Решение Верховного Суда РФ от 17.12.2013 N АКПИ13-1066 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пункта 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,
в приложении N 20 к приказу Федеральной налоговой службы (ФНС России) от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" содержатся требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 14 мая 2012 г., регистрационный номер 24139, официально опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2012 г., N 44.
Пунктом 2.20 раздела II указанного приложения предусмотрено, что лист H заявления "Сведения о заявителе", в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.20 Требований в части, возлагающей обязанность заполнять лист H заявления по форме Р11001 в отношении каждого учредителя, в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более собственниками. Считает, что оспариваемая норма противоречит подпункту "б" пункта 1.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ), ограничивает право на подачу заявления одним из учредителей, возлагает на граждан дополнительные денежные расходы, связанные с нотариальным удостоверением подписей.
К. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ФНС России, Д. и Ф., представитель Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
Названный Федеральный закон предусматривает, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9).
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждает требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (абзац второй пункта 1, подпункт 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка его принятия и опубликования.
Суд считает необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
Статьей 9 названного закона установлено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2); при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пункт 1.3).
В соответствии с подпунктом "а" статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Из приведенных законоположений следует, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица заявителями являются: учредитель, если создаваемое юридическое лицо учреждается одним лицом, или учредители, в случае если юридическое лицо учреждается двумя и более лицами. Устанавливая обязательное нотариальное удостоверение подписи на заявлении уполномоченного лица (учредителя), Закон не делает исключений для случаев, когда учредителями создаваемого юридического лица являются два и более лица.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в частности форма P11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании" (пункт 1), предусматривающая заполнение отдельных листов в зависимости от состава учредителей. Так, лист H "Сведения о заявителе" заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является физическое лицо, юридическое лицо или лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Заявитель, подписывая заявление, принимает на себя ответственность за достоверность представляемых в регистрирующий орган сведений, за соблюдение требований законодательства при подготовке и утверждении документов. Подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Нотариус, согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам Российской Федерации; свидетельствуя подлинность подписи, нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом.
Таким образом, требование о заполнении листа H заявления "Сведения о заявителе" в отношении каждого учредителя в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, соответствует приведенным положениям федерального закона, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления К. о признании недействующим пункта 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей