Приложение 2. Методические рекомендации по созданию авторской программы детского лагеря "Программа шаг за шагом" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Всероссийский детский центр "Орленок"

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ "ПРОГРАММА

ШАГ ЗА ШАГОМ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ

ЦЕНТР "ОРЛЕНОК"

В детских лагерях страны ежегодно реализуются различные педагогические программы: специализированные и авторские. Специализированные создаются и реализуются совместно с организациями-партнерами. Содержание специализированной программы чаще всего ориентировано на детей творчески одаренных или социально активных. Особенность авторских педагогических программ состоит в том, что их создают и реализуют педагогические коллективы детских лагерей, ориентируясь на стратегические цели государства в области образования, концептуальные цели детского лагеря или комплекса, интересы подростков и собственные педагогические интересы и возможности.

Создание собственной авторской программы - это процесс ВАЖНЫЙ, часто СЛОЖНЫЙ, но всегда ИНТЕРЕСНЫЙ.

Давайте по порядку. Под авторской программой детского лагеря понимается документ, регулирующий деятельность педагогического коллектива по достижению поставленной цели. Почему и для кого ВАЖНО появление и реализация авторских программ? Прежде всего, это важно для ребенка и его родителей. Для родителей важно, чтобы деятельность педагога была более организованной, продуманной и целенаправленной, а значит и более результативной в плане образования и оздоровления детей. Дети свое участие в программах воспринимают как жизнь, насыщенную интересными и значимыми событиями, жизнь, отличную от повседневной. Появление программ важно для их авторов - педагогического коллектива детского лагеря. В процессе ее создания происходит профессиональное развитие не только коллектива лагеря, но и рост каждого отдельного педагога. Появление качественных педагогических программ важно для государства и общества, так как они направлены на достижение его стратегических целей, ориентированы на решение его проблем.

Процесс создания программ часто становится СЛОЖНЫМ, потому что он требует от ее разработчиков высокого профессионального мастерства, которое заключается в наличии у авторов четкой педагогической цели, в видении ими конечного результата, владении педагогическими компетенциями. Недостаточная готовность педагогов к разработке новых или модернизации уже имеющихся программ является причиной серьезных недочетов, связанных с содержанием как самого программного документа, так и с последующей реализацией программы. Проанализировав программы, созданные педагогическими коллективами детских лагерей за последние два года, можно назвать наиболее типичные ошибки:

- отсутствие новизны в идее программы,

- некорректное или неграмотное формулирование цели, задач и предполагаемых результатов программы,

- несоблюдение принципа преемственности по отношению к другим образовательным программам, существующим в педагогическом опыте лагеря, сферы отдыха и оздоровления России,

- отсутствие взаимосвязи между целью программы и стратегическими целями государства, Центра, детского лагеря,

- слабая адаптивность (гибкость) программы к объективным условиям,

- невыдержанность структуры программного документа,

- неумение полно и понятно описать программу.

Создание программы - это труд ИНТЕРЕСНЫЙ, как и создание всего нового. Особенно интересен этот процесс, когда он коллективный. Совместный творческий поиск педагогов обогащает программы новыми идеями, смыслами, технологиями, формами и приемами работы, а по итогам реализации программы дает ее авторам богатый опыт совместной педагогической деятельности.

Необходимость в составлении методических рекомендаций, помогающих грамотно написать программу педагогической деятельности, назрела давно: ежегодно в детских лагерях разрабатываются новые авторские программы, обновляется состав административных групп детских лагерей, отвечающих за разработку авторских программ, изменяются требования к содержанию и оформлению авторских программ педагогической деятельности.

Созданию данных рекомендаций предшествовала работа методического объединения заместителей начальников детских лагерей по образовательной работе под руководством специалистов управления образовательных программ, где подробно обсуждались вопросы содержания авторской программы и принимались общие решения, касающиеся требований к оформлению программного документа. В ходе работы были собраны материалы, послужившие основой данных методических рекомендаций. Рекомендации знакомят с требованиями к оформлению программы, раскрывают содержание каждого ее раздела и тем самым помогают в написании авторской программы лагеря.