II. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях

II. ПОДХОДЫ К УСТАНОВЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ

НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБЩЕДОСТУПНОГО И БЕСПЛАТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет требования к кадровым условиям (кадровому обеспечению) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации Программы, являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения. Таким образом, в соответствии с объемом государственных гарантий прав на получение дошкольного образования, закрепляемых ФГОС ДО, за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников <1>, осуществляющих реализацию Программы:

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, какие работники будут участвовать в реализации Программы, руководствуясь требованиями ФГОС ДО и прочих нормативно-правовых актов.

Устанавливаемые нормативы финансового обеспечения должны обеспечивать возможность организаций при реализации Программы осуществлять расходы по оплате труда и выплате начислений по оплате труда необходимых работников, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе из представленных категорий работников. Количество необходимых работников в расчете на одну услугу по реализации Программы определяется органом государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из требований ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в дошкольных образовательных организациях региона, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении реализации Программы.

воспитатели;

прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию Программы во всех пяти областях развития детей, а также обеспечивающие выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в том числе руководители, работники, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи (дефектологи), учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и пр.;

учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.;

КонсультантПлюс: примечание.

Об учете оплаты труда обслуживающего (вспомогательного) персонала при определении расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях, см. Письмо Минпросвещения России от 05.05.2020 N ВБ-985/03.

руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово-экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи <1>, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.

--------------------------------

<1> В соответствии с приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2014 г. N 31045).

Устанавливаемые нормативы финансирования должны обеспечивать возможность организаций осуществлять расходы по оплате труда и выплате начислений по оплате труда количества работников, необходимого для реализации Программы, из представленных выше категорий работников. Количество работников, необходимое для реализации Программы, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в дошкольных образовательных организациях региона и иных региональных факторов и должно быть достаточным для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы. При расчете количества работников, необходимого для реализации Программы, в расчете на одну услугу по реализации Программы учитываются:

направленность групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленности);

режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);

возраст воспитанников;

число групп в образовательной организации;

другие особенности реализации Программы.

На основании необходимого количества работников в расчете на одну услугу по реализации Программы, а также требований к материально-техническому обеспечению реализации Программы и предметно-пространственной среды на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются нормативы финансового обеспечения, учитываемые при определении объемов субвенций, передаваемых местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В этой связи в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается использовать при расчете нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях следующую методику <1>:

--------------------------------

<1> Настоящая методика также распространяется на частные организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования. При использовании настоящей методики для расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях учитывается требование части 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.