III. Образование городских округов с внутригородским делением

Обновленной редакцией Федерального закона N 131-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом N 136-ФЗ) предусматривается возможность создания в соответствии с законами субъектов Российской Федерации муниципальных образований нового вида - городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.

Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ критерии для деления городских округов на внутригородские районы должны быть установлены законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Федеральным законом не установлено обязательных требований либо критериев выделения городских округов с внутригородским делением. Однако разработчиками законопроекта предполагалось, что конструкция городского округа с внутригородским делением будет востребована в крупных городах, имевших в своей истории опыт внутригородского деления на районы с формированием районных органов власти либо органов местного самоуправления (прежде всего - в административных центрах субъектов Российской Федерации), а также в городских округах, образованных в 2004 - 2014 гг. на территории существующих или ранее существовавших административных районов и (или) районных муниципальных образований и занимающих значительные территории.

Городские округа с внутригородским делением могут быть созданы только путем преобразования существующих городских округов. Положениями частей 1, 2 и 7.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривается возможность изменения статуса городского округа с наделением его статуса городского округа с внутригородским делением (с одновременным образованием внутригородских районов).

Соответствующее решение принимается законодательным (представительным) и исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и оформляется законом субъекта Российской Федерации. Указанное решение принимается с учетом мнения населения, порядок учета мнения населения по вопросу о статусе городского округа с внутригородским делением определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом городского округа.

При преобразовании городского округа с его наделением статусом городского округа с внутригородским делением законом субъекта Российской Федерации должны быть урегулированы следующие вопросы:

- о границах и статусе городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (часть 1.1 статьи 10, часть 2 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о составе муниципального имущества внутригородских районов и источниках доходов местных бюджетов исходя из установленных для внутригородских районов перечней вопросов местного значения и необходимости сохранения единства городского хозяйства (части 4 и 5 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о сроках полномочий представительного органа городского округа с внутригородским делением и представительных органов с внутригородским районом (часть 5.1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о порядке избрания представительного органа городского округа с внутригородским делением (часть 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о численности депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (части 7.1 и 8 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о порядке избрания и полномочиях главы городского округа с внутригородским делением и глав внутригородских районов (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о сроках внесения изменений в устав городского округа с внутригородским делением и принятия уставов внутригородских районов, а также о сроках формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов (часть 5.1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться из депутатов представительных органов внутригородских районов, избираемых представительными органами внутригородских районов из своего состава (система делегирования);

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (система прямых выборов).

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания. До формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов их полномочия осуществляют ранее сформированные (избранные, назначенные) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего способ формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением, устав муниципального образования подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. При этом измененный порядок формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением применяется после истечения полномочий ранее избранного представительного органа.

Избрание (делегирование) депутатов представительных органов городского округа с внутригородским делением из состава депутатов представительных органов внутригородских районов осуществляется в соответствии с нормой представительства, равной для всех внутригородских районов и не зависящей от численности населения, либо согласно норме представительства, устанавливаемой законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним - уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов. Данная норма может быть актуальна для городских округов с неоднородной территорией и значительной (в несколько раз) разницей в численности населения внутригородских районов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть дополнительно урегулированы вопросы:

- об установлении дополнительных вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств (часть 3 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о закреплении за внутригородскими районами иных, помимо установленного частью 1 статьи 16.2 базового перечня, вопросов местного значения из числа установленных вопросов местного значения городских округов (часть 2 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ);

- о разграничении полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов (часть 3 статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены следующие способы преобразования муниципальных образований, которые могут затронуть городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы:

- объединение двух и более внутригородских районов (часть 3.2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);

- разделение внутригородского района с образованием двух или более внутригородских районов (часть 6.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);

- присоединение к городскому округу с внутригородским делением поселения с его наделением статуса внутригородского района (часть 6.2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ);

- выделение из городского округа с внутригородским делением внутригородского района с его наделением статусом городского или сельского поселения (часть 6.3 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).

Объединение либо разделение внутригородских районов осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом. Кроме того, при объединении внутригородских районов учитывается мнение населения объединяемых районов, а при разделении внутригородского района - мнение населения образуемых внутригородских районов.

Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением, а также выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа и соответствующего поселения (внутригородского района) в соответствии с уставами муниципальных образований, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается или в состав которого включается соответствующее поселение.

Частью 7.1 статьи 13 Федерального закона предусмотрена возможность преобразования городского округа с внутригородским делением с лишением его указанного статуса. Данное преобразование осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса внутригородского округа с внутригородским делением влечет упразднение внутригородских районов.

При преобразовании городского округа с его лишением статуса городского округа с внутригородским делением законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки упразднения внутригородских районов, прекращения полномочия их органов местного самоуправления и должностных лиц, а также сроки внесения изменений в устав городского округа, формирования (избрания) его органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления. Упразднение внутригородских районов должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.