III. Направления формирования системы стандартов в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки
III. Направления формирования системы стандартов
в сфере оценочной деятельности с учетом международных
стандартов оценки
Система стандартов в сфере оценочной деятельности должна включать в себя комплекс базовых федеральных стандартов оценки, федеральных стандартов оценки различных видов объектов оценки и оценки для различных целей, а также другие подсистемы стандартизации, в том числе документы, устанавливающие требования к компетентности оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций, осуществлению контроля за деятельностью указанных лиц, методические указания, рекомендации и руководства по применению стандартов оценки.
С целью создания целостной системы федеральных стандартов, охватывающей все области деятельности профессиональных оценщиков и определяющей процедуры оценки в соответствии с едиными принципами, работу целесообразно вести в соответствии со следующими направлениями:
1. Формирование базовых федеральных стандартов оценки, определяющих принципы оценочной деятельности, требования к процедурам подготовки и проведению оценки, составлению отчета об оценке, а также терминологию и понятия (как содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, так и специальные, вводимые для целей оценочной деятельности), используемые при оценке всех типов активов и для любых целей оценки, для обеспечения их единообразного понимания оценщиками и потребителями оценочных услуг.
В рамках этой работы предполагается уточнение действующих стандартов оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254, с целью их актуализации с учетом результатов анализа правоприменительной практики, в том числе в части применения электронной формы отчета об оценке, а также изменений в международных стандартах оценки.
2. Формирование федеральных стандартов оценки различных видов объектов оценки, включая стандарты оценки бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, культурных ценностей и объектов культурного наследия, финансовых инструментов.
Утверждение указанных стандартов, в том числе стандарта по оценке финансовых инструментов, будет способствовать более качественному функционированию рыночных отношений и эффективному развитию фондового рынка, что обеспечит приток денежных средств в наиболее эффективные инвестиционные проекты, перспективные активы, сферу инноваций.
3. Формирование федеральных стандартов оценки для различных целей. В настоящее время к этой группе можно отнести действующий федеральный стандарт "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 (далее - федеральный стандарт об определении кадастровой стоимости).
Важным фактором, определяющим развитие методологии определения кадастровой стоимости и процедур государственной кадастровой оценки, является постепенный переход к налогообложению недвижимого имущества, исходя из его кадастровой стоимости, в том числе введение налога на недвижимое имущество физических лиц.
Процесс определения кадастровой стоимости является одним из самых важных элементов перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. В этой связи первоочередными мерами в области методологии определения кадастровой стоимости являются повышение оперативности и четкости процесса разработки и внесения изменений в федеральный стандарт оценки об определении кадастровой стоимости путем установления в законодательстве Российской Федерации в области оценочной деятельности гибкого механизма участия в этой работе как уполномоченного государственного органа, так и оценочного сообщества, а также обеспечение разработки методических указаний о государственной кадастровой оценке с учетом специфики видов и назначения объектов недвижимости.
Кроме этого, в рамках формирования федеральных стандартов оценки для различных целей необходимо дополнительно разработать еще ряд стандартов, включая федеральный стандарт оценки для целей залога, федеральный стандарт оценки для целей составления финансовой отчетности, федеральный стандарт по оценке активов в публичном секторе.
4. Уточнение, формирование и утверждение актами Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России требований к компетентности оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлению контроля за деятельностью указанных лиц, а также проведению экспертизы отчетов об оценке.
С учетом сказанного представляется целесообразным формирование типовых правил профессиональной этики, определяющих требования к выявлению и раскрытию потенциальных конфликтов интересов, контрольным мерам и процедурам, позволяющим обеспечить степень независимости и объективности, при которой результаты оценки можно будет рассматривать как свободные от давления, а также установить положения, регулирующие взаимоотношения между заказчиками и исполнителями работ по оценке.
Необходимо отметить, что активную роль на рынке оценочных услуг играют организации, заключающие договоры на проведение оценки, а также эксперты саморегулируемых организаций, осуществляющие проверку отчета об оценке на предмет соответствия законодательству, стандартам и правилам, в связи с чем для них также должны быть предусмотрены соответствующие требования, а также процедуры по контролю за их исполнением.
В частности, целесообразно уточнение действующих федеральных стандартов оценки: "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328, "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2011 г. N 628, утверждение требований к рассмотрению жалоб саморегулируемыми организациями оценщиков, включающих в себя в том числе требования к жалобам, порядок и сроки их рассмотрения, порядок и основания применения к члену саморегулируемой организации оценщиков дисциплинарных взысканий (приказ Минэкономразвития России), а в области государственной кадастровой оценки - утверждение дополнительных требований к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, а также к контракту на выполнение работ по определению кадастровой стоимости (разработка типового контракта).
В зависимости от целей оценки могут варьироваться требования к оценщикам, участвующим в процессе оценки и подписывающим отчет об оценке. Характеристика квалификации, необходимой оценщику для осуществления определенного вида деятельности в рамках проведения оценки, может содержаться в профессиональном стандарте, формируемом прежде всего для применения при разработке профессиональных образовательных программ в области оценочной деятельности, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
5. Формирование методических указаний, рекомендаций и руководств по применению стандартов оценки. В рамках данного направления органами государственного и негосударственного регулирования оценочной деятельности должно осуществляться методическое и информационное обеспечение оценки (в том числе в части определения состава и порядка расчета используемых оценщиком показателей, состава и источников исходной для оценочных процедур информации, применения методов оценки) путем подготовки документов, носящих, за исключением требований к определению кадастровой стоимости, утверждаемых Минэкономразвития России, рекомендательный характер.
Кроме этого, с учетом анализа правоприменительной практики реализации органами негосударственного регулирования возложенных на них функций представляется необходимым выработать единые требования к стандартам и правилам, разрабатываемым саморегулируемыми организациями оценщиков и обязательным к применению оценщиками (их структуре, актуализации), обеспечить их предварительное обсуждение в рамках работы коллегиального совещательного органа при Минэкономразвития России и объединения саморегулируемых организаций оценщиков.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей