Приложение. Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей
ПО ПРИМЕРНОМУ СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОТДЫХ
И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
Деятельность организации, осуществляющей отдых и оздоровление детей, направлена на реализацию Национального стандарта Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (введен в действие с 01.01.2009 от 27 декабря 2007 г. N 565-ст) и состоит из следующих модулей:
а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;
б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
з) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
В соответствии со статьей 1 главы 1 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 главы 1 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к "организациям, осуществляющим обучение", в то же время предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется Федеральным законом N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
Образовательные программы, реализуемые в таких организациях, по виду можно отнести к дополнительным общеобразовательным программам - дополнительным общеразвивающим программам (пункт 2 главы N 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ в первую очередь должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1, 2, 3, 9 главы N 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Дополнительное образование в детском лагере решает целый комплекс задач: выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка; выбор индивидуального образовательного пути; самореализация личности ребенка и педагога.
Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 должны быть направлены на следующее:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (в соответствии со статьей 12 главы 2 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Между тем при разработке содержания образовательных программ, реализуемых в детских лагерях всех типов, следует учитывать необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение N 2 к письму Минобрнауки РФ от 14.04.2011 N МД-463/06):
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально значимых проектов - все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:
познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;
выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);
выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и др.).
3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром.
Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. Если необходимо, следует указать дополнительные направленности, в рамках которых также осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 выделяют 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая.
Использование общеобразовательных программ расширяет воспитательные возможности детских лагерей всех типов, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, включению детей в различные виды творческой деятельности, благоприятному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств. В образовательной программе детского лагеря рекомендуется учесть необходимость развития информационной культуры учащихся наряду с заботой о здоровье детей. Реализация образовательных программ в детском лагере, с одной стороны, способствует развитию навыков адаптации в современном обществе, с другой стороны - мотивировать ребенка к познанию и отстаиванию своей индивидуальности.
Умение подготовить и реализовать программу работы с детьми в организации отдыха и оздоровления детей - одно из основных требований к деятельности административной группы детского лагеря. На протяжении многих лет базой опыта работы с детьми, подготовки программ смен различной направленности и специфики являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Орленок" и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (далее - ВДЦ "Орленок" и ВДЦ "Океан"). Направляем для ознакомления с опытом педагогических коллективов рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (ВДЦ "Океан"), и по созданию авторской программы детского лагеря "Программа шаг за шагом" (ВДЦ "Орленок").
Департамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки России
Т.Э.ПЕТРОВА
- Приложение N 1. Рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан"
- Приложение 2. Методические рекомендации по созданию авторской программы детского лагеря "Программа шаг за шагом" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Всероссийский детский центр "Орленок"
- Рекомендации по оформлению библиографического описания
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей