Пояснительная записка к программе смены

Пояснительная записка - это научное обоснование программы. Она включает в себя следующие блоки:

1. Актуальность. Каковы причины появления данной программы? Почему есть необходимость в разработке этой программы и чем конкретно не устраивают имеющиеся программы? Какая идея положена в основу программы? Как соотносится идея со стратегическими целями, положениями, принципами, заложенными в программе развития Центра? Какие идеи, направления, положения, принципы как ведущие в программе развития лагеря и Центра, конкретизируются в программе?

2. Авторство. В чем состоит замысел автора? Предусматривается ли возможность координации и интеграции с другими программами из отечественного и зарубежного опыта? Какова область практического применения идей? Как обеспечивается связь с жизнью?

3. Новизна. В чем новизна, оригинальность данной программы в отличие от существующих? Чем обосновывается новизна авторской программы, у каких авторов есть отличие от подобного подхода? Что нового привносит автор по сравнению с другими программами?

4. Цели и задачи программы

Цель - это основной предполагаемый результат воспитательного и образовательного процессов, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: "всестороннее развитие личности", "создание возможностей для творческого развития детей", "удовлетворение образовательных потребностей" и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы смены. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.

Если в основе программы заложены общепедагогические принципы, тогда в пояснительной записке нужно прописывать, насколько и как они работают на программу, в чем логика построения тематической программы смены. Как выстраивается система организации самоуправления? Каким образом обретается социальный опыт управления (самоуправления) у детей при взаимодействии с взрослыми?

Конкретизация цели осуществляется через определение задач (что необходимо сделать, чтобы выполнить поставленную цель). Задачи раскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.

Выделяют следующие типы задач:

- обучающие - приобретение определенных знаний, умений и навыков (обучение навыкам организации чего-либо, приемам лекторского искусства, обучение ребенка владению чем-либо, включение в познавательную деятельность, формирование системы теоретических знаний о ...);

- развивающие - развитие познавательного интереса к чему-либо (развитие деловых качеств, таких как: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии; формирование необходимых для занятий способностей, в том числе: выносливость, концентрация, внимания, умение ориентироваться в пространстве, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

- воспитательные - формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, патриотизма и т.п.

Возраст участников программы, на который рассчитана данная тематическая образовательная программа смены:

основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

вид группы или объединения (отряд, команда, дружина), ее количественный и качественный составы.

Сроки реализации программы - продолжительность смены, наличие этапов и уровней освоения программы в течение смены.

Формы по содержанию: теоретические и практические.

Формы по организации: групповые, по подгруппам, коллективные, индивидуальные, командные.

Режим занятий: необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам в соответствии с СанПиНом.

5. Методическая основа программы строится на основании следующей схемы:

┌────────────────────────────────┐

│ Тематическая образовательная │

│ программа смены │

└────┬───────────────────────┬───┘

│ │

\/ \/

┌───────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│ Цели и задачи по формированию ├──────────>│ Цели и задачи знакомства │

│ и развитию личности ребенка │<──────────┤ с определенной предметной │

│ в детском коллективе. Формы, │ │ областью по заявленной теме │

│ методы, технологии │ └─────────────────────────────┘

└───────────────────────────────┘

6. Цели и задачи

Педагогическое целеполагание - описание цели педагогической деятельности. Цель - запрограммированный, конечный результат педагогической деятельности. Отвечает на вопрос "Зачем?".

Задачи - ступеньки к реализации цели. Отвечают на вопрос "Через что?" (формы, методы, технологии и др.).

Результат программы - конкретизация цели. Качественный результат - это ответ на два вопроса: что по форме и какое по содержанию. Если цель программы направлена на развитие личности ребенка, то в результате нужно конкретизировать, по каким показателям идет развитие личности ребенка, какие качества будет развивать программа (согласно модели ожидаемого результата участника программы)? Отвечает на вопрос, насколько ожидаемый результат по модели соответствует реальному положению.

7. Принципы

Описание принципов (на чем основывается программа?). Принцип - основа любой педагогической программы. Какие педагог закладывает принципы, таким и будет сущностное содержание. Существует три уровня принципов:

общепедагогические - природосообразности, культуросообразности, демократизма и т.д.;

частнопедагогические - уровень отдельных концепций с учетом региональных особенностей (например, санкт-петербургская концепция);

частнометодические - учет возрастных и индивидуальных особенностей.

8. Содержание

Описание содержания деятельности (познавательно-развивающие процессы, происходящие с ребенком в момент его участия в программе). Это ответ на вопрос "Что происходит с ребенком?" при адаптации, индивидуализации и интеграции смены, при погружении в тематику.

9. Методы и средства

Описание методов и средств, которые использует педагог для достижения цели и задач. Отвечает на вопрос "Каким образом?" достигается педагогическая цель.

Описание организационных форм, в которых будет происходить реализация программы, покажет степень обретения социального опыта, отношений, в ходе которых ребенок учится управлять, договариваться, побеждать и проигрывать, работать в команде, в коллективе и т.д.

10. Условия реализации. Допускается изменение и корректировка программы, как допустимые условия учета изменений, происходящих в ходе ее реализации. Какие особые трудности возможны при реализации программы и меры по их устранению? Требует ли работа по программе создания и/или применения других научно-методических разработок (учебники, методические пособия)? Требует ли программа экспериментальной проверки? Необходима ли особая подготовка детей к участию в программе и какая? Опыт ее апробации, результаты достижения? Какие особые условия необходимы для обеспечения результата программы?

11. Ход реализации (этапы программы)

В этом блоке нужно проследить логику развития программы смены. Что происходит на каждом этапе смены (цели и задачи каждого периода, краткое описание отрядных дел, отрядной работы, дружинных дел, предполагаемые результаты и т.д.).

12. Рекомендации к составлению план-сетки:

- план-сетка к программе смены составляется в соответствии с логикой формирования и развития личности ребенка в условиях детского коллектива;

- план-сетка условно делится на три периода: организационный (I этап), основной (II этап), итоговый (заключительный или III этап) смены;

- при составлении план-сетки учитываются следующие принципы: "логичность расстановки дел и мероприятий", "от простого к сложному", "ключевых дел", "разнообразия" (мировоззренческо-познавательного, эмоционально-нравственного, действенно-практического характера), учет форм, характерных для игровой модели смены, учет направленности тематики смены, принцип обязательного включения форм оздоровительных мероприятий, принцип периодичности дружинных (массовых) и отрядных дел, принцип итогового большого проекта смены (с участием всех детей), принцип распределения видов деятельности в течение дня (до обеда, после ужина, до отбоя или принцип учета времени дня для проведения дел).

13. Учебно-тематический план

В учебном плане прописываются лекции, занятия, количество часов. Здесь должны быть указаны темы занятий, цель, основное содержание, результат.

N

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Итого:

14. Ожидаемые результаты

В качестве предмета оценивания могут быть:

- набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемой теме, а также навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения содержания конкретной тематической образовательной программы;

- перечень важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у участников за период его участия в данной программе, и время общения с педагогами и сверстниками.

15. Способы проверки результатов

Несомненно сложным моментом в работе педагога является определение эффективности организованного им воспитательного процесса. Ведь известно, что результат мгновенным не будет. Но, тем не менее, определенные критерии эффективности воспитательной системы Центра можно обозначить,

в том числе:

- адаптировался ли ребенок к условиям Центра (к его идеологии, требованиям);

- при отсутствии цели (мечты) в жизни, появилась ли она;

- удовлетворен ли ребенок своей деятельностью в смене, самореализовался ли он;

- повысилась ли творческая активность ребенка, проявились ли инициатива и любознательность;

- поменялись ли ценностные ориентации?

- появилась ли у ребенка тяга к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

- насколько ребенок научился излагать свои мысли, взгляды;

- научился ли он выходить из конфликтных ситуаций, стал ли толерантнее;

- откровенен ли он, доверяет ли свои мечты взрослым? и т.д.

Самое важное - это констатация самими детьми - участниками смен своих личностных побед, проявления ими личностных качеств, например, таких как:

- автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь);

- ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия);

- идейность (следование социально-значимым ценностям);

- социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать);

- патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств);

- культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей);

- позиционирование (умение презентовать себя и свои проекты).

16. Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, социальные акции, зачет, выставка, ситуационное моделирование, результаты работы экспериментальных площадок.