифах на перевозку грузов доля инфраструктурной составляющей превышает 55 процентов.
Высокая степень изношенности инфраструктуры железнодорожного транспорта требует крупных инвестиций со стороны компании и государства на ее обновление. Инфраструктурные ограничения составляет около 5 тыс. км. Это приводит, в том числе к ограничению темпов роста основных грузообразующих отраслей экономики, снижению конкурентоспособности железнодорожного транспорта во внутреннем сообщении по сравнению с другими видами транспорта, увеличению конкурентных угроз в международном масштабе.
В этих условиях особо важное значение приобретает разработка перспективной модели долгосрочного взаимодействия государства и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с определением форм и условий такого взаимодействия, которая предусматривает переход на тарифообразование с использованием метода RAB и разработку сетевого контракта с определением форм и условий такого взаимодействия, включая технические, технологические и другие обязательные требования к субъектам естественных монополий на железнодорожном транспорте через показатели качества и надежности.
Учитывая ограничение средств из федерального бюджета на регулируемые пассажирские перевозки предполагается также реализация модели регуляторного контракта в сфере пассажирских перевозок, которая позволит оптимизировать взаимодействие с бюджетом.
Указанный механизм будет рассматриваться как составная часть системы государственного регулирования естественно-монопольной сферы деятельности железнодорожного транспорта и предусматривать закрепление взаимных обязательств ОАО "РЖД" и государства по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса.
В частности, в рамках данной модели взаимодействия, приоритетов в развитии отдельных отраслей промышленности и приоритетов в развитии альтернативных видов транспорта предполагается реализация мероприятий по модернизации существующей инфраструктуры и строительству новых железнодорожных линий, основными источниками финансирования которых будут являться собственные средства ОАО "РЖД" и средства федерального бюджета. Указанный механизм будет рассматриваться как составная часть системы государственного регулирования естественно-монопольной сферы деятельности железнодорожного транспорта и предусматривать закрепление взаимных обязательств ОАО "РЖД" и государства по обеспечению целевого состояния инфраструктурного комплекса.
Высока также и степень изношенности парка подвижного состава ОАО "РЖД". Средний износ тягового подвижного состава достигает 70 процентов, до 2015 года компании необходимо обновить более 5,5 тыс. локомотивов, из них около 3,5 тысяч - закупка новых локомотивов.
Сложившаяся ситуация на рынке перевозки пассажиров во многом определяется недостатками нормативно-правового регулирования данного вида деятельности.
На воздушном транспорте государственное ценовое регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях осуществляется в отношении услуг в аэропортах, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Кроме того, в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации осуществляется государственное регулирование ставок сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов пользователей воздушного пространства.
Несмотря на то, что доля расходов авиакомпаний на оказание названных регулируемых услуг в общей доле их расходов на осуществление авиационных перевозок незначительна (5 - 12 процентов аэропортовые услуги, 3 - 5 процентов аэронавигационное обслуживание) государственному ценовому регулированию в данных отраслях воздушного транспорта предается большое значение.
Это связано с проводимой Правительством Российской Федерации работой по снижению стоимости пассажирских авиационных перевозок на внутренних линиях в целях обеспечения доступности для населения данного вида перевозок. И в этой связи главной задачей государственного регулирования остается недопущение необоснованного роста цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах и поставщиков аэронавигационного обслуживания.
С этой целью расширяется перечень услуг в аэропортах, подлежащих государственному регулированию. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" в целях сдерживания роста расходов авиакомпаний на топливообеспечение в аэропортах осуществляется государственное регулирование цен (тарифов, сборов) на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива.
С другой стороны, необходимость развития аэропортов в условиях стабильного роста объемных показателей авиатранспортной работы за последние годы, а также коренного улучшения показателей качества, эффективности и надежности деятельности аэропортов Российской Федерации требуют вложения значительных финансовых средств в обновление объектов инфраструктуры аэропортов. С учетом реализации долгосрочных программ развития аэропортов и поставщиков аэронавигационного обслуживания, в условиях дефицита бюджетного финансирования в качестве предпочтительного метода должно рассматриваться долгосрочное тарифообразование применительно к конкретным хозяйствующим субъектам с целью обеспечения финансовой сбалансированности их деятельности в условиях реализации долгосрочных капитальных вложений в объекты авиационной инфраструктуры. При этом необходимо отметить, что переход на долгосрочное тарифообразование с использованием метода доходности на вложенный капитал должен применяться только к субъектам регулирования, имеющим долгосрочные программы развития, согласованные с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.
На морском транспорте государственное ценовое регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях осуществляется в отношении услуг в морских портах, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Кроме того, Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" услуги по ледокольной и ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Государственное регулирование в морских портах в значительной степени связано с государственным регулированием услуг по предоставлению пользователям инфраструктуры морских портов. Необходимость обеспечения безопасности мореплавания в морских портах, высокая степень износа гидротехнических сооружений, необходимость модернизации технических средств обеспечения мореплавания приводит к необходимости учета данных факторов при установлении ставок портовых сборов. Вместе с тем данная работа осуществляется с учетом обеспечения доступности морских портов Российской Федерации, конкурентоспособности с портами сопредельных государств, повышения инвестиционной привлекательности портовой деятельности.
Развитие конкуренции на рынке услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов, предоставлению причалов в морских портах требует применения новых подходов к регулированию субъектов естественных монополий, оказывающих данные услуги. С учетом стратегического значения деятельности морских портов, на современном этапе представляется актуальной работа по изменению государственного регулирования стивидорных компаний, работающих в морских портах, в части неприменения к ним государственного ценового регулирования. Мониторинг принимаемых в этом направлении решений позволит в дальнейшем сделать вывод о целесообразности прекращения государственного регулирования услуг в морских портах по погрузке, выгрузке и хранению грузов, предоставлению причалов.
Государственное регулирование в новой для законодательства Российской Федерации о естественных монополиях сфере деятельности услуг по ледокольной проводке судов и ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути должно способствовать развитию Северного морского пути, как важнейшей составляющей транспортного транзитного потенциала Российской Федерации. При этом, учитывая специфику оказания данных услуг в основном ледоколами с атомными энергетическими установками, применяемая в данной сфере модель тарифного регулирования должна обеспечить компенсацию расходов на оказания ими регулируемых услуг, что с учетом выделяемых федеральным бюджетом средств на обеспечение ядерной безопасности должно обеспечить компенсацию расходов на содержание атомного ледокольного флота.
На внутреннем водном транспорте государственное ценовое регулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях осуществляется в отношении услуг в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Внутренние водные пути, оставаясь важнейшей естественной транспортной артерией Российской Федерации, постепенно утрачивают свое значение при перевозках грузов и пассажиров в Российской Федерации. Государственное регулирование наряду с изменением системы государственного управления в этой сфере должно быть направлено на повышение привлекательности речного транспорта для осуществления перевозочной деятельности в интересах экономики и населения Российской Федерации.
Деятельность речных портов в условиях незначительного объема перевозок на речном транспорте, а также развития межвидовой транспортной конкуренции, особенно в европейской части Российской Федерации, утрачивает свой естественно-монопольный характер. Данное обстоятельство в целях недопущения сдерживания развития добросовестной конкуренции на транспорте требует при осуществлении государственного регулирования речных портов обратить особое внимание на вопросы целесообразности сохранения или прекращения государственного регулирования в данной сфере. Почтовая связь является одним из ключевых элементов национальной инфраструктуры, отличительной чертой которой является значительная роль в обеспечении занятости.
Устойчивое развитие национального оператора почтовой связи, как и развитие экономики страны в целом, недостижимо без комплексной модернизации производственной инфраструктуры. Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" является уникальным системообразующим предприятием, решающим не только ряд важнейших социальных, но и экономических задач. Крупнейшая в мире сеть филиалов (отделений) почтовой связи обеспечивает основным набором почтовых и финансовых услуг граждан Российской Федерации во всех уголках страны, в том числе в районах Крайнего Севера, где оказание данных услуг влечет существенные убытки.
На данный момент государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной почтовой связи. Иные услуги, оказываемые оператором почтовой связи, осуществляются на договорной основе.
В сфере услуг общедоступной почтовой связи, несмотря на постоянное увеличение тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции выше уровня инфляции, убыточность данных услуг связи не только не снижается, а постоянно увеличивается. При этом сроки пересылки и доставки внутренней письменной корреспонденции не удовлетворяют потребителей данных услуг.
Решение вопросов, связанных с ликвидацией убыточности услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции, невозможно только за счет повышения тарифов. Необходима разработка комплекса мер, предусматривающих:
оптимизацию затрат на оказание регулируемых услуг почтовой связи;
совершенствование методологии ведения раздельного учета доходов и расходов оператора почтовой связи;
непрерывный контроль за качеством оказания услуг почтовой связи с привлечением отраслевого министерства;
совершенствование правового регулирования деятельности в области почтовой связи.
С момента принятия Федерального закона "О почтовой связи" рынок услуг почтовой связи претерпел существенные изменения, как по составу участников (значительно увеличилось число негосударственных операторов почтовой связи), так и по оказываемым услугам почтовой связи. В связи с этим появилась необходимость разработки новых принципов и подходов государственного регулирования почтовой связи, в том числе в области тарифного регулирования.
В целях совершенствования правового регулирования в области почтовой связи разработан проект нового федерального закона "О почтовой связи", согласно которому почтовая связь подразделяется на государственную (универсальную) почтовую связь и коммерческую (курьерскую) почтовую связь. Законопроект также определяет основные принципы оказания услуг почтовой связи и предполагает изменение порядка государственного регулирования тарифов на оказание универсальной услуги почтовой связи.
В связи с этим после принятия новой редакции Федерального закона "О почтовой связи" потребуется разработка и принятие ряда подзаконных актов, в том числе определяющих перечень видов и категорий почтовых отправлений универсальной услуги почтовой связи, тарифы на пересылку которых будут подлежать государственному регулированию, а также порядок и методологию их регулирования.
Государственное регулирование тарифов на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции осуществляется по методу экономически обоснованных затрат на базе данных раздельного учета доходов и расходов, который стимулирует оператора связи наращивать затраты и не заинтересовывает в повышении эффективности и улучшении качества оказания услуг. В этой связи необходимо проработать вопрос о возможности перехода к регулированию тарифов на услуги общедоступной почтовой связи по методу предельного ценообразования (Price-Cap), что позволит избежать необоснованного роста затрат и повысить эффективность деятельности оператора связи.
Для улучшения качественных показателей (соблюдения контрольных сроков доставки, повышения сохранности почтовых отправлений и доступности услуг для потребителей) сеть почтовой связи должна обладать соответствующим уровнем технологического развития. В настоящее время на предприятиях почтовой связи остается высокой доля ручного труда, используется устаревшие оборудование и транспортные средства, недостаточно отработана логистическая цепочка по оказанию услуг почтовой связи, в связи с чем почтовая отрасль дополнительно нуждается в проведении мероприятий по модернизации и сокращению контрольных сроков доставки почтовых отправлений.
Что касается государственного регулирования тарифов на услуги фиксированной телефонной связи, то в последние годы оно претерпело существенные изменения и отражает тенденции, происходящие на рынке услуг связи.
Сфера услуг общедоступной электросвязи - одна из немногих, где средние темпы роста тарифов в последние годы были существенно ниже темпов инфляции, а по отдельным услугам связи тарифы даже снижались.
Начиная с 2012 года, государственное регулирование осуществляется посредством установления предельных максимальных тарифов только по обязательным тарифным планам на услуги местной, внутризоновой и междугородной телефонной связи. При этом операторам связи предоставлено право не только снижать тарифы по обязательным тарифным планам по отношению к предельным уровням, но и предлагать помимо обязательных, иные тарифные планы, в том числе, включающие в себя плату за различные виды услуг связи (Интернет, IP-телефония, цифровое телевидение). Это позволяет операторам связи проводить более гибкую тарифную политику с учетом платежеспособного спроса потребителей.
Кроме того, по отдельным территориям субъектов Российской Федерации, в зависимости от сложившейся ситуации на рынке услуг связи, применяются и иные формы государственного регулирования, такие как мониторинг и контроль за тарифами, установленными операторами связи.
В сфере услуг общедоступной электросвязи государственному регулированию также подлежат тарифы на услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и радиовещания.
Учитывая, что в настоящее время осуществляется поэтапное внедрение и переход на цифровое телерадиовещание, государственное регулирование тарифов на эти услуги осуществляется как в аналоговом, так и в цифровом формате.
Развитие рынка услуг сотовой связи и расширение зоны их проникновения, а также появление новых услуг, постепенно замещающих услуги голосовой связи, предъявляют новые требования как к ценовому регулированию, включающему совершенствование системы государственного регулирования тарифов для конечного пользователя и цен на услуги присоединения и пропуска трафика, так и к правилам регулирования рынка услуг связи в целом.
В связи с этим необходимо разработать предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования рынка услуг связи в части лицензирования, правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и всех правил оказания услуг связи.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а также в целях создания эффективного механизма, позволяющего исключить необоснованный рост цен на лекарства, и не приводящего к сокращению их ассортимента в аптечных учреждениях, ФСТ России совместно с другими заинтересованными ведомствами проводит работу по внесению изменений в действующее законодательство, а именно в Методику установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденной совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФСТ России от 3 ноября 2010 г. N 961н/N 527-а (зарегистрирован в Минюсте России 19 ноября 2010 г. N 18994).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 266-р утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года.
Одним из основных направлений указанной стратегии является разработка системы референтного ценообразования на лекарственные препараты в целях внедрения системы лекарственного страхования, которая в 2013 году будет проводится ФСТ России совместно с другими заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы, созданной Минэкономразвития на основании поручения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N ВС-П12-1010.
Основными задачами в области государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, являются:
согласование предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
мониторинг цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в разрезе производителей, организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений;
мониторинг предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций оптовой торговли лекарственными средствами, осуществляющих поставку жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов от производителя (таможенной границы Российской Федерации) до субъектов Российской Федерации в целях уточнения устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых надбавок к ценам на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, определяемых в соответствии с утвержденной ФСТ России методикой;
участие в подготовке предложений по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Следует отметить, что, по данным мониторинга уровня цен на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, проводимом Росздравнадзором, в процессе государственного регулирования цен на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ситуация с ценами них остается стабильной.
Введение регистрации цен на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, наряду с введением в субъектах Российской Федерации предельных надбавок к фактической отпускной цене производителя, позволило стабилизировать уровень цен на препараты из указанного перечня. Так, в целом по России отмечено незначительное повышение розничных цен на жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: в декабре 2012 г. относительно января 2012 г. рост составил 0,26 процента (рост уровня потребительских цен с января 2012 г. составил около 6,6 процента).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей