Целевой блок программы включает цель, задачи и предполагаемый результат программы, которые в емкой и краткой форме позволяют авторам показать, а читателям - понять, по поводу чего будут взаимодействовать педагог и ребенок, что для этого они будут делать и какой результат должен быть в итоге.
Формулирование цели. В педагогической литературе представлено много определений понятия "цель". Однако суть их сводится к тому, что "цель - это образ предполагаемого результата". Но легко объяснить, что такое цель, сложнее цель сформулировать. В то же время ясная, четкая и конкретная формулировка цели - это залог правильного понимания сути программы.
Умение формулировать цель приходит не сразу. Часто разработчик программы проходит сложный путь поиска, совершая ошибки, исправляя их и, в конечном итоге, совершенствуясь в своем умении.
Предлагаем вам три подсказки, которые помогут сформулировать цель программы.
I подсказка - соблюдайте следующие правила формулировки цели:
- Цель - это конкретизация педагогической идеи.
- Формулировка цели должна отображать конечный результат реализации программы.
- Цель должна быть достижима в рамках лагерной смены и должна лежать в области возможностей педагогического коллектива, то есть на достижение цели должны быть интеллектуальные, административные и другие ресурсы.
- Формулировка цели должна быть понятной и лаконичной.
- Цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.
II подсказка - не совершать типичные ошибки, возникающие из-за несоблюдения вышеперечисленных правил.
Ошибка 1. Формулировка цели не связана с педагогической идеей, раскрытой в пояснительной записке программы и/или с содержанием программы.
Так, например, в актуальности программы много и подробно рассказано о важности и ценности сохранения и укрепления здоровья, а цель программы сформулирована как раскрытие личностного потенциала ребенка. Или, например, цель указывает на актуализацию ценности здорового образа жизни, а средства программы ограничены лишь спортивными мероприятиями, что не позволяет раскрыть ценностные смыслы программы.
Ошибка 2. Цель непонятно или неграмотно сформулирована, глобальна, не отображает конечный результат программы, не соответствует ее временным рамкам.
Например, цель: "воспитание готовности подростков к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества", имеет большое количество смыслов и весьма длительный период достижения.
Цель, формулировка которой звучит как "воспитание толерантного отношения подростков, способствующего развитию культуры здорового образа жизни", непонятна. В цели представлены два смысловых понятия "толерантное отношение" и "культура здорового образа жизни", которые являются понятиями разного уровня, одно не может вытекать из другого. В этом случае они не могут быть использованы в одной цели.
Формулировка цели: "формирование культуры мира у подрастающего поколения" глобальна и не показывает результата, который предполагают достичь авторы программы.
Ошибка 3. Длинная формулировка цели. Это ведет к снижению восприятия сути цели, увеличению смыслов, которые могут быть не предусмотрены даже самим автором.
Так, например, формулировка цели "формирование отношения к "миру без опасности" как ценности жизни, создание в детских общественных объединениях вариативных моделей программы, успешно реализуемых в любых социально-экономических условиях с учетом региональных, природно-климатических условий; создание условий для получения каждым ребенком знаний и умений безопасной жизнедеятельности, формирование ответственного подхода к обеспечению собственной безопасности, вовлечение в защиту собственного жизненного пространства" - имеет множество глобальных смыслов. В данном случае не понятно, какой смысл является приоритетным.
III подсказка. Использовать "формулу" построения цели:
ЦЕЛЬ = глагол или словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Глаголом или словосочетанием, управляющим педагогической деятельностью, могут быть следующие слова: "формирование", "развитие", "актуализация", "обогащение", "приобщение", "совершенствование", "обеспечение", "содействие", "вовлечение" и т.д.
Помните: развивают то, что врожденно, и формируют то, что приобретено!
Предмет педагогического взаимодействия (направленность развития и/или формирования личности ребенка) основная суть программы, которая была обоснована в пояснительной записке. В программах детских лагерей встречаются: "лидерская позиция", "патриотические чувства", "опыт социального взаимодействия", "лидерский потенциал", "ценность активной жизненной позиции", "ценность здорового образа жизни", "гражданственность", "патриотизм" и т.д.
Объект педагогической деятельности - ребенок, подросток.
Ведущим средством программы может быть, например, журналистская деятельность, краеведение, театральная деятельность, творческая деятельность и т.д.
Вот пример цели, выстроенной по данной "формуле": "формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность".
Формулирование задач. Следующий этап работы авторов - это формулирование задач. В педагогической практике существуют три "золотых" правила формулировки задач:
1 правило. Задача - это конкретизация цели программы. Поэтому задачи не могут быть шире по содержанию и смыслу, чем цель.
Например, цель - создание условий для развития лидерского потенциала подростков через включение в социально значимую деятельность. Задача: воспитание у подростков ответственности и самостоятельности.
В этом примере формулировка цели гораздо уже, чем формулировка задачи "воспитание". В данном случае задачи должны отвечать на вопрос - какие конкретно создаются педагогические условия для развития лидерского потенциала.
2 правило. Задача - это ответ на вопрос: "Что делать?". Поэтому она не просто начинается с глагола неопределенной формы, но и всем своим содержанием показывает, что именно необходимо сделать, чтобы данный этап программы был реализован, какие виды деятельности требуют осуществления, с помощью каких средств должна идти работа.
Например, если цель звучит как "формирование патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность", то задачи могут быть следующими:
- содействовать расширению знаний подростков об исторических, культурных, национальных особенностях народов и регионов России;
- содействовать осознанию и принятию патриотических ценностей, взглядов и убеждений, патриотического отношения к традициям, культурному и историческому прошлому России;
- представить краеведение как одну из форм познания прошлого и настоящего своей страны, своего региона;
3 правило. Задачи - это этапы достижения цели. Поэтому они могут представлять как алгоритм действий по достижению цели, так и смысловые направления, реализация которых предполагает достижение цели.
Если обратимся к примеру цели: "создание педагогических условий для развития лидерского потенциала через включение в социально значимую деятельность", то авторам программы следует формулировать задачи, пользуясь следующим алгоритмом:
1 ШАГ. Рассмотреть все понятия, входящие в цель программы. Обычно они отражены в разделе "Понятийный аппарат программы".
Предположим, что мы вычленили понятия "лидерский потенциал", "развитие лидерского потенциала" и "социально значимая деятельность", под которыми мы понимаем:
- лидерский потенциал - это готовность подростка занять позицию лидера в определенной деятельности, где лидер - это человек, обладающий знаниями, умениями, способностями в данной деятельности и способный организовать других на социально значимое дело;
- развитие лидерского потенциала - это формирование готовности к проявлению собственных знаний, умений и лидерских способностей в организации других на социально значимое дело;
- социально значимая деятельность - это деятельность, направленная на понимание и преобразование окружающей действительности с учетом социокультурных стратегий развития общества, способствующая социализации личности, развитию социальной активности, межличностному социальному взаимодействию и творческой самореализации.
2 ШАГ. Определение алгоритма деятельности исходя из выявленных понятий. Так, например, исходя из поставленной цели, деятельность педагога должна быть направлена на создание условий для формирования готовности подростков к проявлению собственных знаний, умений, лидерских способностей в организации других на социально значимое дело.
Такая деятельность может быть построена по следующему алгоритму:
- демонстрация педагогами и/или подростками собственных способностей и возможностей;
- демонстрация педагогами (и подростками) различных форм социально значимой деятельности;
- совместная деятельность, направленная на...;
3 ШАГ. Формулирование задач. Например:
- Организовать деятельность, направленную на демонстрацию подростками лидерских знаний и умений;
- Организовать деятельность, направленную на расширение знаний и умений в организации социально значимой деятельности;
- Организовать совместную деятельность, направленную на развитие лидерских способностей подростков;
- Способствовать осознанию подростками собственных личностных изменений;
Итак, задачи программы - это конкретизированные или более частные цели, в которых описывается система средств, видов деятельности, этапы достижения поставленной цели.
Формулирование результатов. Сформулированная цель педагогической программы воплощается в конкретных прогнозируемых результатах, которые достигаются в процессе реализации содержания программы. Степень достижения результатов можно каким-либо образом оценить, и эта оценка (в числе прочих) будет свидетельствовать о результативности реализации программы.
Предполагаемый результат является следствием поставленных задач, он может выходить из одной задачи или из комплекса задач. Результат должен быть раскрыт авторами максимально конкретно относительно знаний, умений, которые приобретает ребенок; личностных качеств, которые развиваются в ребенке; ценностных отношений, в которые включается подросток.
Если продолжать в логике рассмотренного выше примера цели "создание педагогических условий для развития лидерского потенциала подростков через включение в социально значимую деятельность", то предполагаемый результат может быть следующим:
- Приобретенные подростками знания и умения в организации социально-значимой деятельности (перечисление конкретных знаний и умений).
- Приобретенный опыт в организации социально значимой деятельности.
- Понимание подростком собственных личностных изменений, планирование им дальнейших перспектив своего развития.
Итак, предполагаемый результат программы - это ее реализованные задачи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей