Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.2. Требования охраны труда при погрузке, выгрузке, транспортировании, складировании и хранении твердого топлива

2.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов на складах топлива должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-83 [80], Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов [20] и другой нормативной документацией.

2.2.2. Погрузка и выгрузка твердого топлива (угля, дров) должны выполняться механизированным способом с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.

2.2.3. При подъеме и перемещении тяжестей вручную необходимо соблюдать нормы, которые должны находиться в пределах оптимальных и допустимых величин, установленных Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда [25] и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [11]. Допустимая разовая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допустимо поднятие и перемещение грузов большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала норм, установленных соответствующими нормативными документами.

Длинномерные грузы должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде руководителя работ.

2.2.4. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных кранов (механизмов) все работники должны пользоваться защитными касками.

2.2.5. Погрузка и выгрузка твердого топлива из полувагонов железнодорожным краном должна производиться по сигналам и под наблюдением ответственного за безопасное производство работ, который должен находиться в зоне видимости машиниста крана в безопасном месте, обеспечивающем хорошую видимость операций, производимых краном.

При перемещении грузов кранами между ответственным за безопасное производство работ и машинистом крана должна использоваться знаковая сигнализация.

Знаковая сигнализация и система обмена сигналами должны быть отражены в инструкциях по охране труда для машиниста крана и стропальщика.

2.2.6. При выполнении на складах топлива погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

немедленно приостанавливать работу по сигналу "Стоп" независимо от того, кем он подан;

подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;

перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, вагона, автомобиля в опасной зоне не находится стропальщик или другие лица;

зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузозахватного устройства и постановки груза в устойчивое положение на ровной поверхности;

для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;

строповку, зацепку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;

груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на его пути предметов;

опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.

2.2.7. На складе топлива в установленном месте должны быть вывешены схемы (плакаты) способов строповки, зацепки грузов.

2.2.8. Во время выгрузки твердого топлива работникам запрещается находиться под грейфером, в зоне разворота стрелы крана, перемещения крана по путям, в полувагоне, на платформе и кузове автомобиля.

2.2.9. Работы грузоподъемными кранами вблизи воздушной линии электропередачи следует производить по наряду-допуску при обязательном присутствии руководителя работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами) в зоне погрузки и выгрузки.

2.2.10. При погрузке и разгрузке платформ и полувагонов запрещается грузить кусковые или смерзшиеся навалочные грузы, весом отдельных кусков более 100 кг, с раскрыванием грейфера на высоте более 2,3 м от пола вагона или поверхности груза.

2.2.11. Погрузка и выгрузка смерзшегося угля или слипшегося брикета должны производиться под руководством дежурного по складу или бригадира с применением пневматического инструмента, виброрыхлителей или других механизмов.

2.2.12. Перед погрузкой и выгрузкой смерзшихся и слежавшихся грузов должна быть восстановлена их сыпучесть.

При погрузке и выгрузке смерзшихся и слежавшихся грузов не допускается выбирать их подкопом, оставляя верхнюю часть штабеля груза в нависшем положении.

Ручная пробивка смерзшихся сыпучих материалов допускается только сверху отбойными молотками.

Пробивка смерзшихся грузов в вагоне не допускается при открытых люках полувагона.

Нахождение работников на штабелях этих грузов при погрузке и выгрузке не допускается.

Восстановление сыпучести грузов в вагонах соударением таких вагонов с другими вагонами или стационарными устройствами, разбивание груза грузозахватными приспособлениями, применение для рыхления взрыва, а также оттаивание груза открытым пламенем не допускается.

2.2.13. При погрузке и выгрузке пылящих навалочных и сыпучих грузов работникам должны быть выданы защитные очки и респираторы.

2.2.14. К работе с пневматическим инструментом допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие производственное обучение и проверку знаний по охране труда.

2.2.15. Работники, занятые на работах с использованием ручного пневматического инструмента ударного или вращательного действия, должны быть обеспечены виброзащитными рукавицами и защитными очками.

2.2.16. Перед подключением отбойного молотка к сети необходимо выполнить следующее:

проверить отсутствие повреждений на шлангах и их крепление к штуцерам. Шланги к штуцерам должны быть плотно подтянуты стандартными хомутами;

продуть вентиль перед присоединением шланга, продуть шланг перед присоединением молотка;

проверить, закрыт ли вентиль. Присоединение и отсоединение отбойного молотка к сети должно производиться при закрытом вентиле на воздушной магистрали.

2.2.17. При работе отбойным молотком необходимо оберегать шланг от повреждений и следить за нагревом хвостовика пики (при сильном нагреве возможно ее заедание).

2.2.18. При коротких перерывах в работе молоток должен быть размещен так, чтобы он не загрязнялся, при длинных перерывах в работе молоток следует хранить в теплом помещении во избежание замерзания смазки.

2.2.19. При формировании штабелей угля (дров) необходимо соблюдать габарит приближения строений. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться не ближе двух метров от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса при высоте укладки до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте укладки груза.

2.2.20. Формирование штабеля угля должно производиться наращиванием его высоты путем послойной укладки угля одновременно по всей длине подштабельной площади правильной формы с углом откоса 45°.

Запрещается длительно хранить уголь в бесформенных кучах.

Штабели угля с откосами крутизной более угла естественного откоса должны быть ограждены прочными подпорными стенками.

Высота штабеля угля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.

2.2.21. Выбирать уголь, в нижней части штабеля, оставляя верхний в нависающем положении, грозящем обрушением, не допускается.

2.2.22. В штабеле угля для замера температуры должны быть вертикально установлены металлические трубы диаметром 25 - 50 мм в шахматном порядке на расстоянии 25 м одна от другой. Концы труб должны находиться от нижнего основания штабеля на расстоянии 1/4 высоты штабеля.

2.2.23. Систематически, не менее одного раза в месяц, следует проверять температуру в штабеле путем опускания термометра на 15 - 20 минут в металлическую трубу. При температуре штабеля до 40 °C следует проверять каждые 10 дней, а свыше 40 °C - ежедневно. Опасным очагом самонагревания и самовозгорания угля считается участок штабеля с температурой 60 °C и выше.

Результаты замера температуры должны заноситься в журнал контроля температуры в штабеле.

2.2.24. Штабеля угля или отдельные участки, подвергшиеся самонагреванию до температуры свыше 60 °C или самовозгоранию, подлежат немедленному освежению (замене) независимо от установленных для них сроков хранения.

2.2.25. При разгрузке угля из полувагонов необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

перед открытием люков следует убедиться в чистоте рабочего места, отсутствии посторонних предметов, мешающих передвижению рабочих, а также в исправности шарнирных соединений, запорных устройств, исключающих самопроизвольное открытие люка;

крышки люков открывают с помощью специально предназначенных для этих целей штанг (весом не более 5 кг). В момент открывания запорного крюка работники должны находиться сбоку от открываемого люка на расстоянии не менее 1 м;

открывать люки полувагонов следует последовательно с двух сторон от одной торцевой стены к другой, во избежание возможного опрокидывания вагона. Работник при этом должен находиться за открываемым люком, с наветренной стороны.

2.2.26. Открывание люков необходимо осуществлять в следующей последовательности:

освобождают предохранительные секторы запорных устройств люков от проволочных закруток (увязок) ножницами для резки проволоки;

по очередности отбивают штангой предохранительные сектора одного запорного крюка, затем второго, при этом необходимо стоять на твердом и ровном основании площадки в стороне от открываемого люка на расстоянии не менее 1 м от кромки люка;

нечетный (дальний) запорный крюк отбивается при помощи штанги и кувалды до такого положения, чтобы его нижняя цапфа оставалась в зацеплении с крышкой люка;

четные (ближние) запорные крюки отбиваются полностью;

отбив у люка второй запорный крюк, необходимо перемещаться от высыпающегося из люка груза к следующему люку;

открывать люки из-под вагона запрещается.

2.2.27. При открытии люков хопперов и полувагонов нахождение работников в вагоне не допускается.

2.2.28. При открытии люков работники должны пользоваться защитными очками.

2.2.29. При входе в полувагон для очистки от остатков груза и выходе из него необходимо пользоваться прошедшими испытание исправными лестницами.

2.2.30. Люки полувагонов должны закрываться с помощью подъемников. При отсутствии подъемников люки полувагонов должны закрываться вручную бригадой в составе не менее трех человек: двое должны осуществлять подъем крышки люка подручными приспособлениями (ломами), третий должен заводить лом в проушину и прижимать крышку к раме полувагона; крышка фиксируется, после чего должны устанавливаться предохранительные сектора (замки).

Закрытие люков полувагонов, находящихся на повышенном тупике, необходимо выполнять со специальных мостиков (навесных площадок). При отсутствии специальных приспособлений необходимо вывести полувагоны с повышенного пути и выполнить закрытие люков. Поднимать людей для закрытия люков полувагона в ковше погрузчика запрещается.

2.2.31. Пуск и работа механизмов углеподающих эстакад запрещается при наличии следующих неисправностей:

надрыве транспортерной ленты или каната, износе каната;

поломке зубьев в шестеренных передачах, спадания канатов лебедок с блоков и роликов;

неисправности рычагов управления и тормозов;

перекосе скипа;

неисправностях ловителей скиповых подъемников;

неисправности канатного зажима или захвата вагонеток (трудность включения или выключения, проскальзывание каната, обрыв проволок каната и пр.);

появлении резких толчков во время работы лебедки, при которых может произойти обрыв троса;

неисправности блокировок;

резкое повышение показаний амперметра до остановки механизмов.

2.2.32. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортирования грузов, грузоподъемное оборудование после окончания выполнения работ должны быть очищены от остатков твердого топлива.

Очистка вручную полувагона, платформы и кузова автомобиля от остатков твердого топлива и других грузов должна производиться после остановки работы крана, при отведенной стреле крана.

2.2.33. Требования безопасности при зачистке полувагонов от остатков груза:

зачистка полувагонов осуществляется только после освобождения их от груза;

осмотр внутренней части полувагона и определение остатков ранее перевозимых грузов должен производиться через открытый средний люк вагона или со смотровой вышки;

подниматься в полувагон для его зачистки от остатков груза следует по исправной, испытанной лестнице, при этом необходимо убедиться, что на стенках полувагона нет остатков груза, а лестница установлена прочно и исключается ее перемещение во время подъема. При использовании приставных лестниц работников должно быть не менее 2 человек. Допускается подниматься через открытый средний люк полувагона;

вход в полувагон и выход из него через открытые люки должен производиться без инструмента. Инструмент через открытый люк кладется в полувагон или передается одним из работников другому. Запрещается бросать инструмент;

очистка полувагона должна производиться сначала внутри кузова, затем снаружи. Запрещается одновременная зачистка внутренних и наружных частей полувагона;

смерзшийся груз следует выгружать под наблюдением лица, ответственного за безопасное производство работ.

2.2.34. Укладка твердого топлива на погрузочно-разгрузочных площадках, в местах временного хранения вблизи стен зданий, оборудования, штабель к штабелю допускается при следующих условиях:

просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м;

просветы между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м;

просветы между грузом и светильником - не менее 0,5 м.

2.2.35. Между штабелями на складе, площадках для временного хранения твердого топлива должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.

2.2.36. При использовании кранов для укладки и разборки штабелей работа должна быть организована так, чтобы под поднятым и перемещаемым грузом исключалось нахождение людей.

2.2.37. Запрещается производить работы грузоподъемными кранами на электрифицированных железнодорожных путях без снятия напряжения и без заземления участка контактной сети в зоне погрузки и выгрузки. Снятие напряжения и заземление контактной сети производят работники энергоучастка.

2.2.38. Работа грузоподъемных кранов на путях, соседних с электрифицированными, или на путях, где имеется подвеска воздушных осветительных проводов, может производиться только при условии, чтобы ни одна часть крана (стрела, трос) не приближалась в процессе работы ближе, чем на 2 м к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети.

В случае невозможности соблюдения указанных условий напряжение с проводов должно быть снято или установлено временное ограждение с тем, чтобы кран не мог приблизиться к проводам поднятой стрелой.

2.2.39. Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застропки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки.