Пояснительная записка

Пояснительная записка раскрывает актуальность, новизну, знакомит с понятийным аппаратом программы.

Актуальность программы. В словарях слово "актуальность" определяется как важность, значительность чего-либо в настоящее время, своевременность, злободневность. Если говорить об актуальности авторской программы, а именно об актуальности той педагогической идеи, которую развивает автор в своей программе, то она может отражаться в нескольких составляющих:

- актуальность для общества - как программа ориентирована на решение общественных проблем;

- актуальность для государства, то есть, как программа отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;

- актуальность для ДОЛ как образовательного учреждения, то есть, как авторская программа соотносится с развития ДОЛ, другими основополагающими программами и документами детского лагеря;

- актуальность для детского лагеря, в котором программа реализуется, то есть, как программа соответствует содержательному направлению долгосрочной программы, работает на ее развитие;

- актуальность для подростка, то есть, как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития;

- если программа реализуется на международном уровне, то важно обозначить ее актуальность для международного сообщества.

Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

- Следует избегать простого перечисления документов различного уровня: государства, Центра, лагеря, то есть слепо следовать выше заданной схеме. Это не реферат! Огромное количество названных документов и объемные выдержки из них не сделают вашу программу значимее. Описывая актуальность, вы УБЕЖДАЕТЕ своих коллег и партнеров, что реализация программы важна: она своевременна, интересна и результативна.

- Когда используются цитаты, обозначаются какие-либо факты, рассматриваются статистические данные, необходимо делать ссылки на источники (это относится и к другим разделам программы).

Новизна программы. Важной частью пояснительной записки является выделение отличий созданной программы от реализованных ранее.

Необходимо отличать два вида программ - это совершенно новая авторская программа и модифицированная авторская программа. В чем же заключаются отличия? В "новой программе" авторский коллектив работает в новом для себя направлении деятельности или ставит для себя новую целевую установку, соответственно, новым для педагогического коллектива лагеря становится все содержание программы. Но это не значит, что программ с подобной педагогической идеей на общероссийском уровне нет. В разделе "Новизна" их надо указать.

Модифицированная программа - это программа, созданная на основе другой, уже реализованной коллективом программы. Она отличается от предыдущей, с точки зрения разработчиков, появлением набора более эффективных педагогических средств, технологий и т.д. Внесенные коррективы не затрагивают концептуальных основ программы.

Все новые элементы, отражающие новизну, - не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности, работают на достижение заявленных результатов.

При описании новизны следует обращаться к выводам аналитических записок по сменам и итогам педагогических совещаний, так как элементы новизны возникают, чаще всего, исходя из анализа предыдущей программы, оценки ее результативности, важности и привлекательности для подростка.

Характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок. Необходимо ориентироваться не только на собственный опыт, но и на опыт других людей, создавших и реализовавших в регионах или на общероссийском уровне подобные по тематике программы.

Понятийный аппарат программы. Понятийный аппарат программы - очень важная ее часть, которая выступает своеобразным смысловым каркасом всех последующих компонентов. Понятийный аппарат представляет собой анализ, осмысление базовых ключевых понятий, отражающих предмет педагогического взаимодействия педагога и ребенка. И даже не столько самих понятий, сколько их конкретных содержательных аспектов, интересующих педагогов в рамках конкретной программы. Скажем, понятие "гражданское образование" имеет огромное количество смыслов, трактовок, уровней содержания. И от того, какой содержательный ракурс этого понятия изберут для реализации в рамках программы педагоги, зависят содержание и средства реализации программы, модель игрового взаимодействия, система мотивации и стимулирования участников.

При подборе и анализе основных понятий программы следует помнить, что они находятся в тесной взаимосвязи с педагогической идеей и, собственно, "вытекают" из нее. Иными словами, после того, как у вас появилась педагогическая идея, нужно начинать "археологические раскопки" смыслов. Собственно, ядро понятий уже заложено в педагогической идее.

Например, если педагогическая идея программы связана с развитием познавательной активности подростков через изучение истории, культуры, природных и архитектурных особенностей и приобщение к его ценностной культуре, то ее ключевые понятия - познавательная активность и ценностная культура ДОЛ. Часто возникает ситуация, когда необходимо объяснить трактовку основных педагогических средств или ведущих видов деятельности (например, что такое "клуб" и "клубная деятельность", "театральная деятельность", "журналистская деятельность", "исследовательская деятельность" и т.д.), так как их особенности и характеристики будут влиять на развитие содержания программы. В этом случае данные определения также становятся ключевыми понятиями программы.

Следующий шаг - это кропотливый анализ этих понятий, который неминуемо заведет вас в "дебри" педагогической науки, но, поверьте, все это к лучшему. Вспомним Анну Андреевну Ахматову и ее бессмертные слова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...". Такой разбор терминов поможет из большого разнообразия выбрать необходимое и наиболее интересное для вас, позволит увидеть вашу программу в целостности, наметить пунктиром основные части, да и просто поможет увидеть новые, порой неожиданные грани, нюансы давно знакомых и известных понятий.

Как правило, за каждым понятием стоит не просто энциклопедический словарь, а конкретный автор, понятие рождается в рамках конкретного теоретического подхода. Например, понятие "самоактуализация" уходит своими корнями в личностно-ориентированный подход, а понятие "межличностное взаимодействие" имеет разную нюансировку в социологических теориях личности (Ч. Кули, Д. Мид, Э. Гоффман) и в рамках концепции развивающейся личности (А.Н. Петровский). Не стоит забывать про ссылки, в которых обозначается тот или иной теоретический подход, его автор, научная школа.

Настоятельно советуем при определении понятийного аппарата вашей программы не ограничиваться словарем, а идти дальше, глубже в поисках тех смыслов, которые "заложены" в вашей педагогической идее и ждут своего тщательного анализа. Вспомните, покопайтесь, поищите. Активно используйте возможности Интернета, причем, "вбив" нужный термин в строке поиска, не останавливайтесь на первой странице, идите дальше, ищите в разных поисковых системах. После того, как определения основных понятий вашей программы найдены, не достаточно их просто зафиксировать в документе. Не теряйте основные смысловые характеристики этих понятий в ходе последующей работы над программой.