5.1. Региональные системы оповещения населения

В настоящее время в Российской Федерации действует 83 региональных системы оповещения, основной задачей которых является доведение с повседневных и запасных пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и сил гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основу региональных систем оповещения составляют комплексы технических средств оповещения (П-160, П-164, П-166, КТСО-Р, КПТС АСО, АСО-8 и т.д.), каналы сети связи общего пользования, сети теле- и радиовещания.

В целях контроля за состоянием готовности региональных систем оповещения населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами МЧС России, операторами связи и вещания, в соответствии с Положением о системах оповещения населения организованы и ежегодно проводятся комплексные проверки их готовности к использованию по предназначению. Акты по результатам проверок утверждаются руководителями (председателями КЧС и ПБ) субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2013 года:

в 39 (47%) субъектах Российской Федерации готовность региональных систем оповещения к использованию по предназначению обеспечена;

в 40 (48,2%) субъектах Российской Федерации региональные системы оповещения ограничено готовы к использованию по предназначению;

в 4 (4,8%) субъектах Российской Федерации региональные системы оповещения не готовы к использованию по предназначению (Оренбургская и Саратовская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО).

В целом действующие региональные системы обеспечивают оповещение населения Российской Федерации. Однако из-за недостаточного финансирования работ по реконструкции региональных систем оповещения сохраняется тенденция снижения их готовности. По отношению к 2011 году уменьшение количества готовых к использованию по предназначению региональных систем оповещения составило 13,2%. Ежегодно практические работы по реконструкции ведут только 30 - 37 субъектов Российской Федерации.

Основные направления совершенствования региональных систем оповещения населения:

модернизация региональных систем оповещения населения на основе современных технических комплексов оповещения;

обеспечение готовности региональных систем оповещения к использованию по предназначению во всех субъектах Российской Федерации;

обеспечение доведения сигналов оповещения до 100% населения, в том числе в автоматическом режиме в зонах экстренного оповещения;

внедрение современных технических средств доведения информации до населения, в том числе экстренной.