I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
I. Характеристика сферы реализации
подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере
и прогноз ее развития
Повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе посредством их оказания в электронном виде, снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость, формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), создание единой системы инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации являются одними из важнейших задач развития Российской Федерации.
По состоянию на конец 2012 года, в условиях отсутствия единой нормативно-технической базы, федеральные государственные информационные ресурсы в сфере регистрации прав собственности и кадастрового учета существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество и усложняет обеспечение необходимого уровня государственного управления. Значительный рост рынка недвижимости, существенное увеличение объема и количества сделок при сложности имущественных отношений, а также стремительное развитие информационных технологий за последнее десятилетие обусловили требование к решению важнейших из задач в сфере государственной регистрации и кадастрового учета и регистрации прав собственности на объекты недвижимости в Российской Федерации путем объединения функций ведения кадастра, регистрации прав и картографической деятельности в рамках единой организации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 на Росреестр возложена одна из основных на сегодняшний день функций - организация единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Развитие рыночной экономики невозможно без эффективного использования и управления земельными ресурсами и другими объектами недвижимости, что в свою очередь предполагает необходимость усиления роли государства в регулировании рационального использования земельно-имущественного комплекса, а также охраны и контроля земельно-имущественных правоотношений.
Регистрация прав собственности и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.
Вместе с тем неэффективность существующей нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-имущественные правоотношения, отношения в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета, в сферах геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации приводит к необоснованным финансовым затратам участников рынка недвижимости, потребителей пространственных данных и к проблемам с обеспечением гарантий прав собственности, а отсутствие единой учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости - к противоречиям содержащихся в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об объектах недвижимости и о зарегистрированных правах на них.
В порядке исполнения государственных функций Росреестр предоставляет 17 видов государственных услуг (в электронном виде - 4), ведет два базовых государственных информационных ресурса (Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В рамках межведомственного электронного взаимодействия Росреестр предоставляет сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Объем предоставляемых Росреестром услуг возрастает с каждым годом.
В 2012 году Росреестр завершил реализацию подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560. По состоянию на конец 2012 года, в результате выполнения мероприятий подпрограммы на всей территории Российской Федерации внедрены централизованные технологии ведения Государственного кадастра недвижимости, реализована система предоставления отдельных государственных услуг Росреестра в электронной форме, создан и внедрен федеральный сегмент системы межведомственного электронного взаимодействия, а также перенос в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В настоящее время в рамках обеспечения Росреестром предоставления отдельных видов государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета в электронном виде реализован переход к централизованному ведению Государственного кадастра недвижимости на уровне субъектов Российской Федерации, осуществляется подготовка к централизованному ведению баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с одновременной модернизацией учетных систем в целях повышения качества данных в информационных ресурсах Росреестра, интеграции данных информационных ресурсов Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с системами предоставления электронных услуг. В рамках развития системы обеспечения удаленного доступа граждан к системе оказания услуг в электронном виде Росреестром на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий введен в промышленную эксплуатацию интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде. На указанном интернет-портале заявителям предоставлена возможность направлять в Росреестр пакет электронных документов для постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
Также посредством различных сервисов интернет-портала обеспечен доступ заявителей к сведениям об основных характеристиках земельных участков и их стоимости, реализованы возможности отслеживать процесс работы Росреестра по заявлениям о кадастровом учете или по запросам о предоставлении сведений Государственного кадастра недвижимости, заполнении бланков документов на предоставление сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в автоматизированном режиме, просмотре трансляции с камер видеонаблюдения различных региональных подразделений Росреестра.
С переходом на оказание государственных услуг в электронном виде значительно упрощается процесс получения сведений Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним для граждан и юридических лиц при использовании сетей связи общего пользования или иных технических средств связи.
Одновременно с работой интернет-портала происходит процесс внедрения технологических компонентов обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде, в частности:
системы "одного окна" (программный комплекс приема-выдачи документов);
автоматизированной системы взаимодействия с заявителями, которая включает системы "электронной очереди" и предварительную запись на прием посредством сети Интернет;
системы предварительной подготовки документов в электронном виде самостоятельно заявителем.
Росреестр в рамках обеспечения возложенных на него полномочий осуществляет функции по организации создания в пределах своей компетенции картографической основы государственного кадастра недвижимости, а также создания и ведения федерального картографо-геодезического фонда с целью обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и граждан геопространственной информацией в виде геодезических и картографических материалов и данных. Наличие актуальной и доступной геопространственной информации повысит качество выполняемых органами власти управленческих функций и обеспечивает обороноспособность страны.
В соответствии с Концепцией развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 2378-р, в целях хранения, обновления и обеспечения доступа к материалам и данным федерального картографо-геодезического фонда необходимо создание федеральной информационной системы, обеспечивающей доступ потребителей к информационным ресурсам посредством интернет-технологий, в том числе и через федеральный геоинформационный портал.
В настоящее время уровень технического и технологического развития федерального картографо-геодезического фонда, задачей которого является сбор, хранение и выдача потребителям геодезических и картографических материалов, значительно отстает от современного уровня развития геоинформационных технологий, применение которых позволит обеспечить потребителей новыми видами и формами пространственных данных, резко повысить актуальность информации.
Проблемой также являются административные барьеры - длительность и большое количество процедур при регистрации собственности, обязанность удостоверять все сделки с недвижимостью у нотариусов. Для решения проблемы преодоления административных барьеров планируется реализация плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р.
При условии ее реализации уже к 2015 году планируется снизить срок регистрации - до семи дней (в настоящее время - в среднем сорок три дня). Затраты заявителя планируется зафиксировать в размере госпошлины - 2 тысячи рублей для физических лиц и 15 тысяч для юридических лиц. Благодаря реализации "дорожной карты" время ожидания в очереди к 2018 году сократится до 10 минут (в настоящее время - около часа), а доля регистрационных действий, которые можно будет совершить в электронном виде, увеличится до 70 процентов с нынешних 5 процентов.
Для сохранения достигнутого потенциала необходимо обеспечить поддержание функционирования созданных ресурсов Росреестра.
Однако, с учетом экономической и социальной значимости базовых информационных ресурсов Росреестра, не менее важно сохранить позитивную динамику развития информационной системы и базы данных Росреестра.
При этом необходимо принимать во внимание, что с учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по созданию и развитию единой учетно-регистрационной системы в сфере недвижимости является программно-целевой подход. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 903 утверждена федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014 - 2019 годы".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей