Приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 05.10.2009 N 245
Преамбула исключена. - Приказ Росфинмониторинга от 25.12.2012 N 426.
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172) (далее - организации), а также иные лица, перечисленные в статье 7.1 указанного Федерального закона (далее - лица), представляют информацию в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 25.12.2012 N 426)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, вправе передавать информацию в Росфинмониторинг как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палату при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом.
3. Кредитные организации представляют в Росфинмониторинг соответствующую информацию в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 25.12.2012 N 426)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Организации документально фиксируют и представляют в Росфинмониторинг в соответствии с положениями настоящей Инструкции информацию, предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ, не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, подлежащей обязательному контролю, либо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в установленных Федеральным законом N 115-ФЗ случаях, при наличии у них любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки).
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях заполнения СЭД и формы 4-СПД депозитариями и регистраторами см. информационное сообщение Росфинмониторинга от 20.11.2012 N 21.
6. Организации (лица) представляют информацию в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения (далее - СЭД). СЭД подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью организации (лица). Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи организации является руководитель организации или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
(п. 6 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Росфинмониторинг обеспечивает сохранность и неразглашение информации, представленной организациями (лицами).
8. Подготовка и отправка СЭД в Росфинмониторинг осуществляется с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации в Росфинмониторинг с применением средств криптографической защиты информации (далее - АРМ), предоставляемого организациям (лицам) Росфинмониторингом.
9. Передача организациями (лицами) информации в виде СЭД в Росфинмониторинг осуществляется посредством технических каналов связи, поддерживаемых АРМ.
10. АРМ используется только для подготовки и представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом N 115-ФЗ, в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
11. Организация (лицо) при заполнении и формировании СЭД с использованием АРМ или СПД руководствуется Рекомендациями по заполнению реквизитов СЭД и формы 4-СПД, приведенными в Приложении 2 к настоящей Инструкции.
12. Каждому СЭД, направленному в Росфинмониторинг, организацией (лицом) присваиваются специальный семизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальными идентификаторами операции и могут использоваться при ссылках на сообщения организации (лица).
Номер сообщения формируется организацией (лицом) в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления сообщений, начиная с номера "XX00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщения филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно.
Первичное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "1 - добавление новой записи.
13. При получении СЭД Росфинмониторинг осуществляет процедуры логического контроля информации, контроль подлинности получаемой информации, включая идентификацию отправителя СЭД, целостности информационного сообщения, а также проверку достоверности получаемой информации.
14. В случае прохождения СЭД процедур входного логического контроля, установления подлинности и целостности получаемой информации Росфинмониторинг формирует и направляет в адрес организации (лица) журнал обработки документов, и корректно представленное СЭД считается принятым (присваивается значение "принят").
15. СЭД может быть не принято (отвергнуто) Росфинмониторингом в случае представления информации в искаженном виде или неполном объеме, некорректном заполнении реквизитов СЭД, возникновения ошибок при расшифровании СЭД.
16. СЭД, не принятые (отвергнутые) Росфинмониторингом, исключаются из дальнейшей обработки, а в адрес организации направляется в электронном виде уведомление в целях информирования о невозможности принятия информации об операции и журнал обработки документов для информирования организации о невозможности принятия СЭД с указанием конкретных причин непринятия информационного сообщения. Направленное и непринятое СЭД считается отвергнутым.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 23.04.2012 N 135)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации об операции приведена в Приложении 3 к настоящей Инструкции.
17. В случае получения уведомления о невозможности принятия информации об операции организация (лицо) принимает меры по устранению указанных в нем причин непринятия СЭД, исправляет указанные Росфинмониторингом замечания и не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией (лицом) электронного уведомления о невозможности принятия информации об операции, отправляет исправленное сообщение в Росфинмониторинг.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 23.04.2012 N 135)
(см. текст в предыдущей редакции)
Исправленное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "2 - исправление записи". При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
18. Для инициативного внесения изменений и дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию организация (лицо) представляет заменяющее СЭД целиком, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "3 - запрос замены записи", с указанием в реквизите "Дополнительная информация" вносимых изменений и дополнений в информационное сообщение.
При этом заменяющему сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
Заменяющее сообщение направляется организацией (лицом) в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней со дня выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 23.04.2012 N 135)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В случае возникновения технических проблем, связанных с формированием и направлением СЭД, неполучения журналов обработки сообщений, организация (лицо) связывается с Росфинмониторингом по телефону "горячей линии" или обращается письменно в адрес Росфинмониторинга.
20. В случае невозможности отправки СЭД в Росфинмониторинг сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, формируются с помощью автоматизированного комплекса программных средств, предоставляемого Росфинмониторингом, и направляются в Росфинмониторинг одновременно на электронном и бумажном носителях информации до устранения причин, препятствующих направлению СЭД в установленном порядке.
В исключительных случаях, когда по независящим от организации (лица) причинам природного или техногенного характера организация (лицо) не в состоянии подготовить и направить СЭД или предоставить информацию на электронном и бумажном носителях информации, допускается (считается согласованным) направление информации в виде формализованного сообщения только на бумажном носителе (далее - СПД), удостоверенного подписями уполномоченных лиц организации (лица) и заверенного печатью организации (лица), по форме 4-СПД, приведенной в приложении 1 к настоящей Инструкции.
(п. 20 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Автоматизированный комплекс программных средств, позволяющий формировать и распечатывать сообщения по форме 4-СПД, а также экспортировать их на электронный носитель в требуемом формате, размещается на сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru).
Сведения, направляемые на бумажном и электронном носителях информации, должны быть идентичны по составу и содержанию информации.
(п. 21 введен Приказом Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
22 - 23. Исключены. - Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101.
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Каждая форма 4-СПД подписывается руководителем организации или специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, и заверяется печатью организации (лица).
(п. 24 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Исключен. - Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101.
(см. текст в предыдущей редакции)
26. СПД и электронный носитель информации, содержащий сообщение об операции с денежными средствами или иным имуществом, направляются организациями (лицами) в Росфинмониторинг почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки, помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.
(п. 26 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. Каждой форме 4-СПД, направленной в Росфинмониторинг, организацией (лицом) присваивается специальный семизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальным идентификатором операции и могут использоваться при ссылках на сообщения организации (лица).
Номер сообщения формируется организацией (лицом) в порядке возрастания, в течение одного календарного года представления сообщений, начиная с номера "XX00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщения филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно.
Первичное сообщение имеет значение реквизита "Вид документа" - "1 - добавление новой записи".
28. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом может быть не принята в следующих случаях:
- представления организацией (лицом) информации только на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных п. 20 настоящей Инструкции;
- расхождения данных, содержащихся на бумажном и электронном носителях информации;
- представления информации на бумажном и электронном носителях в случае, если сообщение сформировано без использования автоматизированного комплекса программных средств;
- представления информации по форме, отличной от формы 4-СПД;
- представления информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в искаженном виде или неполном объеме;
- отсутствия обязательных для заполнения листов и/или реквизитов формы 4-СПД;
- отсутствия на бумажном носителе печати организации, подписи руководителя организации или специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля.
В целях информирования о невозможности принятия информации об операции Росфинмониторинг направляет в адрес организации уведомление по форме, приведенной в приложении 3 к настоящей Инструкции, или размещает в Личном кабинете организации (лица) на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://portal.fedsfm.ru) информацию о непринятом сообщении с указанием конкретных причин его отвержения.
(п. 28 в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
29. В случае получения уведомления в целях информирования о невозможности принятия информации об операции организация (лицо) принимает меры по устранению указанных в нем причин непринятия сообщения и не позднее трех рабочих дней со дня получения организацией (лицом) уведомления Росфинмониторинга о невозможности принятия информации об операции, направляет исправленное сообщение, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "2 - исправление записи".
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом исправленному сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
30. В случае инициативного внесения организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию организация (лицо) направляет в Росфинмониторинг заменяющее сообщение по форме 4-СПД целиком, имеющее значение реквизита "Вид документа" - "3 - запрос замены записи" с указанием в реквизите "Дополнительная информация" вносимых изменений и дополнений.
При этом заменяющему сообщению присваиваются реквизиты "Номер" и "Дата сообщения" первично представленного сообщения.
Заменяющее сообщение должно быть направлено организацией (лицом) в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней со дня выявления фактов (обстоятельств), повлекших (потребовавших) внесение организацией (лицом) изменений или дополнений в ранее представленную и принятую Росфинмониторингом информацию.
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 23.04.2012 N 135)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Для удаления ранее представленной и принятой Росфинмониторингом информации в виде СЭД или СПД организация (лицо) направляет в адрес Росфинмониторинга письменное обращение, подписанное руководителем организации или специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, и заверенное печатью организации (лица), с обязательным указанием причины удаления сообщения, а также данных, позволяющих однозначно идентифицировать сообщение об операции (номер сообщения, дата сообщения, сумма операции в валюте ее проведения, дата совершения операции и т.д.), и способ представления сообщения (с помощью АРМ по электронным каналам связи, на бумажном носителе).
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 26.04.2013 N 101)
(см. текст в предыдущей редакции)
32. При подготовке и представлении сообщений об операциях в Росфинмониторинг организация (лицо) использует следующие справочники:
а) Справочник кодов видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 4 к настоящей Инструкции);
б) Справочник кодов видов организаций (лиц), представляющих информацию в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ в Росфинмониторинг (Приложение 5 к настоящей Инструкции);
в) Справочник кодов видов участников операций с денежными средствами или иным имуществом (Приложение 6 к настоящей Инструкции);
г) Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 7 к настоящей Инструкции);
д) Справочник кодов видов необычных операций и сделок, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг (Приложение 8 к настоящей Инструкции);
е) Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, используемых при представлении информации в Росфинмониторинг (Приложение 9 к настоящей Инструкции).
33. Росфинмониторинг формирует и ведет электронную базу данных Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, доводится Росфинмониторингом в электронном виде до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, только в момент сеансов связи организации с Росфинмониторингом при приеме-передаче сообщений и дополнительно размещается на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
34. Росфинмониторинг формирует и ведет электронную базу данных Перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 08.10.2010 N 266)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень государств (территорий), предусмотренных статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также вносимые в него изменения и дополнения доводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, только в момент сеансов связи организации с Росфинмониторингом при приеме-передаче сообщений и дополнительно размещаются на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
35. Организации (лица) и Росфинмониторинг используют следующие классификаторы, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области":
а) Общероссийский классификатор стран мира (далее - ОКСМ);
б) Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (далее - ОКАТО);
в) Общероссийский классификатор валют (далее - ОКВ);
г) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)) (далее - ОКВЭД);
Классификатор адресов России (КЛАДР) используется организациями (лицами) для заполнения типов адресных объектов.
36. Обновление нормативно-справочной информации в АРМ осуществляется в момент сеансов связи организации (лица) с Росфинмониторингом.
37. Справочники, созданные Росфинмониторингом и необходимые для формирования сообщения, дополнительно размещаются на сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).
Общероссийские справочники и Классификатор адресов России размещаются в действующих информационных справочно-правовых системах, а также распространяются Росфинмониторингом только в составе АРМ, предоставляемого Росфинмониторингом организациям (лицам).
38. Росфинмониторинг осуществляет проверку получаемой информации, в том числе получает от организаций (лиц) необходимые разъяснения по представленной информации.
39. В целях проверки достоверности получаемой информации и выявления операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, Росфинмониторинг направляет в организации (лицам) письменные запросы о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов) по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых при реализации правил и программ внутреннего контроля возникли подозрения об их осуществлении с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Форма письменного запроса о представлении информации и документов (или заверенных в установленном порядке копий документов) приведена в Приложении 10 к настоящей Инструкции.
40. В целях обеспечения взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Росфинмониторинг направляет в организации письменные запросы о представлении информации и документов, необходимых для выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации.
Форма письменного запроса о представлении информации и документов приведена в Приложении 10 к настоящей Инструкции.
41. Письменные запросы Росфинмониторинга о представлении информации и документов оформляются на официальных номерных бланках Федеральной службы по финансовому мониторингу и подписываются руководителем Росфинмониторинга либо уполномоченным должностным лицом.
42. Организации представляют запрашиваемую информацию и документы в Росфинмониторинг в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего письменного запроса.
43. Организации могут дополнительно представлять в Росфинмониторинг документы и справочные материалы, не указанные в письменном запросе о представлении информации и документов, но необходимые, по мнению организации, для эффективной реализации Федерального закона N 115-ФЗ.
44. Письменные ответы организаций адресуются должностному лицу Росфинмониторинга, подписавшему письменный запрос.
45. В письменных ответах на запросы о представлении информации и документов организации ссылаются на номера и даты полученных соответствующих письменных запросов.
46. В письменных ответах на запросы указываются фамилии и контактные реквизиты исполнителей.
47. Запрашиваемая информация и документы направляются в адрес Росфинмониторинга по почте с уведомлением о вручении или нарочным.
48. Документы, подтверждающие сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, а также документы, подтверждающие направление организациями (лицами) сведений об операциях в Росфинмониторинг, на основании статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат хранению в организациях не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Сообщения, направленные организацией (лицом) в Росфинмониторинг, хранятся в электронном виде или на бумажном носителе также не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
- Приложение 1. Форма 4-СПД
- Приложение 2. Рекомендации по заполнению реквизитов СЭД и формы 4-СПД
- Приложение 3. Уведомление в целях информирования о невозможности принятия информации об операции
- Приложение 4. Справочник кодов видов операций, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг
- Приложение 5. Справочник кодов видов организаций (лиц), представляющих информацию в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ в Росфинмониторинг. - Утратило силу
- Приложение 6. Справочник кодов видов участников операций с денежными средствами или иным имуществом, используемых для представления информации в Росфинмониторинг
- Приложение 7. Справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, используемых для представления информации в Росфинмониторинг
- Приложение 8. Справочник кодов видов необычных операций и сделок, информация о которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ представляется в Росфинмониторинг. - Утратило силу
- Приложение 9. Справочник кодов драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, используемых для представления информации в Росфинмониторинг
- Приложение 10. Запрос на представление информации и документов
- Приложение 11. Запрос на представление информации и документов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей