II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"

II. Предварительный анализ итогов реализации федеральной

целевой программы "Развитие физической культуры и спорта

в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"

Анализ хода реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа на 2006 - 2015 годы), показывает, что поставленные задачи в основном удастся решить. Однако устойчивость системы отрасли физической культуры и спорта будет обеспечена не в полной мере.

Уровень обеспеченности Российской Федерации по итогам 2012 года спортивными залами составляет 55,5 процента норматива обеспеченности, спортивными плоскостными сооружениями - 26,7 процента норматива обеспеченности, бассейнами - 8,5 процента норматива обеспеченности. При этом наблюдается существенная дифференциация этой обеспеченности в различных субъектах Российской Федерации.

В ходе реализации Программы на 2006 - 2015 годы будет создана инфраструктура для тренировочного процесса спортсменов спортивных сборных команд России по видам спорта, входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в минимальном объеме. Однако созданные спортивно-тренировочные центры не будут обеспечены инфраструктурой технического, реабилитационного и вспомогательного назначения в необходимом объеме. Задача создания условий для адаптации спортсменов в условиях различных природно-климатических зон и часовых поясов будет также решена в минимальном объеме. Спортсмены спортивных сборных команд России по наиболее массовым, но не входящим в программы Олимпийских и Паралимпийских игр видам спорта, не будут обеспечены инфраструктурой.

Реализация Программы на 2006 - 2015 годы осуществляется по направлениям, связанным с массовым спортом и спортом высших достижений. Объем финансирования Программы на 2006 - 2015 годы за счет средств федерального бюджета составит 97972,8 млн. рублей (в том числе расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 232,65 млн. рублей, на прочие нужды - 4593,09 млн. рублей).

В результате удастся решить стратегические задачи и добиться значимых результатов:

увеличить уровень привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

повысить уровень материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации;

укрепить систему подготовки профессиональных тренерских кадров;

продолжить и поднять на новый уровень традиции российского спорта высших достижений;

реализовать на государственном уровне активную пропаганду занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Эти результаты приведут к созданию основных условий для развития физической культуры и спорта как составной части государственной социальной политики.

Целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006 - 2015 годы подтверждаются достигнутыми значениями показателей и индикаторов:

по направлению, связанному с массовым спортом:

доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности населения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2015 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);

доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2012 году 15,6 процента;

доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 году 52,7 процента;

количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;

единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006 - 2015 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 11223 человек в 2012 году. При сохранении темпов строительства спортивной инфраструктуры этот показатель в 2015 году составит около 28030 человек и установленный показатель будет перевыполнен на 20 процентов;

количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2012 году;

введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;

по направлению, связанному со спортом высших достижений:

доля детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет возросла к началу 2012 года до 19 процентов;

доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, составила в 2012 году 100 процентов в общем количестве спортсменов, включенных в список подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период;

доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил спортсменами, включенными в список спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, в общем количестве прошедших процедуру допингового контроля составляет менее одного процента (0,57 процента);

результаты научно-исследовательских работ положены в основу многих практических разработок в сфере физической культуры и спорта и организации тренировочного процесса;

введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений.

По подпрограмме "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" Программы на 2006 - 2015 годы:

к началу 2012 года доля лиц, занимающихся футболом в детско-юношеских спортивных школах, составила 12,5 процента в общем количестве учащихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

всего введено в эксплуатацию 178 футбольных полей с искусственным покрытием.

По итогам 2012 года достигнуты следующие значения других целевых показателей:

доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов - 3,5 процента;

доля спортсменов, прошедших процедуру допингового контроля, в общем количестве спортсменов, подлежащих тестированию в соревновательный и во внесоревновательный период, - 100 процентов;

доля граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - 0,24 процента;

количество тренеров-преподавателей по футболу детских юношеских спортивных школ, прошедших подготовку и повышение квалификации в соответствии с требованиями УЕФА, - 3021 человек;

количество футболистов, зарегистрированных в единой информационной аналитической системе Российского футбольного союза, - 352 тыс. человек.

Эти результаты привели к созданию в Российской Федерации базовых условий для активного использования инструментов физической культуры и спорта в социально-экономической жизни страны.

Работа по привлечению граждан к занятиям физической культурой и спортом приводит к результатам, проявляющимся в различных аспектах социально-экономической жизни страны.

Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, ежегодно сокращается. Если в 2006 году этот показатель (по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации) составлял 150264 преступления, то по итогам 2012 года - 64270 преступлений.

Результаты профилактических осмотров детей в возрасте до 14 лет (по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации) показывают, что с 2006 года наблюдается прекращение увеличения, а с 2009 года отмечается уменьшение выявленных случаев сколиоза (с 1,6 процента до 1,4 процента) и нарушения осанки (с 7,7 процента до 7 процентов).

Численность больных, взятых на учет в отчетном году, с установленными впервые диагнозами "наркомания" и "алкоголизм" снизилась до следующих показателей:

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

наркомания (человек, на 100 тыс. человек населения)

19

20,7

18,6

17,7

17,4

15,3

13,9

алкоголизм (человек, на 100 тыс. человек населения)

135,3

123,1

122,2

112,5

108,5

96,7

85,8

Число дней временной нетрудоспособности граждан в Российской Федерации в 2006 году составляло 365,9 млн. дней. К 2008 году этот показатель достиг 409 млн. дней. По итогам 2012 года указанный показатель снизился до 350 млн. дней.

К прямым доходам бюджета вследствие развития сферы физической культуры и спорта следует отнести вклад сегмента торговли спортивными товарами, который оценивается примерно в 40 млрд. рублей, ежегодно поступающих в бюджет только в виде налога на добавленную стоимость. Ежегодный прирост этого рынка составляет 15 - 17 процентов. В 2006 году от торговли спортивными товарами в федеральный бюджет поступило в виде налога на добавленную стоимость около 27 млрд. рублей.

В рамках Программы на 2006 - 2015 годы по итогам 2012 года профинансировано строительство 815 различных спортивных объектов, из них по направлению, связанному с массовым спортом, осуществлено софинансирование строительства 564 объектов в регионах (включая 35 региональных спортивно-тренировочных центров), из которых 476 объектов введены в эксплуатацию. По направлению, связанному со спортом высших достижений, создается инфраструктура для тренировок спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр. В 2008 году условиями для проведения тренировок были частично обеспечены 11 летних и 3 зимних олимпийских вида спорта. В настоящее время насчитывается 52 олимпийских вида спорта. Из них 38 обеспечены спортивной инфраструктурой федеральных спортивно-тренировочных центров ("Озеро Круглое", "Новогорск", "Ока", "Руза", "Юг-Спорт", "Токсово", "Парамоново", "Чайковский") с учетом того, что конькобежный спорт развивается на базе регионального объекта, а гольф - на базе частного объекта, создание федеральной инфраструктуры для них не планируется. Качество создаваемой инфраструктуры подтверждается результатами проведенных тестовых спортивных мероприятий, в том числе в рамках этапов международных соревнований.

Программой на 2006 - 2015 годы не обеспечивается создание федеральных тренировочных центров для академической гребли, бадминтона, бокса, борьбы (греко-римская, вольная), велоспорта (шоссейные гонки, трековые гонки, маунтинбайк, велоспорт-BMX), конного спорта, современного пятиборья, стрельбы из лука.

Вместе с тем в ходе реализации Программы на 2006 - 2015 годы выявились принципиальные проблемы, затрудняющие создание устойчивой системы развития физической культуры и спорта в регионах, выравнивание в обеспеченности объектами спорта субъектов Российской Федерации, создание условий для достижения стабильных и долгосрочных результатов в спорте высших достижений и формирование спортивного резерва.

Значения 4 из 16 целевых индикаторов Программы на 2006 - 2015 годы в 2012 году не достигнуты, что создает значительные риски недостижения целевых значений и к 2015 году.

Показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет по итогам 2012 года отстает от планового значения на 27 процентов, а показатель, касающийся доли граждан, занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта, в общей численности населения Российской Федерации - на 10 процентов. Указанные показатели характеризуют подготовку спортивного резерва, начиная с детско-юношеских спортивных школ.

Для обеспечения стабильных условий для дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта требуется разработка и реализация новой федеральной целевой программы, направленной на совершенствование условий, в том числе на формирование стабильного спортивного резерва, развитие методической базы.

Разрабатываемая Программа базируется на опыте реализации Программы на 2006 - 2015 годы и усиливает созданные содержательный, методологический и организационный заделы.