Приложение 1. Методические рекомендации о внедрении апробированных моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ВНЕДРЕНИИ АПРОБИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА

В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012 - 2018 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р) и Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г.) (далее - План мероприятий) предусмотрено введение эффективного контракта для работников, занятых в сфере образования и науки. В разделе IV Плана мероприятий устанавливается перечень мер, обеспечивающих разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с преподавателями и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

Разработка и апробация моделей эффективного контракта в системе профессионального обучения и среднего профессионального образования, показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения проведена Минобрнауки России с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования (г. Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Ростовская, Тамбовская, Томская, Челябинская области), Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, Союза директоров образовательных учреждений СПО, Учебно-методических объединений в области профессионального образования, профессиональных образовательных организаций.

Результаты проведенной апробации модели обсуждались в рамках следующих совещаний и конференций:

совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов по вопросам выполнения указов Президента Российской Федерации (23 октября 2013 г., Ростов);

заседание Межрегионального совета по профессиональному образованию Приволжского федерального округа (24 - 25 октября 2013 г., Казань);

конференция "Актуальные проблемы и перспективы внедрения эффективного контракта в учреждениях среднего профессионального образования" (Москва, НИУ "Московский институт стали и сплавов", 11 ноября 2013 г.).

Внедрение моделей эффективного контракта в системе профессионального образования предусматривает конкретизацию должностных обязанностей работников, условий оплаты их труда, показателей и критериев оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Важным элементом совершенствования системы оплаты труда и введения эффективного контракта является совершенствование системы стимулирования труда преподавателей и мастеров производственного обучения. Стимулирование труда должно обеспечивать связь между повышением оплаты труда и конкретными результатами труда по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) на основе:

введения взаимоувязанной системы показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения от федерального уровня до конкретных профессиональных образовательных организаций и работника;

установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников профессиональных образовательных организаций, локальных нормативных актах и трудовых договорах с преподавателями и мастерами производственного обучения;

отмены стимулирующих выплат, установленных без учета показателей эффективности деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения;

развития кадрового потенциала работников профессиональных образовательных организаций;

создания организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для преподавателей и мастеров производственного обучения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Разработка показателей и критериев эффективности работы преподавателей и мастеров производственного обучения осуществляется с учетом следующих принципов:

а) объективность - размер выплат стимулирующего характера работника должен определяться на основе объективных данных о степени выполнения плановых значений показателей эффективности его труда;

б) предсказуемость - педагогический работник должен знать, какие выплаты стимулирующего характера он получит в зависимости от результатов своего труда;

в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности образовательной организации, его опыту и уровню квалификации;

г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результата;

д) прозрачность - правила определения стимулирующих выплат должны быть понятны каждому работнику;

е) измеримость - достижение значений показателей эффективности деятельности должно быть измеряемым и оцениваться в динамике применительно к периодам времени, за которые начисляются выплаты стимулирующего характера.

Перечень показателей оценки эффективности, плановое значение показателей, критерии оценки и периодичность соответствующих стимулирующих выплат отражаются в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору.