6.4. Сети теле- и радиовещания
Телевидение и радиовещание - наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население России, и поэтому являются одними из основных каналов информирования и оповещения населения, а перспективные системы оповещения населения должны использовать их потенциал в полном объеме.
Основу государственной системы телерадиовещания составляют Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", Федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".
Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания РТРС, ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных телерадиоканалов.
К настоящему времени в Российской Федерации имеются существенные различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в различных регионах страны, при этом около 1,6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах, не охвачено телевизионным вещанием, а более 3 млн. человек имеют возможность принимать лишь одну телевизионную программу. Ухудшилась ситуация с внутрироссийским государственным радиовещанием, что характеризуется суммарным сокращением охвата вещанием более чем на 25 млн. человек и низким, не более 70% городского населения страны, показателем охвата качественным стереофоническим УКВ-вещанием.
В результате снижения загрузки и мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнять функцию оповещения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных его функций.
Доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным.
Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" (далее - Программа) была разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р, с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р.
Программой предусмотрен переход государственного телерадиовещания на цифровой режим с построением новых и модернизацией существующих сетей государственного телерадиовещания с использованием новых технологий, в том числе для задач оперативного информирования и оповещения населения.
Мероприятиями Программы определена очередность (4 очереди) создания сетей цифрового телевизионного вещания в субъектах Российской Федерации.
В ходе реализации Программы, в течение 2009 - 2012 гг. осуществлено строительство объектов цифрового эфирного наземного телевизионного вещания в регионах первой очереди создания сетей и в ряде опытных зон на европейской части страны, проводились работы по созданию сетей цифрового вещания в регионах второй и третьей очередей строительства.
В результате реализации мероприятий Программы уже свыше 30 миллионов граждан Российской Федерации имеют возможность просмотра телеканалов первого общедоступного мультиплекса.
Эфирное наземное телевизионное вещание в цифровом формате начато в 40 субъектах Российской Федерации: Свердловская область, Тюменская область, Республика Северная Осетия - Алания, Волгоградская область, Магаданская область, Оренбургская область, Республика Калмыкия, Ростовская область, Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский АО, Иркутская область, Республика Адыгея, Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Астраханская область, Брянская область, Белгородская область, Смоленская область, Республика Дагестан, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Бурятия, Ленинградская область, Республика Татарстан, Амурская область, Еврейская АО, Забайкальский край, Калининградская область, Камчатский край, Курская область, Приморский край, Сахалинская область, Хабаровский край.
После выполнения Программы предполагался 100% охват территории России сигналом телерадиооповещения. Для реализации указанных задач было проведено системное проектирование сетей цифрового теле- и радиовещания с учетом требований по оповещению, а также проведен ряд дополнительных НИОКР для разработки технологий оповещения в средах цифровых систем телерадиовещания.
Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. N 617 в Программу были внесены коренные изменения. Из Программы полностью исключена модернизация сети государственного радиовещания, основной задачей Программы стала только модернизация инфраструктуры государственных сетей телевещания. В связи с тем, что покрытие всей территории России наземными средствами телерадиовещания технически возможно только средствами мощного радиовещания, были снижены и целевые показатели охвата цифровым эфирным телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях со 100% до 97,6%.
В целом по Российской Федерации количество радиоточек сократилось в период с 2005 по 2009 год с 15,1 млн. штук до 9,3 млн. штук, или на 39%. Количество радиоточек на тысячу жителей Российской Федерации с 2005 по 2009 год сократилось с 105,6 штуки до 64,3 штуки, или в 1,6 раза.
В 2009 - 2012 гг. тенденция сокращения радиоточек сохранилась. Процент возможного охвата оповещением населения с использованием приемников проводного вещания в целом по Российской Федерации к концу 2012 года расчетно оценивается на уровне не более 11,5% от общей численности населения, или около 25 - 35% домохозяйств.
На сокращение количества абонентов проводного вещания наряду с отказом от радиофикации объектов нового строительства и реконструированных объектов вследствие реорганизации органов строительного надзора и новации нормативной базы, переводом вещания с проводного на эфирное в сельской местности, закрытием нерентабельных сетей также оказывали влияние: низкое качество и информированность программ проводного вещания, отсутствие дополнительных телематических услуг в сетях проводного вещания, отсутствие современного оконечного оборудования.
По экономическим причинам филиалы ОАО "Ростелеком" и "Связьинвест", на балансе которых находятся региональные узлы проводного вещания, заменяют проводную сеть на сеть УКВ-передатчиков малой мощности. Данные передатчики фактически используются только для задач оповещения и не включены в систему государственного радиовещания.
Фактически сети проводного вещания (за исключением отдельных сетей в единичных крупных городах) перестали быть инфраструктурой системы оповещения населения.
Основные направления совершенствования сетей телерадиовещания для задач оповещения населения:
построение надежных сетей цифрового телерадиовещания, обеспечивающих гарантированное и адресное оповещение, а также информирование населения на всей территории Российской Федерации;
развитие сети УКВ радиовещания в сельской местности;
сохранение и поддержание в готовности действующих сетей проводного вещания для применения в системах оповещения населения;
привлечение к решению задач оповещения и информирования населения частных (муниципальных) телерадиовещательных компаний, в том числе путем заключения с ними соответствующих соглашений о взаимодействии при угрозе и возникновении ЧС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей