5. Организация противоэпидемических мероприятий

5.1. По результатам эпидемиологического расследования очага происходит выработка рабочей гипотезы о связи заболеваний с определенными факторами риска и разработка противоэпидемических мероприятий. Перечень этих мероприятий должен быть представлен в "Плане противоэпидемических мероприятий по ликвидации очага инфекционной или паразитарной болезни" (далее - План), который носит межведомственный характер и должен быть утвержден на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или на уровне органов государственной власти муниципального образования.

Проект Плана готовится органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и вносится в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования в возможно короткие сроки.

В Плане прописываются ответственные лица и сроки выполнения мероприятий.

По мере появления новой информации, получения результатов лабораторных исследований проводится уточнение эпидемиологического диагноза и коррекция мероприятий.

В Плане должно быть предусмотрено:

- межведомственное взаимодействие с участниками организации и проведения противоэпидемических мероприятий: органами управления здравоохранением субъекта, органами управления образованием субъекта, органами управления коммунальным хозяйством и водоснабжением субъекта, ветеринарными службами, муниципальными властями и другими структурами, закрепление за ними выполнение отдельных мер (перечень задействованных в Плане органов и организаций устанавливается в зависимости от нозологии и масштабов очага);

- активное выявление и госпитализация больных (поквартирные обходы, организация медосмотров на предприятиях, быстрое реагирование на вызовы неотложной помощи, формирование дополнительных бригад скорой помощи, организация их дежурств на некоторых объектах и др.);

- установление медицинского наблюдения на срок инкубационного периода (или в соответствии с действующими правовыми нормативными документами) за лицами, подвергшимися риску заражения;

- подготовка МО к дополнительному развертыванию коек, организация провизорного отделения;

- создание резерва медикаментов, средств экстренной профилактики (МИБП, лекарственные препараты, бактериофаги и др.), дезинфектантов, средств индивидуальной защиты (персонал МО, группы риска и др.);

- применение средств экстренной профилактики (при необходимости);

- организация вакцинации (при необходимости);

- меры по прекращению реализации путей передачи инфекции (отключение подачи воды, остановка технических устройств, приостановление работ или деятельности отдельных объектов, запрещение реализации и изъятие продукции, запрещение массовых мероприятий и другое по ситуации);

- отбор проб воды, почвы, пищевых продуктов, смывов из окружающей среды;

- обследование лиц, подвергшихся риску заражения;

- организация и проведение дезинфекционных (дератизационных, дезинсекционных) работ;

- активная разъяснительная работа среди населения, подготовка памяток, бюллетеней и др.

Мероприятия, обозначенные в Плане, зависят от конкретной сложившейся ситуации и формируются с учетом действующих нормативных, методических документов в отношении выявленной нозологической формы.

С целью детального рассмотрения события и необходимости принятия противоэпидемических мер могут быть организованы внеплановые заседания санитарно-противоэпидемической (чрезвычайной) комиссии муниципального образования, субъекта Российской Федерации.

5.2. Введение ограничительных мероприятий (карантин) проводится в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.

5.3. В целях организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном порядке также издаются соответствующие распорядительные документы органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор (постановления по иммунизации и др.).

5.4. После ликвидации очага инфекционной (паразитарной) болезни целесообразно организовать (инициировать) детальный разбор ситуации на уровне органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с принятием административных или дисциплинарных решений.

Со стороны органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, необходимо внесение предложений по профилактике данной нозологической формы с учетом существующих программ и планов в регионе, ретроспективного анализа эпидемиологической ситуации.