<Письмо> ФАС России от 19.02.2014 N ИА/5572/14 "О рекомендациях по ценообразованию на апатитовый концентрат с 2014 года"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 19 февраля 2014 г. N ИА/5572/14
ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ НА АПАТИТОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ С 2014 ГОДА
В 2012 году в целях защиты конкуренции и недопущения дискриминации на рынке апатитового концентрата, а также создания условий для эффективного функционирования указанного рынка ФАС России во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, данных на совещаниях (протоколы от 25.07.2012 N МА-П9-10пр, от 17.09.2012 N АД-П9-69пр), совместно с участниками рынка и профильными министерствами разработаны Рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата (далее - Рекомендации).
Рекомендации предполагают рыночный механизм ценообразования на апатитовый концентрат и годичный переходный период для обеспечения адаптации потребителей к изменению цен.
После окончания переходного периода в соответствии с Рекомендациями цены для российских потребителей апатитового концентрата предлагалось формировать на основе цен, сложившихся на мировом рынке фосфатов и/или минимальных экспортных цен с применением понижающего слагаемого, учитывающего низкие цены предшествующих поставок апатитового концентрата на внутренний рынок, проиндексированные на промышленную инфляцию.
Фактически все российские потребители апатитового концентрата, работающие на рынке минеральных удобрений, за исключением ОАО "Воскресенские минеральные удобрения" и ОАО "ЗМУ КЧХК", приобретали указанное сырье в течение 2013 года по ценам, соответствующим Рекомендациям.
При этом около 90% апатитового концентрата от поставляемого на российский рынок отгружается по договорам долгосрочного характера, и поставка апатитового концентрата в соответствии с ними осуществляется на весь период действия договоров по формулам переходного периода, указанного в Рекомендациях.
В целях контроля состояния конкурентной среды рынка минеральных удобрений ФАС России проводит ежемесячный мониторинг хозяйственной деятельности участников рынка.
Указанный мониторинг был использован ФАС России для оценки влияния перехода к рыночному ценообразованию на сырье для производства минеральных удобрений на финансово-хозяйственную деятельность потребителей.
По результатам проведенного анализа представленных в рамках указанного мониторинга материалов ФАС России отмечает следующее.
Практически у всех производителей минеральных удобрений наблюдалось снижение рентабельности и цены реализации, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.
Объемы реализации минеральных удобрений на внутреннем рынке также снижались, что могло быть обусловлено сезонным фактором.
С целью сравнения основных показателей рынка минеральных удобрений в Российской Федерации с тенденциями на мировых рынках соответствующего товара, ФАС России проанализированы данные о ценах реализации минеральных удобрений в других странах.
В 2013 году в мировой торговле фосфорными удобрениями преобладала нисходящая тенденция: цены на основные виды фосфорных удобрений (аммофос, диаммонийфосфат, диаммофоска) снизились в декабре 2013 года на 25% относительно декабря 2012 года.
Соответственно аналогичный тренд характерен и для цен реализации на рынке Российской Федерации. Согласно данным Российской ассоциации производителей удобрений, прогнозный максимальный уровень цен для внутреннего рынка на аммофос в декабре 2013 года был на 20% ниже цен декабря 2012 года; прогнозный максимальный уровень цен на диаммофоску в декабре 2013 года были на 50% ниже цен декабря 2012 года.
По результатам проведенного исследования ФАС России считает, что ситуация на внутреннем рынке минеральных удобрений в 2013 году соответствует динамике изменения соответствующих мировых рынков.
Производители минеральных удобрений до 80% от произведенной продукции направляют на экспорт.
С учетом экспортной ориентации российских производителей, ухудшение показателей их финансово-хозяйственной деятельности связано в большей степени с ухудшением общей конъюнктуры соответствующих мировых рынков.
При этом, покупая сырье для производства минеральных удобрений по рыночным ценам, российские производители находятся в равных конкурентных условиях по сравнению с иностранными компаниями.
В соответствии с пунктом 6.3 Рекомендаций переходный период составляет до 31 декабря 2013 г., по прошествии этого времени ценообразование осуществляется на основе минимальных экспортных цен на апатитовый концентрат или цен, сложившихся на конкурентном мировом рынке.
ФАС России, принимая во внимание негативные тенденции мировых рынков минеральных удобрений, оказывающие влияние на положение российских производителей удобрений, а также учитывая наличие заключенных долгосрочных договоров поставки апатитового концентрата по цене, определяемой формулами переходного периода, считает необходимым продлить срок действия переходного периода на 3 года по 2016 год включительно и рекомендует в этот период для определения цены на апатитовый концентрат для российских производителей минеральных удобрений использовать следующие положения.
Цену поставляемого апатитового концентрата рекомендуется определять по соглашению сторон. При этом любая из сторон вправе предложить (в том числе в случае отсутствия обоюдного согласия о размере цены) формулу определения цены.
По мнению антимонопольного органа, экономически обоснованной (справедливой) на этот период является любая из следующих формул:
- цена апатитового концентрата, определенная исходя из цены фосфатного сырья на базисе FOB Северная Африка и рассчитанная по следующей формуле:
- цена апатитового концентрата, определенная исходя из минимальной экспортной цены апатитового концентрата и рассчитанная по следующей формуле:
- средневзвешенная цена поставки апатитового концентрата соответствующим Производителем на внутренний рынок для независимых Потребителей за предыдущий год, увеличенная на индекс цен производителей промышленных товаров за предыдущий год.
После переходного периода цена апатитового концентрата определяется по формулам без переменной "АКвн." и рассчитывается исходя из минимальных экспортных цен апатитового концентрата или цен фосфатного сырья на базисе FOB Северная Африка. В связи с чем, при отсутствии заключенного между сторонами соглашения о цене апатитового концентрата справедливая и экономически обоснованная цена, выбираемая сторонами, может быть рассчитана по одной из следующих формул:
Параметры и переменные указанных выше формул определяются и рассчитываются в порядке, установленном в Рекомендациях по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата.
При использовании указанных формул цена на апатитовый концентрат в любом случае не должна превышать цену апатитового концентрата, определенную исходя из минимальной экспортной цены апатитового концентрата, рассчитанной по формуле .
ОАО "Апатит" рекомендуется привести свою Маркетинговую политику и Типовой договор поставки апатитового концентрата, разработанные и согласованные с ФАС России во исполнение предписания от 27.02.2013 N ЦА/7180/13, в соответствие с настоящими рекомендациями.
В случае существенного изменения конъюнктуры внутренних и/или мировых рынков минеральных удобрений, а также апатитового концентрата ФАС России вправе внести изменения в порядок формирования цены указанного сырья.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей