V. Совершенствование оказания наркологической медицинской помощи населению Российской Федерации
V. Совершенствование оказания наркологической медицинской
помощи населению Российской Федерации
В настоящее время отмечается низкая обращаемость в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь (далее - наркологические учреждения).
Сложившаяся ситуация обусловлена, с одной стороны, характерной для всех наркологических больных "анозогнозией" - отторжением больным факта наличия у него наркологического заболевания и связанных с ним медицинских и социальных последствий.
С другой стороны, высокая латентность наркологической патологии связана с возникающими при обращении за наркологической помощью в наркологические учреждения социально-правовыми последствиями, к которым относятся: ограничения на право владения оружием; на право управления транспортным средством; на прохождение государственной гражданской службы, а также на деятельность, связанную с отдельными видами работ, тяжелыми работами и работами с вредными и (или) опасными условиями труда; на усыновление.
В то же время указанных социально-правовых ограничений можно избежать при анонимном (платном) обращении в наркологические учреждения, а также при обращении в медицинские организации частной системы здравоохранения и негосударственные центры, оказывающие услуги по социальной реабилитации. Это ставит в неравное положение государственные и негосударственные медицинские организации, оказывающие наркологическую помощь, а также контингенты наркологических больных с разными финансовыми возможностями.
В целях увеличения обращаемости в наркологические учреждения необходимо сформировать поток больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, на которых суд возложил обязанность пройти лечение и медицинскую реабилитацию, а также из осужденных, признанных больными наркоманией, которым судом отсрочено отбывание наказания.
С целью повышения эффективности оказания наркологической помощи необходимо:
а) внедрить в деятельность наркологических учреждений Порядок оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 929н, и стандарты первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи при наркологических расстройствах, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 124н - 135н;
б) укрепить материально-техническую базу наркологических учреждений в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным Порядком оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 929н;
в) разработать и внедрить в деятельность наркологических учреждений порядок диспансерного наблюдения за наркологическими больными, отвечающий современной социально-экономической и наркологической ситуации в стране;
г) разработать методические указания по организации лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, совершивших преступление небольшой тяжести и получивших отсрочку отбывания наказания;
д) разработать механизм взаимодействия между наркологическими учреждениями, уголовно-исполнительными инспекциями и судами при организации обязательного лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманиями, а также при организации лечения и медицинской реабилитации осужденных, признанных больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено судом.
В настоящее время в Российской Федерации наиболее проблемным направлением в системе оказания наркологической помощи является медицинская реабилитация. Медицинская реабилитация наркологических больных развивается медленно, что негативно отражается на эффективности оказания наркологической помощи.
На конец 2012 года в Российской Федерации действовало 3 самостоятельных реабилитационных центра, в которых было развернуто 190 коек, из них наркологических реабилитационных - 130 коек, сестринского ухода - 50 коек (в Курганской области), неотложной наркологической помощи - 10 коек (в Республике Северная Осетия - Алания).
Одновременно на базе специализированных наркологических и психиатрических учреждений функционировало 8 реабилитационных отделений, имеющих статус реабилитационных центров, и 85 реабилитационных отделений.
Коечный фонд этих подразделений в 2012 году составил 2 301 койку, то есть увеличился на 18% по сравнению с 2011 годом (1 730 коек).
В течение 2012 года в субъектах Российской Федерации открыто 14 реабилитационных центров (отделений) в структуре специализированных учреждений в следующих регионах: Орловская, Калининградская, Ростовская, Нижегородская, Свердловская, Челябинская области, Ставропольский, Алтайский, Забайкальский, Красноярский и Приморский края, республики Удмуртия, Бурятия, Тыва.
Если в 2011 году не было реабилитационных коек в 35 субъектах Российской Федерации, то в 2012 году они отсутствовали только в 25 регионах.
Медицинская реабилитация в наркологических учреждениях осуществляется в стационарных и амбулаторных условиях.
Мощность отделений медико-социальной реабилитации наркологических учреждений, проводящих медицинскую реабилитацию в амбулаторных условиях, в 2012 году увеличилась на 10% по сравнению с 2011 годом и составила 868 посещений в смену (в 2011 году - 789).
Существенным дополнительным ресурсом для проведения медицинской реабилитации наркологических больных являются дневные стационары. Число мест в дневных стационарах, предназначенных для медицинской реабилитации наркологических больных, также увеличилось и составило в 2012 году 399 (в 2011 году - 368).
Несмотря на небольшое число развернутых в настоящее время реабилитационных коек, занятость наркологической реабилитационной койки невелика и составляет 294 дня в году (занятость общей наркологической койки в 2012 году составила 312 дней).
Аналогичная ситуация сложилась и в негосударственных центрах, которых по всей стране организовано более 500. Все они функционируют на 30 - 50% от запланированных мощностей.
Это связано с низкой мотивацией наркологических больных на участие в программах реабилитации после проведенного им лечения. После стационарного лечения только 4,2% больных включаются в программы стационарной реабилитации. В 2012 году число таких больных составило 26 401 человек, что по сравнению с 2011 годом на 3% больше (25 673 человек).
Удельный вес пациентов, успешно закончивших стационарный этап реабилитации, составил 52% (в 2011 году - 47,9%).
В амбулаторные реабилитационные программы в 2012 году было включено только 3,3% больных, получивших наркологическую помощь в стационарных условиях, или 95 216 пациентов наркологического профиля. Это на 12% меньше, чем в 2011 году. Из общего числа пациентов, включенных в амбулаторные реабилитационные программы, 52% успешно завершили программы реабилитации.
Серьезной проблемой остается отсутствие взаимодействия между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами, что препятствует осуществлению преемственности между лечебно-реабилитационным процессом и последующей социальной реабилитацией. В 82,5% негосударственных реабилитационных центрах пациенты не получают необходимую медицинскую помощь в связи с наркологической патологией и в связи с сопутствующими заболеваниями.
Учитывая изложенное, основными мерами по развитию медицинской реабилитации в структуре наркологической службы Российской Федерации являются:
а) организация последовательного процесса мотивирования, лечения и медицинской реабилитации в стационарных и амбулаторных условиях;
б) обеспечение преемственности между медицинской реабилитацией наркологических больных в стационарных и амбулаторных условиях;
в) обеспечение преемственности между наркологическими учреждениями и негосударственными реабилитационными центрами путем установления правоотношений на договорной основе;
г) развитие медицинских реабилитационных центров, отделений и реабилитационных коек, в том числе за счет перепрофилирования коечного фонда, в соответствии с потребностью субъектов Российской Федерации;
д) организация лечебно-трудовых мастерских в структуре наркологических учреждений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей