8. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Создание комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, структурная схема которой приведена в приложении N 2, предусматривается в три основных этапа.

На первом этапе (2013 г.):

1. Осуществить комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания, применения и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем информирования и оповещения населения, в том числе подготовить предложения по внесению изменений в федеральные законы "О средствах массовой информации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне" и "О связи".

Планируемыми изменениями предполагается:

- разделить задачи по информированию и оповещению населения, включив определение понятий "оповещение населения о ЧС", "информирование населения о ЧС", "комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", "зона экстренного оповещения населения", а также уточнить полномочия органов государственной и муниципальной власти, организаций в данной области (созданию, эксплуатации и поддержанию в постоянной готовности). При этом информирование населения должно быть в полномочиях всех органов государственной, муниципальной власти и организаций, а оповещение населения, в том числе экстренное, - полномочиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, независимо от формы их собственности, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты;

- дополнить основные задачи РСЧС пунктом по организации оповещения, в том числе экстренного, органов управления и населения при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера;

- включить обязательство редакций средств массовой информации (независимо от формы собственности) незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию МЧС России и его территориальных органов экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- включить право при угрозе возникновения или при возникновении ЧС природного и техногенного характера, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченных государственных органов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

После принятия вышеуказанного проекта федерального закона планируется обеспечить внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в части уточнения полномочий органов повседневного управления РСЧС по вопросам организации оповещения населения и обеспечения функционирования комплексной системы экстренного оповещения населения в составе ее территориальных подсистем. Также предполагается переработка совместного приказа МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25.07.2006 N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" в соответствии с основными положениями настоящей Концепции.

Принять национальный стандарт гражданской обороны: Оценка эффективности топологии оконечных устройств оповещения населения. Общие требования к проектированию (разработан в 2012 г. и направлен в Росстандарт).

Разработать и организовать работу по принятию национального стандарта гражданской обороны: Технические средства оповещения населения. Требования ГО. Методы испытаний.

2. Выполнить в полном объеме практические мероприятия по созданию на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС и организовать их функционирование в составе территориальных подсистем РСЧС.

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предполагается:

1. Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации информирования и оповещения населения, в том числе подготовить предложения по внесению изменений в Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" и от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов".

2. Завершить работу по совершенствованию технологических решений и вопросов, связанных с интегрированием на всех уровнях комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС с существующей системой оповещения населения.

3. Обеспечить приведение региональных и местных систем оповещения и информирования населения в готовность к использованию по предназначению.

4. Отработать и внедрить на территории всех субъектов Российской Федерации технологии комплексного взаимодействия органов повседневного управления РСЧС, систем информирования и систем оповещения населения, с учетом возможностей современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, мультисервисных сетей связи, цифровых сетей теле- и радиовещания, имеющихся на территории соответствующего субъекта.

5. Обеспечить управление системами оповещения населения со всех запасных пунктов управления.

На третьем этапе (2016 - 2017 гг.) предполагается:

1. Создать дополнительные элементы в составе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на основе новых технологий и разработок.

2. Осуществить комплекс мероприятий на основе новых технологий и разработок по модернизации и развитию действующих систем оповещения населения, обеспечению их готовности к использованию по предназначению, а также по развитию систем информирования населения.

3. Завершить в полном объеме создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, состоящей из системы информирования населения и системы оповещения населения, функционирующих в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.