8. Налог на доходы физических лиц
К материальной выгоде отнесена экономия на процентах за пользование заемными средствами.
Законодатель определил исчерпывающий перечень доходов, получаемых в виде материальной выгоды, в том числе к материальной выгоде отнесена экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (пункт 1 статьи 212). В этом случае материальная выгода определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пункт 2 статьи 212).
Оспариваемые законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, будучи направленными на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (в данном случае - налога на доходы физических лиц), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Данная позиция содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1178-О.
Особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
Пунктом 13 статьи 214.1 НК РФ установлены особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В качестве одной из особенностей предусмотрено, что в случае приобретения налогоплательщиком в собственность (в том числе получения на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценных бумаг при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, предусматривая возможность учета в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и соответствующих сумм налога только после уплаты таких сумм налога, предполагает определенную последовательность в действиях налогоплательщика по исполнению налоговой обязанности. При этом в системе действующего правового регулирования обеспечивается единый подход к различным вариантам развития налоговых правоотношений, независимо от того, уплачивается ли налог налогоплательщиком самостоятельно на основе декларирования или с участием налогового агента, а также совершены ли им операции по приобретению и реализации ценных бумаг в течение одного или разных налоговых периодов.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1060-О.
Перечень конкретных расходов, связанных с приобретением квартиры, которые могут быть учтены налогоплательщиками при определении размера налоговой базы, нельзя рассматривать как ограничение конституционных прав.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ статья 220 изложена в новой редакции с 1 января 2014 года. Об уменьшении суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных расходов см. подпункт 2 пункта 2 новой редакции.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
При этом тот факт, что законодатель не предусмотрел перечень конкретных расходов, связанных с приобретением квартиры, которые могут быть учтены налогоплательщиками при определении размера налоговой базы, нельзя рассматривать как ограничение их прав. Такое регулирование направлено на предоставление налогоплательщикам возможности в каждом конкретном случае, исходя из особенностей их экономической деятельности, учесть любые необходимые фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением в собственность жилой недвижимости, с учетом многообразия видов таких расходов.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1220-О.
Включение в налогооблагаемую базу денежных средств, полученных под отчет, при отсутствии доказательств их расходования.
При отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных директором общества, а также доказательств, подтверждающих оприходование обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, согласно ст. 210 НК РФ указанные денежные средства являются доходом директора (подотчетного лица) и подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14376/12 по делу N А53-8405/2011 (ООО "Консент-Т" против ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области).
Аналогичные обстоятельства явились причиной спора и в деле N А53-270/11 (ООО "С Сервис" против ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области). Свои выводы по данному делу Президиум ВАС РФ сформулировал в постановлении от 05.03.2013 N 13510/12.
Следует отметить, что до принятия указанных постановлений Президиума ВАС РФ практика по такого рода делам складывалась разнообразно.
По делам N А55-15647/2012, N А40-125078/09-126-900, N А41-7052/09 и др. решения налогового органа были признаны недействительными.
Повторное предоставление имущественного налогового вычета не допускается.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ статья 220 изложена в новой редакции с 1 января 2014 года. О недопущении повторного предоставление имущественного налогового вычета см. пункт 11 новой редакции.
Согласно абзацу 27 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ повторное предоставление предусмотренного им имущественного налогового вычета не допускается.
Это предписание, не позволяющее применять имущественный налоговый вычет при неоднократном приобретении жилья, относится ко всем налогоплательщикам, которые самостоятельно решают, когда им использовать право на вычет, что, принимая во внимание его льготный характер, нельзя считать нарушением конституционных прав налогоплательщика (определения КС РФ от 15 апреля 2008 года N 311-О-О, от 24 февраля 2011 года N 154-О-О и от 1 марта 2011 года N 271-О-О).
При этом в Определении от 15 апреля 2008 года N 311-О-О КС РФ указал, что по буквальному смыслу данного законоположения имущественный налоговый вычет не может рассматриваться как повторный, если ранее налогоплательщику предоставлялось право на уменьшение совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
Таким образом, оспариваемое заявительницей положение пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права в указанном ею аспекте.
Данный вывод содержится в определениях Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 N 97-О и от 24.01.2013 N 96-О.
Следует помнить, что с 1 января 2014 года ст. 220 НК РФ будет изложена в новой редакции.
Среди одного из нововведений закрепляется право на имущественный вычет родителей (усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей), которые за свой счет приобретают (строят) жилье (доли в нем) и оформляют его в собственность своих (в том числе подопечных) детей в возрасте до 18 лет.
Предоставление имущественного налогового вычета при покупке жилья для налогоплательщика, если оплата расходов производится за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ статья 220 изложена в новой редакции с 1 января 2014 года. О случаях, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется см. пункт 5 новой редакции.
Решая задачи по стимулированию граждан к улучшению своих жилищных условий, федеральный законодатель вместе с тем предусмотрел случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета (абзац двадцать шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из представленных заявителем материалов следует, что средства федерального бюджета были предоставлены ему на безвозмездной основе и возврат данных средств заявителем не осуществлялся. В соответствии с положениями Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа с уплатой процентов только при досрочном увольнении с военной службы (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, с учетом обстоятельств дела заявителя оспариваемое положение Налогового кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее его конституционные права в аспекте, указанном в жалобе.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 N 22-О.
Нотариусами стоимость приобретенного нежилого помещения принимается к вычету в течение срока его полезного использования путем начисления амортизации, а не единовременно.
Нежилое помещение, приобретенное частным нотариусом для осуществления профессиональной деятельности, признается амортизируемым имуществом, стоимость которого учитывается в составе расходов, принимаемых к вычету, в течение срока его полезного использования путем начисления амортизации, а не единовременно в том налоговом периоде, в котором приобретено это имущество (определения КС РФ от 1 марта 2010 года N 320-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1252-О-О).
Таким образом, оспариваемое законоположение дает частным нотариусам возможность равномерно уменьшать налоговую нагрузку и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Внесение же в действующее правовое регулирование изменений, предусматривающих для частных нотариусов иной механизм предоставления налогового вычета в случаях приобретения ими недвижимого имущества, на чем, по существу, настаивает заявительница, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 24.01.2013 N 23-О.
Социальные налоговые вычеты по расходам за обучение.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абзац первый); право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, в случаях оплаты обучения указанных граждан, и на налогоплательщика-брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях (абзацы второй и шестой).
Такое законодательное регулирование, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 689-О.
В практике рассмотрения налоговых споров возник вопрос о возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме при использовании клиентами банка права пользоваться услугами бизнес-салона в аэропортах без дополнительной оплаты при условии, что клиенты банка поддерживают определенный остаток на счете в этом банке.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.04.2013 N 13986/12 по делу N А56-47243/2011 (ЗАО КБ "Ситибанк" против Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 9) указал на следующие существенные обстоятельства, наличие которых позволило бы квалифицировать получаемые клиентом привилегии в качестве дохода в натуральной форме.
В рассматриваемом случае между банком и его клиентами имеют место возмездные отношения: поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, клиенты взамен получают право пользоваться услугами бизнес-салона в аэропортах без дополнительной оплаты.
Учитывая изложенное, вывод о возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме, поскольку услуги бизнес-салонов были получены безвозмездно, является неправомерным.
По мнению Президиума, к спорному доходу как полученному владельцами дебетовых карт в связи с размещением денежных средств на счете в банке могут быть применены положения, предусмотренные статьей 214.2 и пунктом 27 статьи 217 НК РФ, определяющие порядок исчисления налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам в банках.
Согласно указанным нормам в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых.
Таким образом, в случае если совокупный доход по вкладам в виде начисленных процентов и в виде оплаченных услуг превысил бы предусмотренный названными нормами Кодекса предел, то соответствующее превышение и подлежало бы обложению налогом на доходы физических лиц. Однако упомянутых обстоятельств инспекция в ходе выездной налоговой проверки не устанавливала.
Статья 214.1 НК РФ предусматривает, что при исчислении налоговой базы по операциям с ценными бумагами доходы от этих операций подлежат уменьшению на документально подтвержденные и фактически понесенные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 N 348-О.
Уплата НДФЛ с доходов, полученных при принудительном выкупе ценных бумаг, и определение периода, в течение которого отчужденное налогоплательщиком имущество находилось в его собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации уже рассматривал вопрос о необходимости уплаты НДФЛ по доходам, полученным при принудительном выкупе ценных бумаг.
В Определении от 19 июня 2012 года N 1086-О КС РФ указал, что доходами для целей обложения НДФЛ признаются в том числе доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций (пп. 5 п. 1 ст. 208); им определены особенности расчета налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (статья 214), а также случаи и порядок самостоятельной уплаты налога его плательщиками, без участия налогового агента (статья 228). При этом НК РФ не предусмотрено право на освобождение от налогообложения доходов, полученных физическим лицом от реализации ценных бумаг в случае их принудительного выкупа.
Относительно же применения норм НК РФ в системе действующего правового регулирования при определении налоговой базы по НДФЛ Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 444-О пришел к следующим выводам.
При определении налоговой базы по данному налогу (в части, касающейся периода, в течение которого отчужденное налогоплательщиком имущество находилось в его собственности) предполагается учет предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации правоустанавливающих обстоятельств, в том числе связанных с основаниями и моментом возникновения права собственности на соответствующее имущество налогоплательщика. Иное приводило бы к установлению необоснованных различий в налогообложении физических лиц (в частности, супругов в случае прекращения действия режима совместной собственности супругов в связи со смертью одного из них) и тем самым - к ущемлению в налоговых правоотношениях их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) и вытекающее из него правило равного и справедливого налогообложения. Правоприменительная же практика, признающая для целей налогообложения право собственности одного из супругов на ценные бумаги, формально зарегистрированные на второго супруга, лишь после смерти последнего, по существу, отрицает предусмотренный семейным и гражданским законодательством законный режим имущества супругов и принцип равенства прав супругов в семье (статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации). Реализация права на предусмотренный абзацами первым и вторым пункта 3 статьи 214.1 НК РФ вычет суммы убытков по операциям с ценными бумагами, а также документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенных налогоплательщиком, не может ставиться в зависимость от правоподтверждающих документов - при этом должны учитываться правоустанавливающие обстоятельства, в частности основание и момент возникновения права собственности на соответствующее имущество налогоплательщика. Смерть супруга, на чье имя была сделана запись в системе ведения реестра, не прекращает право собственности на акции пережившего супруга, а предполагает после раздела совместного имущества приобретение доли в единоличную собственность, т.е. лишь преобразование общей собственности в индивидуальную.
Таким образом, положения абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации также не могут рассматриваться как нарушающие права заявительницы в указанном ею аспекте.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 35-О.
Уменьшение суммы доходов на сумму расходов, связанных с получением этих доходов.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ статья 220 изложена в новой редакции с 1 января 2014 года. Об уменьшении суммы облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных расходов см. подпункт 2 пункта 2 новой редакции.
Налоговый кодекс Российской Федерации вместо использования права на получение имущественного налогового вычета предусматривает право налогоплательщика уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (подпункт 1 пункта 1 статьи 220). Возможность уменьшить сумму облагаемых налогом доходов, полученных от продажи подаренного недвижимого имущества, на стоимость полученного в дар недвижимого имущества оспариваемым заявителем законоположением не предусмотрена. Само по себе отсутствие такой возможности - в силу принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав налогоплательщиков.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 151-О.
Освобождение от обложения НДФЛ сумм полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости приобретаемых путевок.
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению НДФЛ. К числу указанных выплат может быть отнесена и компенсация, предусматривавшаяся п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года, поскольку она - как прямо следует из ее наименования - носила компенсационный характер и предоставлялась определенным названной нормой категориям военнослужащих в целях обеспечения им условий реализации права на охрану здоровья.
Оспариваемый заявителем п. 9 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации лишь уточняет применительно к конкретным правоотношениям, возникающим между работодателями и работниками (бывшими работниками), основания для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц сумм полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости приобретаемых путевок. Следовательно, само по себе данное законоположение, устанавливающее налоговую льготу по налогу на доходы физических лиц, не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, являвшегося военнослужащим и в трудовых отношениях не состоявшего.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 190-О.
Подтверждение размера имущественного налогового вычета.
КонсультантПлюс: примечание.
В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ статья 220 изложена в новой редакции с 1 января 2014 года. О документах для подтверждения права на имущественный налоговый вычет см. пп. 6 п. 3 новой редакции.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты им денежных средств по произведенным расходам (абзац двадцать четвертый); в подтверждение права на имущественный налоговый вычет налогоплательщиком должен быть представлен договор о приобретении квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме, акт о передаче квартиры, комнаты, доли (долей) в них налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру, комнату или долю (доли) в них (абзацы двадцатый и двадцать второй).
Из данных положений НК РФ следует, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму имущественного налогового вычета, размер которого определяется при приобретении квартиры на основании договора купли-продажи, а также иных представленных налогоплательщиком документов. Это позволяет налогоплательщикам и правоприменительным органам установить действительный размер фактически произведенных затрат на приобретение жилья, а следовательно, и размер имущественного налогового вычета.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 298-О.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей