Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 4. Общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения

Раздел 4. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ

О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ РАССМОТРЕНИЯ

Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение - система процессуальных действий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основными задачами производства по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрения являются: выявление и пресечение правонарушений; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством; обеспечение исполнения постановлений; выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушний, принятие мер к их устранению; предупреждение правонарушений.

Возбуждение дела о нарушении таможенных правил.

Протокол о нарушении таможенных правил

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Производство по делу о нарушении таможенных правил начинается с момента возбуждения дела (т.е. составления протокола о нарушении таможенных правил или об административном задержании физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил).

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дело возбуждается при наличии к тому поводов и оснований (ст. 293 ТК России).

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поводами к возбуждению дела о нарушении таможенных правил являются:

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;

б) сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

в) материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;

г) информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;

д) материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.

Основанием для возбуждения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Закон обязывает при непосредственном обнаружении должностными лицами таможенных органов признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил или получении материалов, в которых имеются основания для возбуждения дела, немедленное оформление протокола о нарушении таможенных правил.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае необходимости проверки сообщений, заявлений и иной информации, такая проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

При проверке информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа вправе до возбуждения дела проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать необходимые для проверки документы, сведения и объяснения.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в процессе проведения проверки устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил (ст. 291 ТК России), при наличии которых, в том числе, производство по делу не может быть начато, решение об этом оформляется постановлением об отказе в возбуждении дела о нарушении таможенных правил.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

В каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил об этом составляется протокол о нарушении таможенных правил (за исключением наложения взыскания за нарушение таможенных правил с использованием упрощенной формы (ст. 383 ТК России), при которой протокол не составляется).

Применяемая на момент подготовки настоящего учебного пособия форма протокола о нарушении таможенных правил, отвечающая по содержанию требованиям, предъявляемым к нему ст. 299 ТК России, установлена Государственным таможенным комитетом Российской Федерации Приказом от 9 августа 1993 г. N 313.

В протоколе о нарушении таможенных правил отражаются сведения о дате и месте его составления, должностном лице таможенного органа, составившем протокол, лице, привлекаемом к ответственности (если оно установлено), товарах и транспортных средствах, изъятых на основании требований Кодекса (ст. 337), свидетелях, если они имеются, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Важнейшей частью протокола является его описательная часть, содержащая данные о месте, времени совершения и существе нарушения таможенных правил. В отличие от других частей протокола, в которых указываются сведения, скажем так, информационного характера и которые не вызывают затруднений при заполнении, описательная часть, при той важности, которую несет в себе ее фактическое наполнение, на практике зачастую выглядит наиболее уязвимой в плане надлежащего отражения в ней обстоятельств, характеризующих ситуацию с точки зрения правовой. При формировании описательной части протокола следует исходить из того, что относительная лаконичность излагаемой в ней информации о существе нарушения таможенных правил, должна, в то же время, давать четкое представление о характере совершенного деяния, подпадающего под признаки статьи Таможенного кодекса, вменяемой лицу. Именно поэтому в этой части протокола должно содержаться не эпическое описание видения таможенника, его формирующего, но детали, фрагменты неправомерных действий (бездействий) привлекаемого лица в контексте диспозиции(ий) соответствующих нарушений таможенных правил.

Указание в протоколе о нарушении таможенных правил на статью Кодекса, предусматривающую ответственность за нарушение таможенных правил, также относится к числу обязательных данных, фиксируемых в протоколе.

На практике имеют место случаи, когда в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил выявляются (обнаруживаются) факты нарушений таможенных правил, совершенных лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не зафиксированные в первоначально составленном протоколе.

В то же время, как об этом было сказано выше, ч. 1 ст. 299 ТК России требует составления протокола о нарушении таможенных правил "о каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил".

С учетом этой посылки, такого рода казус, по нашему мнению, допускает три возможных варианта процессуального оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил:

а) в случае выявления в процессе производства по делу дополнительных фактов нарушений таможенных правил, не нашедших отражения в первоначально составленном протоколе, с соблюдением требований ст. 299 ТК России это обстоятельство формализуется в дополнительном протоколе о нарушении таможенных правил (в том числе и в случае, если их квалификация совпадает с первоначальной);

б) если в ходе производства по делу первоначальная квалификация действий лица, привлекаемого к ответственности по двум и более статьям Таможенного кодекса, не подтверждается в какой-либо части, в соответствии с ч. 2 ст. 291 ТК России и с соблюдением требований ст. 357 ТК России выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу в отношении вменявшегося состава нарушения таможенных правил;

в) если согласно первоначально составленному протоколу лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, инкриминировалась только одна статья Таможенного кодекса, не нашедшая своего подтверждения в ходе производства по делу, то с учетом ставших известными обстоятельств составляется новый протокол о нарушении таможенных правил, содержащий квалификацию, соответствующую деянию. После составления нового протокола выносится мотивированное постановление о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил по первоначальной квалификации правонарушении (в соответствии с ч. 2 ст. 291 и с соблюдением требований ст. 357 ТК России).

Вышеизложенная процедурная технология, являющаяся, на первый взгляд, простой формализацией требований, изложенных в ч. 1 ст. 299 ТК России, тем не менее несет на себе более содержательную нагрузку, обеспечивая соблюдение одного из основных прав привлекаемого к ответственности лица - знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности.

Необходимо в этой связи отметить, что при составлении протокола о нарушении таможенных правил привлекаемому к ответственности лицу должны быть разъяснены его права (ст. 308 ТК России), о чем в протоколе делается отметка.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом, а также привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил лицом, если оно установлено. При наличии свидетелей протокол подписывается также и этими лицами. При отказе лица, привлекаемого к ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом.

Привлекаемое к ответственности лицо наделено правом давать объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложения мотивов отказа от его подписания. Объяснения, замечания, мотивы отказа от подписания, собственноручно изложенные лицом, приобщаются к протоколу.

Копия протокола должна быть вручена под расписку или выслана лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил.

Как это было указано выше, с момента составления протокола о нарушении таможенных правил производство по делу считается начатым. С тем, чтобы зафиксировать это обстоятельство, дело о нарушении таможенных правил подлежит учету и регистрации. Учет и регистрация дел о нарушениях таможенных правил регулируются Положением о порядке учета и регистрации дел о нарушении таможенных правил в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 20 января 1995 г. N 33 (а также частично письмом ГТК России от 11 апреля 1995 г. N 01-13/5096 "О порядке процессуального оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил").

При прочтении и исполнении этих документов следует иметь в виду, что:

1. учету в таможенных органах Российской Федерации подлежат все дела о нарушении таможенных правил и акты о наложении взысканий (о данной процессуальной форме будет изложено ниже);

2. регистрация проводится в Журнале учета дел о нарушении таможенных правил;

3. основными принципами регистрации являются:

- обязательность регистрации всех составленных протоколов о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания,

- одноразовость, при которой дело о нарушении таможенных правил на всех стадиях производства и рассмотрения в одном таможенном органе сохраняет номер, присвоенный ему при первоначальной регистрации в этом таможенном органе,

- единообразие регистрации протоколов о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания в отношении юридических, должностных и физических лиц;

4. дела о нарушении таможенных правил и акты о наложении взыскания подлежат регистрации в таможенных органах не ниже таможни.

Должностные лица, ведущие производство по делу о НТП

Законом (ст. 290 ТК России) определен круг лиц, правомочных вести производство по делу. Таким лицом может быть как должностное лицо таможенного органа, непосредственно обнаружившее нарушение таможенных правил, так и должностное лицо, являющееся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (отдела таможенных расследований).

Решение о передаче дела для ведения производства не должностному лицу, непосредственно обнаружившему нарушение таможенных правил, принимается начальником таможенного органа или его заместителем, а также руководителем структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России и его заместителями (такими же полномочиями обладают руководители структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений и таможен и их заместители).

Поручение оформляется как отдельным письменным распоряжением, так и в виде резолюции, исполненной непосредственно на протоколе о нарушении таможенных правил, с указанием даты.

Письменное распоряжение упомянутых выше должностных лиц необходимо и в случае передачи дела для дальнейшего производства от одного сотрудника таможенного органа другому при наличии определенных обстоятельств (длительная командировка, отпуск, болезнь и т.п. должностного лица, ведущего производство по делу о нарушении таможенных правил). В распоряжении должны быть указаны причины передачи материалов для ведения дальнейшего производства другому должностному лицу.

Должностным лицом таможенного органа, которому поручено производство (дальнейшее производство) по делу о нарушении таможенных правил, выносится постановление о принятии дела к своему производству, которое утверждается уполномоченным на передачу дела должностным лицом.

В связи с упомянутой уже ст. 290 ТК России, хотелось бы отдельно остановиться на положениях ч. 2 названной статьи. Распространяемые данной нормой на руководителей структурных подразделений по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (ГТК РФ, региональных управлений и таможен) права начальника таможенного органа, которыми он наделен в процессе производства по делу, относятся не только к принятию решения о должностном лице, которому поручается ведение производства по делу, но и на прочие полномочия начальника таможенного органа или его заместителя, имеющиеся у него в процессе производства по делу (например, вынесение постановления о наложении ареста на имущество - ч. 2 ст. 340 ТК России). В то же время предоставляемые данной статьей вышеназванным должностным лицам полномочия не распространяются на процедуру рассмотрения дела о нарушении таможенных правил. Иными словами, правом рассматривать дела о нарушении таможенных правил (т.е. принимать по ним решение по существу) обладают только начальники таможенных органов, их заместители, а также уполномоченные должностные лица ГТК России.

Сроки производства по делу

Таможенным кодексом (ст. 292) установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил должно быть закончено не позднее, чем в месячный срок с момента возбуждения дела.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

При необходимости этот срок может быть продлен в пределах сроков наложения взысканий за нарушение таможенных правил, определенных ст. 247 ТК России, уполномоченными на то должностными лицами.

Продление сроков производства по делу подробно регулируется Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (утверждена Приказом ГТК России от 5 мая 1994 г. N 186). Поскольку Кодексом лишь продекларирована возможность продления сроков производства по делу с отнесением выработки процессуальной технологии к компетенции ГТК России, на практике следует руководствоваться следующим:

а) сроки производства по делу, согласно данной Инструкции, продлеваются до шести месяцев:

- начальником таможни или лицом, его замещающим, если производство по делу велось должностным лицом этой таможни либо таможенного поста, подчиненного таможне;

- начальником таможенного управления или лицом, его замещающим, по делам, производство по которым осуществляется должностным лицом этого управления или должностным лицом подчиненного управлению таможенного органа (в последнем случае - по собственной инициативе в порядке контроля или при отказе начальника таможни или лица, его замещающего, удовлетворить ходатайство отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни о продлении срока такого производства, если начальник отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, начальник таможенного поста или должностное лицо, в производстве которого находится дело, настаивает на необходимости продления срока производства);

б) на срок свыше шести месяцев:

- в исключительных случаях начальником регионального таможенного управления или лицом, его замещающим, если производство осуществлялось должностным лицом таможенного управления или должностным лицом таможенного органа, подчиненного управлению;

в) до шести месяцев и более:

- начальником Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России или лицом, его замещающим, в отношении любого дела, находящегося в производстве как Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России, так и любого нижестоящего таможенного органа. Причем в отношении таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, вопрос о продлении сроков производства более, чем на шесть месяцев, рассматривается при отказе начальника таможни в удовлетворении ходатайства отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, если начальник этого отдела, начальник таможенного поста или должностное лицо, в чьем производстве находится дело, настаивает на необходимости продления срока производства по делу. В отношении таможен, подчиненных региональным управлениям, в ГТК России рассматривается вопрос о продлении срока производства как по собственной инициативе в порядке контроля, так и при отказе начальника регионального управления или лица, его замещающего, удовлетворить ходатайство таможни о продлении срока производства, если начальник таможни либо начальник отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил регионального таможенного управления, начальник таможенного поста либо должностное лицо, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, настаивает на необходимости продления срока производства по делу.

Продление срока производства по делу осуществляется на основании мотивированного постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу, составляемого должностным лицом, ведущим производство по делу. Постановление должно быть представлено должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о продлении срока производства, не позднее, чем за пять дней до истечения срока.

Язык, на котором ведутся производство

и рассмотрение дел

Статьей 296 ТК России установлено, что производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведутся на русском языке.

Не владеющие русским языком участники процесса производства и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил обладают правом делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке или другом языке, которым они владеют, если такой язык относится к числу распространенных, а также пользоваться услугами переводчика.

Место ведения производства по делу

По общему правилу, производство по делу о нарушении таможенных правил ведется в таможенном органе, в зоне деятельности которого обнаружено это правонарушение (ст. 297 ТК России).

Однако закон предусматривает изъятия из этого общего правила.

Во-первых, в случаях, вызываемых необходимостью, производство по делу может вестись в таможенном органе, в зоне деятельности которого правонарушение было совершено. Вопрос о передаче дела из одного таможенного органа в другой (в том числе, очевидно, и определение критерия необходимости такого действия) входит в компетенцию, как это сказано в Кодексе, вышестоящего для них таможенного органа. Из этого следует, что в отношении таможен, подчиненных одному и тому же вышестоящему таможенному органу (региональному таможенному управлению), вопрос о передаче дела решается этим вышестоящим органом. В случае рассмотрения такого вопроса в отношении таможен, находящихся в различном оперативном подчинении, передача дела для производства в другой таможенный орган должна производиться по распоряжению Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России.

Во-вторых, вышестоящий таможенный орган может принять к своему производству любое дело о нарушении таможенных правил или передать его для этих целей в любой из нижестоящих таможенных органов (с соблюдением, однако, - для региональных таможенных управлений - во втором случае упомянутой выше формулы о подчиненности).

Соединение и выделение дел о нарушении

таможенных правил

В ходе производства по делам о нарушении таможенных правил могут возникнуть обстоятельства, влекущие соединение дел в одном производстве либо выделение дела в отдельное производство.

В одном производстве соединяются дела о нарушениях таможенных правил:

а) за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо;

б) привлекаются к ответственности несколько лиц в соучастии.

Примером необходимости соединения в одном производстве дел о нарушении таможенных правил, за совершение которых привлекается к ответственности одно и то же лицо, является составление в ходе производства по делу дополнительного протокола о нарушении таможенных правил в отношении привлекаемого к ответственности лица (в случае обнаружения в ходе производства по делу фактов нарушений таможенных правил, совершенных лицом, в отношении которого ведется производство по делу, и не зафиксированных в первоначально составленном протоколе).

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что, как об этом было сказано при изложении материалов общей части, ст. 246 ТК России под соучастием в совершении нарушения таможенных правил признает лишь умышленное совместное участие в этом правонарушении двух или более физических лиц. В связи с этим представляется, что соединение в одном производстве дел о нарушении таможенных правил в отношении двух или более юридических лиц - по этому критерию - не основано на законе.

Выделение дела о нарушении таможенных правил возможно, как на это указывает Кодекс, в случаях, вызываемых необходимостью и при условии, что это выделение не отразится на всесторонности, полноте и объективности разрешения дела.

Так, например, уже упоминавшейся Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения рекомендуется в случае, если по делу о нарушении таможенных правил имеется несколько субъектов ответственности с разными сроками наложения на них взыскания, с целью недопущения истечения таких сроков к моменту окончания производства и рассмотрения дела, выделение материалов дела в отношении субъектов, срок привлечения к ответственности которых истекает, в отдельное производство (презюмируется, естественно, соблюдение условия - оговорки).

Действия таможенных органов при выявлении признаков

контрабанды или иных преступлений, производство дознания

по которым отнесено к компетенции таможенных органов,

а также других преступлений. Производство по материалам,

полученным от органов предварительного следствия,

других органов дознания, прокурора, суда

По общему правилу, при установлении в процессе ведения производства по делу о нарушении таможенных правил или при его рассмотрении признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Производство по такого рода правонарушениям начинается с составления протокола о нарушении таможенных правил, в котором противоправное деяние лица квалифицируется в соответствии со статьей уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за такое деяние. При наличии этого обстоятельства начальник таможенного органа или его заместитель обязаны в срок не более трех суток, а в исключительных случаях - не более десяти суток принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче протокола и других материалов о контрабанде или ином преступлении по подследственности.

До принятия одного из вышеназванных решений проверка по выявленному факту проводится в порядке производства по делам о нарушении таможенных правил.

Основываясь на рассмотренном нами ранее принципе двусубъектности ответственности, при котором за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение физического лица или должностного лица к уголовной ответственности, а юридического - к административной, закон предписывает обязательность продолжения производства по делу о нарушении таможенных правил в отношении юридического лица и принятия по нему решения, независимо от ведения дознания по делу о контрабанде или ином преступлении, отнесенном к компетенции таможенных органов (в том числе и после направления материалов дела о таможенном правонарушении по подследственности).

Вышеприведенные положения регламентируются ст. ст. 300, 301 ТК России.

Следующая норма закона - ст. 302 ТК РФ - регламентирует действия таможни в случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, но при наличии признаков нарушения таможенных правил. Согласно требованиям названной статьи, при наличии указанных в ней обстоятельств, таможенный орган после получения соответствующих материалов из органов предварительного следствия, других органов дознания, суда или от прокурора продолжает производство по делу и его рассмотрение в общем порядке, на основании Таможенного кодекса.

Применение ст. 302 ТК России таможенными органами предполагает следующее.

1) После поступления в таможенный орган постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовных дел по признакам контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, в которых, тем не менее, усматривается наличие признаков нарушения таможенных правил, в случае достаточности имеющихся материалов для принятия решения по существу, должностное лицо таможенного органа, правомочное рассматривать дела о нарушении таможенных правил (начальник таможенного органа либо его заместитель, а также уполномоченное должностное лицо Таможенного комитета), по выполнении предусмотренных процессуальных требований, назначает дело для рассмотрения.

2) При необходимости после поступления в таможенный орган отказных или прекращенных материалов в продолжении производства по делу, соответствующий руководитель таможенного органа, из числа названных в предыдущем абзаце, поручает производство по делу должностному лицу таможенного органа. Поручение оформляется как отдельным письменным распоряжением, так и в виде резолюции, исполняемой непосредственно на постановлении об отказе или прекращении уголовного дела либо сопроводительном письме следственного органа.

Должностное лицо таможенного органа, которому адресовано такое поручение, выносит постановление о принятии дела к своему производству, подлежащее утверждению руководителем, поручившим ему дальнейшее расследование.

В ходе производства по делу, при недостаточности полученных материалов, в порядке, установленном Таможенным кодексом, истребуются из органов предварительного следствия, других органов дознания, прокуратуры или суда необходимые материалы (либо их копии), а также предметы, признанные вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил;

3) Необходимо также иметь в виду, что:

а) в случае отсутствия в материалах дела протокола о нарушении таможенных правил, соответствующего вменяемому лицу нарушению таможенных правил, необходимо руководствоваться требованиями закона о том, что дело о нарушении таможенных правил считается возбужденным, а производство по нему начатым с момента составления, в частности, протокола о нарушении таможенных правил, а также о том, что протокол должен быть составлен о каждом случае

обнаружения нарушения таможенных правил (ст. ст. 289, 299 ТК России). Иными словами, если в полученных материалах отсутствует протокол о нарушении таможенных правил, отражающий существо и квалификацию вменяемого лицу правонарушения, производство по делу и принятие по нему решения невозможно без наличия названного процессуального документа (см. также комментарий о переквалификации дел о нарушении таможенных правил в ходе производства по делу, содержащийся в разделе "Возбуждение дела о нарушении таможенных правил. Протокол о нарушении таможенных правил");

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) товары, транспортные средства, иные предметы и документы, являющиеся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил (в т.ч. товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил) подлежат приобщению к делу о нарушении таможенных правил (ч. 3 ст. 327 ТК России). Основанием для приобщения являются протокол о нарушении таможенных правил либо отдельное постановление о признании их вещественными доказательствами;

в) поступлением в таможенный орган материалов следует считать поступление даже единственного документа - копии постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.

Если таможенными органами при осуществлении ими функций по таможенному контролю, таможенному оформлению, а также в процессе производства или рассмотрения дела о нарушении таможенных правил обнаруживаются признаки других преступлений, помимо контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, начальник таможенного органа или его заместитель обязываются ст. 304 ТК России сообщать имеющиеся данные прокурору или органам предварительного следствия.

Так, например, правонарушения, квалифицируемые по ст. 278 ТК России, могут сопровождаться деяниями, подпадающими под признаки ст. 196 УК РСФСР.

Обстоятельства, исключающие производство по делу

о нарушении таможенных правил

Закон предусматривает ряд обстоятельств, при выявлении которых в процессе производства или рассмотрения дела производство по делу подлежит прекращению, либо такое производство при проверке, например, информации, предшествующей возбуждению дела, вообще не может быть начато.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень этих обстоятельств приводится в ст. 291 ТК России. К ним относятся:

1) Отсутствие события таможенного правонарушения, под которым, очевидно, понимается деяние, внешне характеризующееся как несоблюдение действующих в таможенном деле требований, однако, не подпадающее под действие таможенно - административных составов в силу отсутствия его противоправности.

Так, например, отсутствие у лица, перемещающего товары, лицензии на вывоз данного товара (в случае необходимости таковой), при внешнем сходстве с составом правонарушения, предусмотренного ст. 274 ТК России, не будет являться основанием для возбуждения дела о нарушении таможенных правил по данной норме в том случае, если у данного лица имеется, скажем, акт высшего органа исполнительной власти, дающий право конкретному лицу осуществлять такую операцию.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) Отсутствие состава таможенного правонарушения.

Под составом таможенного правонарушения следует понимать совокупность признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид таможенного правонарушения; необходимое для административной ответственности основание.

Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь при наличии в его действиях состава определенного нарушения таможенных правил и лишь за то правонарушение, состав которого в его действиях установлен.

Состав таможенного правонарушения образуют следующие обязательные слагаемые:

а) для юридических лиц - объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения;

б) для физических и должностных лиц - объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения, субъективная сторона.

По поводу понятий объекта, субъекта таможенных правонарушений и таком признаке, как субъективная сторона (для физических лиц и должностных лиц) см. выше, в разделе "Общая часть" настоящего Пособия.

Конкретные признаки, характеризующие объективную сторону правонарушения, указаны в диспозиции каждой из статей, предусматривающей соответствующее правонарушение.

Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает и отсутствие состава таможенного правонарушения в целом.

3) Недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста.

4) Невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил.

5) Действие физического лица было совершено в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (см. ст. ст. 18, 19 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).

6) Если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, произошло вследствие действия непреодолимой силы (понятие непреодолимой силы изложено (дано) в разделе о субъектах ответственности "Общей части" Пособия).

7) Издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил.

8) Отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил (см. комментарий в разделе о действии законодательства об административных правонарушениях "Общей части" Пособия);

9) Истечение к моменту рассмотрения дела сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил (см. ст. 247 ТК России "Срок наложения взысканий за нарушение таможенных правил");

10) Наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил.

11) Наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

12) Смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.