I. Формирование представительных органов муниципальных районов
В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (система делегирования);
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (система прямых выборов).
Система делегирования и (или) система прямых выборов может быть установлена, а впоследствии - изменена законом субъекта Российской Федерации для любого конкретного муниципального района, для нескольких (перечисленных поименно) либо для всех муниципальных районов. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющему способ формирования представительного органа муниципального района, устав муниципального района подлежит приведению в соответствие с законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Измененный порядок формирования представительного органа муниципального района применяется после истечения срока полномочий, на который был избран предыдущий состав представительного органа муниципального района.
Избрание (делегирование) депутатов представительных органов муниципального района из состава депутатов представительных органов поселений осуществляется в соответствии с нормой представительства, равной для всех поселений и не зависящей от численности населения (как правило, 1 - 2 депутата от поселения), либо согласно норме представительства, устанавливаемой законом субъекта Российской Федерации, и в соответствии с ним - уставом муниципального района и уставами поселений.
Представители от малочисленных поселений, насчитывающих менее 100 жителей, обладающих избирательным правом, в которых представительный орган не формируется, а его полномочия осуществляются сходом граждан (либо насчитывающих от 100 до 300 жителей при наличии соответствующей нормы в уставе поселения), избираются на сходах граждан.
Норма представительства конкретного поселения может устанавливаться как в абсолютных числах (например, 3 депутата), так и в процентном отношении от установленной численности (например, четверть от общего состава депутатов). Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ норма представительства одного поселения не может превышать одной трети от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района. Данная норма может быть актуальна для муниципальных районов, значительная часть населения которых сосредоточена в одном - двух поселениях.
По данным мониторинга реализации Федерального закона N 131-ФЗ, ежегодно проводимого Минрегионом России, по состоянию на начало 2014 г. система делегирования применялась в 15 процентах муниципальных районов. При этом представители органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где уже имеется опыт применения системы делегирования, как правило, положительно оценивали такой опыт. Неоднократно указывалось, что система делегирования позволяет достичь баланса и взаимного учета интересов поселений и муниципальных районов в деятельности органов местного самоуправления.
В то же время применение системы делегирования в некоторых регионах может быть сопряжено с некоторыми затруднениями организационного характера. Так, в районах Крайнего Севера может быть затруднена и сопряжена со значительными финансовыми затратами транспортировка депутатов от места их постоянного пребывания к месту проведения сессии представительного органа муниципального района и обратно. Кроме того, жители межселенных территорий, не имеющие возможности принять участие в выборах депутатов представительных органов поселений, при применении на районном уровне системы делегирования могут оказаться вообще без своих представителей в органах местного самоуправления. Вероятно, в таких муниципальных районах будет признано более целесообразным применение системы прямых выборов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей