Содержание и средства реализации программы

Логика развития содержания по этапам (направлениям) программы.

Данный раздел включает в себя содержание программы, расписанное по этапам (определенным временным отрезкам), иногда по направлениям (тематическим "линиям"). Ключевые направления программы (например, физкультурно-оздоровительное, творческое, интеллектуальное и т.п.) можно расписать в рамках каждого этапа. И, наоборот, каждое ключевое направление программы можно разделить на этапы. В любом случае, для лучшего понимания содержания программы стоит придерживаться этапного описания. Задачи этапов программы должны соответствовать задачам традиционных этапов логики развития смены: организационного, основного, итогового.

Подробное описание содержания каждого этапа программы необходимо для того, чтобы представитель административной группы, отрядный или внеотрядный педагог представляли, ЧТО и КОГДА необходимо делать в ходе реализации программы.

В практике написания авторских программ данный раздел становится самым объемным, так как его содержание требует очень подробного, детального изложения.

Описание содержания этапов включает:

- задачи и предполагаемые результаты каждого этапа,

- основную смысловую доминанту или как развивается педагогическая идея программы на данном этапе,

- описание развития игровой модели программы (запуск игровой модели, поддержание интриги и т.д.), какие происходят события;

- описание деятельности, осуществляемой в отряде и лагере, что происходит с подростком,

- какие появляются внеотрядные объединения, каким образом они появляются, что происходит на их уровне,

- названия и задачи всех ключевых дел программы.

Необходимо остановиться на особенностях каждой составляющей данного раздела.

Каждый этап может иметь особое название. Оно должно перекликаться с названием программы, игровой моделью, быть понятно участникам.

Например, названия этапов программы "Содружество непохожих" детского лагеря "Звездный":

1 этап. "Все мы разные".

2 этап. "Диалог личностей".

3 этап. "Все мы разные, но все мы вместе".

При представлении этапа следует обозначить количество дней, в течение которых данный этап реализуется. Задачи этапов соответствуют:

- задачам программы в целом (они их детализируют, иногда дублируют),

- основным задачам организационного, основного и итогового периодов смены,

- содержательным особенностям вашей программы на данном этапе.

Соответственно при формулировании должны учитываться три эти основания.

Например, формулируя блок задач первого этапа, необходимо отражать задачи, соответствующие организационному периоду смены, направленные на адаптацию подростка к новым условиям, на формирование коллектива, выработку общих правил жизнедеятельности:

- познакомить подростков друг с другом, с вожатыми;

- познакомить подростков с лагерем (его возможностями, условиями, территорией), сотрудниками лагеря, с содержанием программы, включить в систему взаимоотношений, взаимодействия);

- выработать общие нормы и правила проживания и совместной деятельности (в т.ч. предъявить единые педагогические требования);

- заложить основы совместной коллективной деятельности, произвести структурное оформление коллектива;

- произвести планирование совместной деятельности на смену.

И кроме этого, необходимо включать задачи, соответствующие содержательным особенностям вашей программы, например:

- определить уровень знаний подростков о своих возможностях, способностях, отношение к развитию собственного потенциала;

- предоставить подростку выбор пространств и форм реализации личностного потенциала;

- определить совместно с подростком его индивидуальную цель на смену, начать работу с дневником достижений;

- и т.д.

Предполагаемые результаты этапа должны быть согласованы с задачами этого же этапа.

Если, например, одна из задач обучающего этапа программы звучит как "обучить подростков организации дела", то соответствующие этой задаче предполагаемые результаты этапа могут быть следующими:

- подростки знают алгоритм организации дела,

- подростки знают, как придумать идею дела,

- подростки знают, как распределить поручения,

- подростки знают, как написать сценарий,

- и т.д.

Ключевые дела программы условно можно разделить на дела отрядные, общелагерные, дела внеотрядных объединений.

Например: уровень лагеря: презентация программы "Время действовать".

Задачи:

- познакомить подростков с тематикой программы,

- ...

- помочь подростку в выборе собственного направления деятельности в рамках реализации программы,

уровень отряда: организационный сбор отряда "Успех нашей команды в наших руках".

Задачи:

- произвести структурное оформление отряда;

- определить нормы и правила совместной деятельности,

- ...

Мероприятия, такие как диагностика коммуникативно-организаторских способностей, анализ работы детских творческих групп, индивидуальная помощь ребенку в подготовке дела, в выполнении своего поручения и т.д., не относятся к ключевым делам, а являются системной деятельностью и должны быть отнесены либо к другим разделам, либо должны быть отражены в других документах. Например, система диагностики результатов программы может быть в разделе "Критерии и способы оценки качества реализации программы", индивидуальная помощь ребенку может быть описана в разделе "Логика развития содержания по этапам", но до описания ключевых дел, или в разделе "Система мотивации и стимулирования". Систему анализа дел можно представить в разделе "Критерии и способы оценки качества реализации программы" или в приложении к программе, а результаты анализа - в педагогическом дневнике и/или в аналитической записке по итогам реализации программы.

Модель игрового взаимодействия. Игровая модель доносит в понятной для ребенка форме основные смыслы программы. Появляется она после того, как продумано содержание программы, и часто находит свое отражение в названии программы.

Описывая игровую модель, авторы представляют замысел и сюжет программы как своего рода базовую схему взаимодействия участников.

Характеристики игровой модели взаимодействия следующие:

- игровая модель должна соответствовать целевой установке программы и предполагаемым результатам, отражающим развитие подростка;

- игровая модель программы должна быть понятной и интересной для подростков - участников программы;

- игровая модель должна быть логично выстроенной и многогранной, чтобы позволить каждому ребенку найти свою "нишу" и проявить себя в ходе реализации программы.

Ключевая ошибка, которую часто допускают разработчики программы - это "перекос" в описании одного из условий программы. Например, в модели игрового взаимодействия программы полностью раскрыты сложные воспитательные идеи и смыслы воздействия, но слабо представлен механизм взаимодействия с подростком. Такую модель сложно назвать игровой: она становится не актуальной для детей и не будет ими поддержана. Или авторы программы не до конца оценивают воспитательный эффект педагогической идеи и увлекаются игровыми формами взаимодействия с ребятами. Как найти "золотую середину"?

Например, воспитывая у подростков патриотическое отношение к родине, можно каждый день им говорить о том, что очень важно любить и изучать родину, предлагать им различные способы изучения и интересные тематические дела, а можно то же самое содержание представить в форме "фестиваля регионов", "устного журнала" и так далее. Тогда за организацию ключевых дел возьмутся сами ребята, вдохновленные педагогом. Актуализируя ценность здорового образа жизни можно просто говорить об этом, делать с ребятами зарядку, устраивать спортивные первенства, проводить другие дела и мероприятия на эту тему, а можно устроить собственные Олимпийские игры с Олимпийским комитетом во главе, с федерациями различных видов спорта, с обсуждением ценностей и соблюдением правил, заложенных в олимпийском движении и так далее. Причем активная роль в организации олимпийской жизни будет принадлежать самим ребятам. Организуя с ребятами такую интересную жизнь, очень важно "не заигрываться" и не забывать, что любая игровая модель - это лишь одно из средств достижения педагогического результата.

Система мотивации и стимулирования участников программы. В описании программы особое внимание уделяется системе мотивации и стимулирования, которая должна полностью соответствовать идее программы, ее целевым установкам, быть простой и доступной для ребенка и помогать ему добиваться успеха.

Если обратиться к словарям, то "мотивация" - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

Какие у подростка могут быть движущие силы, побуждающие его к активному участию в программе? Конечно, они зависят от предлагаемой подростку деятельности и от его личностных запросов, но можно выделить ряд факторов, влияющих на изменение позиции подростка: социальная комфортность (потребность в уважении, любви, в достижении результата, успеха), наличие цели и знание путей ее достижения, наличие единомышленников, возможность выбора деятельности, пространства, референтной группы, наличие ярких примеров успешных людей (начиная от литературных персонажей, героев прошлого и настоящего до людей, которые окружают подростка). Хотя многие педагоги, исследовавшие тему мотивации, утверждают, что последние примеры являются скорее стимулами, рождающими внутренний мотив-желание действовать (хочу...), но в педагогической практике принято относить данные примеры к системе мотивации. При описании данного раздела программы необходимо обозначить, какие возможности или условия, заложенные в содержание программы, могут стать внутренним мотивом, побудить подростка активно участвовать в деятельности.

Стимулирование подростков заключается в создании внешних факторов, побуждающих к участию в деятельности, достижению успеха. Словом "стимул" обозначается все, что оказывает воздействие и производит эффект.

Система стимулирования должна стать частью игровой модели программы. Она обычно выстраивается как своеобразный алгоритм личностного роста подростка: оцениваются знания, умения, позиция, достижения, личностные качества подростка и, основываясь на этой оценке, подросток получает общественное признание, различные игровые звания, отличительные знаки, продвигаясь по "лестнице роста". Расти может не только отдельно взятый подросток, но и коллектив, но успех коллектива все равно должен зависеть от успеха каждого подростка в нем. Самое главное - четко обозначить критерии оценки: что должен знать, уметь, делать, как относиться к окружающим и так далее. Чем четче обозначены критерии, тем понятнее они будут и педагогам, и ребятам.

Систему мотивации и стимулирования можно расписать как по этапам реализации программы, так и в целом, но при этом необходимо показать логику ее развития.

Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений. Если в предыдущем разделе в назывном порядке перечислялись существующие в рамках программы детские объединения и условия их возникновения (без их упоминания невозможно описать логику содержания), то в данном разделе необходимо подробнее остановиться на особенностях их деятельности. Описывая деятельность детских объединений, следует указать:

- детские объединения, действующие в рамках реализации программы (в том числе ОСУ), их названия;

- содержательные особенности, задачи и предполагаемые результаты деятельности детских объединений;

- этапы и условия (правила, принципы) создания внеотрядных объединений (если это подробно не описано в "Логике развития содержания");

- механизмы взаимодействия детских объединений.

О деятельности каких детских объединений может идти речь в программе? Каждый ребенок, попадая в лагерь, становится членом конкретного отряда, команды, экипажа, взвода - то есть постоянной группы, которая существует с первого до последнего дня его пребывания в лагере. Кроме этих постоянных групп в каждом лагере создаются так называемые внеотрядные детские объединения, участниками которых становятся представители всех или отдельных постоянных групп. В зависимости от особенностей каждой программы, это могут быть клубы, союзы, объединения, мастерские, лаборатории, классы. В такие объединения ребята попадают по желанию (по интересу) или по поручению отряда. Одни из этих внеотрядных объединений создаются и действуют всю смену, другие - лишь на определенном этапе для решения конкретных задач. Например, традиционно в каждой смене в лагерях создаются различные органы детского самоуправления - советы (лагеря, клуба, командиров, навигаторов, хозяев, физоргов, баталеров, информационный совет, совет дела и другие), в которые входят представители отрядов, команд, групп, объединений, клубов и т.п. То есть в советы могут входить представители как постоянных групп, так и временных.

Подробно и понятно описывать в программе содержательные особенности деятельности детских объединений (отрядных и внеотрядных) и организационную структуру их взаимодействия следует для того, чтобы каждый педагог - участник программы:

- мог четко представить себе, какие именно детские объединения (отрядные и внеотрядные) будут созданы в рамках реализации программы,

- понимал, для чего создаются те или иные объединения,

- имел четкое представление о том, как на практике будут реализованы содержательные идеи программы, связанные с деятельностью объединений,

- мог определить свою роль в организации деятельности объединений,

- смог наглядно представить основные механизмы взаимодействия внеотрядных объединений друг с другом, с отрядами.