X. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
X. Анализ рисков реализации государственной
программы и описание мер управления рисками реализации
государственной программы
Реализация настоящей государственной программы подвержена влиянию следующих групп рисков и негативных факторов.
Первое - риски возникновения международных и локальных военных конфликтов, крупных стихийных бедствий, которые могут негативно сказаться на результатах деятельности российских компаний, и на достижении целевых показателей экономического развития России.
В настоящее время уровень таких рисков является умеренным. Минимизация влияния данных рисков возможна за счет обеспечения участия и повышения роли России в решении глобальных и региональных международных проблем, международных усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, диверсификации рынков сбыта основных экспортных товаров, что предусматривается в рамках реализации государственных программ Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" (ответственный исполнитель - МИД России) и "Развитие внешнеэкономической деятельности" (ответственный исполнитель - Минэкономразвития России). Предусмотренные в рамках настоящей государственной программы мероприятия, направленные на диверсификацию российской экономики, переход от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, также будут способствовать минимизации данного риска.
Второе - рост конкуренции на мировых рынках высокотехнологичной продукции, динамичное развитие инновационных секторов экономики в странах с относительными конкурентными преимуществами в сфере рынка труда и условий ведения бизнеса может ограничить эффект от реализации мероприятий настоящей государственной программы, направленных на стимулирование внедрения инноваций в российскую экономику.
С учетом сложившейся относительно низкой доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции данный риск является значительным, однако он может быть снижен на основе реализации мероприятий настоящей государственной программы, направленных на формирование благоприятной инвестиционной среды и совершенствование государственного и муниципального управления.
Важным фактором снижения данного риска является отбор приоритетных, наиболее перспективных направлений инноваций для государственной поддержки и стимулирования их внедрения, выявление рыночных ниш, в которых российская высокотехнологичная продукция может успешно конкурировать с наиболее развитыми аналогами, производимыми в зарубежных странах. Условием минимизации данного риска является и успешная реализация подпрограммы "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования", которая призвана обеспечить конкурентное преимущество Российской Федерации в сфере тарифов на товары и услуги естественных монополий и, таким образом, снизить издержки российских производителей, повысить прозрачность ценообразования, обеспечить основу для долгосрочного планирования инвестиций.
Третье - сохраняющаяся высокая зависимость показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию не только фундаментальных, но и спекулятивных факторов, и не может быть точно спрогнозирована. Это снижает точность прогнозов социально-экономического развития, снижает эффективность системы стратегического управления. Резкое ухудшение ценовой ситуации на сырьевых рынках может ставить под угрозу достижение целей настоящей государственной программы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых индикаторов настоящей государственной программы, объем и сроки реализации отдельных подпрограмм и основных мероприятий.
Минимизация влияния данного риска возможна на основе:
обеспечения приоритетной реализации направлений настоящей государственной программы, связанных со стимулированием диверсификации российской экономики, модернизации традиционных и развития новых секторов;
совершенствования механизмов осуществления государственных инвестиций, обеспечение приоритетной поддержки инфраструктуры развития высокотехнологичных секторов экономики в рамках государственных инвестиций;
совершенствования методов прогнозирования социально-экономического развития, повышения надежности и оперативности предоставления статистических данных для формирования краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития;
внедрения механизмов мониторинга и корректировок планов реализации государственных программ Российской Федерации с учетом параметров краткосрочного прогноза социально-экономического развития с целью принятия мер, упреждающих возникновение кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Четвертое - высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию инвестиций и инноваций, повышению качества государственного управления, созданию благоприятной деловой среды в Российской Федерации в целом. Существующие различия обуславливают разный уровень финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по поддержке реализации мероприятий настоящей государственной программы, а также качества государственных институтов в субъектах Российской Федерации. Данный фактор риска усугубляется проблемами, связанными с недостаточным уровнем межведомственной и межуровневой координации органов государственной власти и местного самоуправления, избыточным вмешательством государства в деятельность хозяйствующих субъектов, снижающим предпринимательскую активность на местах. Поддержка отдельных приоритетных проектов в отдельных секторах экономики и в отдельных территориях в рамках настоящей государственной программы может привести к дальнейшему росту межрегиональных различий в качестве деловой и инвестиционной среды.
Минимизация данного риска возможна на основе обеспечения активного участия субъектов Российской Федерации в реализации настоящей государственной программы (прежде всего в рамках подпрограмм "Развитие малого и среднего предпринимательства" и "Кадры для инновационной экономики"), разработка и реализация аналогичных бюджетных целевых программ на уровне субъектов Российской Федерации в рамках развития системы стратегического управления в Российской Федерации.
Пятое - инертность органов государственной власти и местного самоуправления, распространенность формального подхода к внедрению управленческих новаций, сохраняющийся высокий уровень коррупции могут привести к неполному достижению цели настоящей государственной программы по повышению эффективности государственного управления, а также снизить эффект от реализации других направлений государственной программы. Минимизации данного риска в рамках настоящей государственной программы будет способствовать реализация подпрограмм "Совершенствование государственного и муниципального управления" и "Совершенствование системы государственного стратегического планирования".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей