Приложение N 7. Методика формирования собственных источников инвестиций для обновления основных средств

Приложение N 7

к Методическим рекомендациям (п. 40)

МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ

ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1. Сущность методики заключается в нахождении минимальной ежегодной (за весь срок службы каждого объекта основных средств) величины прибыли, резервируемой на расчетном счете организации, чтобы совместно с накапливаемыми на расчетном счете амортизационными начислениями обеспечить возможность полного восстановления (приобретения новых) основных средств.

2. Балансовая стоимость основных средств, подлежащих замене, определяется следующим образом:

00000353.wmz, (7.1)

где: 00000354.wmz - балансовая стоимость основных средств, подлежащих замене, руб.;

00000355.wmz - балансовая стоимость основных средств в рассматриваемой группе, руб.;

00000356.wmz - коэффициент обновления основных средств (имеющийся или заданный) по рассматриваемой группе основных средств.

3. Доля прибыли (рассчитываемая от балансовой стоимости), которая обеспечит возможность полного восстановления (приобретения новых) основных средств в искомом объеме, определяется следующим образом:

00000357.wmz, (7.2)

где: 00000358.wmz - средняя норма амортизации по рассматриваемой группе основных средств;

r - коэффициент дисконтирования.

Расчет искомого объема дополнительной прибыли (00000359.wmz) выполняется для каждого года (всего срока службы основного средства):

00000360.wmz, руб. (7.3)

Значение 00000361.wmz необходимо прибавить к накопленной на расчетном счете сумме амортизации (00000362.wmz) за этот же срок для получения денежных средств, достаточных для обновления части основных средств, для которых ведется расчет.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Для подробного расчета по конкретной организации и получения прогноза по годам о величине необходимых инвестиций для обновления транспортных средств (ТС) была разработана специальная технология, включающая последовательные этапы:

установление среднего возраста ТС рассматриваемого типа;

расчет нормативного (среднего по рассматриваемой группе) срока полезного использования ТС исходя из применяемой нормы амортизационных отчислений;

определение максимального срока службы ТС в рассматриваемой группе;

вычисление суммарной балансовой стоимости;

расчет коэффициента обновления ТС как отношение первоначальной балансовой стоимости вновь поступивших ТС за год, предшествующий расчетному, к общей балансовой стоимости с учетом среднего срока службы ТС в данной группе;

получение информации из данных бухгалтерского учета величины уже начисленной амортизации по каждому из рассматриваемых ТС;

определение количества лет, оставшихся в эксплуатации, и расчет суммы начисляемой амортизации за каждый год из этих лет по каждому ТС;

разработка программы полного обновления имеющегося парка ТС при условиях, что замена на новое ТС должна производиться сразу, как только ТС будет полностью самортизированно и вся сумма начисленной амортизации направляется на обновление ТС;

определение незарезервированной (потраченной на другие цели) суммы амортизации как суммы балансовых стоимостей ранее самортизированных ТС. Данная сумма делится на средний срок службы, в результате получается величина надбавки (Z) к ежегодно необходимой сумме на обновление ТС;

исчисление объема средств, необходимых для обновления ТС. Для этого балансовая стоимость ТС умножается на 00000363.wmz, из полученного произведения вычитается сумма начисленной за год амортизации и к нему прибавляется Z;

определение по приведенным формулам 00000364.wmz и 00000365.wmz.

Расчет искомой величины прибыли проводится по годам на весь срок службы основного средства (00000366.wmz).

4. Пример определения инвестиционной составляющей в прибыли.

Определение необходимой величины инвестиционной составляющей в прибыли для обновления транспортных средств (через рентабельность (00000367.wmz)) рассмотрено на примере транспортной организации, где отношение амортизации, начисленной на транспортные средства, к суммарной первоначальной балансовой стоимости всех ТС составляет 75%.

Для обновления ТС, сумма начисленной амортизации на которые составляет 75% в суммарной первоначальной стоимости всех ТС, нужно провести расчет следующим образом:

из таблицы 3 выбрать строку, в которой в первой колонке стоит 75;

принять решение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления о количестве лет, за которое будет проведено обновление (например, 7,5 лет), разделить 75 на 7,5, получив в результате 10;

выбрать столбец с коэффициентом обновления 10%;

взять цифру, стоящую на пересечении выбранной строки и выбранного столбца.

Таким образом, чтобы за 7,5 лет обновить ТС, отношение начисленной амортизации на которые составляет 75% к суммарной первоначальной стоимости всех ТС, в рассматриваемой в качестве примера транспортной организации нужно иметь дополнительную рентабельность в размере 12,6% в год.

Определение инвестиционной составляющей в рентабельности для обновления пассивной части ОС при условии, что коэффициент износа пассивной части ОС равен 34%, а 00000368.wmz = 12,6% в год, осуществляется следующим образом: 00000369.wmz = 12,6 x 34 / 75 = 5,7%.

Следовательно, общий (суммарный) процент экономически обоснованного уровня рентабельности (определяемой по прибыли от реализации услуг) для обеспечения устойчивой финансово-экономической деятельности и обеспечения обновления транспортных средств в рассматриваемой в качестве примера транспортной организации должен соответствовать 27,9% (9,6 + 12,6 + 5,7).