Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 12. Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил

Раздел 12. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ

ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

По окончании производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа, закончившее дело производством, передает материалы дела для рассмотрения начальнику таможенного органа либо его заместителю (в ГТК России - уполномоченному должностному лицу Комитета).

Ст. 356 ТК России, посвященная вопросам направления дела на рассмотрение, не определяет порядок процессуального оформления данного действия. Представляется, что по окончании производства по делу о нарушении таможенных правил должностное лицо таможенного органа, проводившее производство по делу, составляет рапорт об окончании производства по делу и передаче дела для разрешения по существу соответствующему лицу, правомочному рассматривать дело.

Закон устанавливает, что дело о нарушении таможенных правил подлежит направлению на рассмотрение с соблюдением следующих сроков:

- в отношении физического или должностного лица - не позднее, чем за пятнадцать дней до истечения срока наложения взыскания;

- в отношении юридического лица - не позднее месяца до истечения срока наложения взыскания.

(В обоих случаях имеются в виду взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата).

Если в результате производства по делу будут установлены обстоятельства, влекущие его прекращение (ст. 291 ТК России), такое решение оформляется постановлением, выносимым должностным лицом, в производстве которого находилось дело.

В постановлении излагаются существо дела, основания его прекращения, а также решение, принятое в отношении изъятых предметов, аресте, наложенном на товары и транспортные средства, предметах залога.

Постановление вступает в силу после его утверждения начальником таможенного органа или его заместителем.

Копия такого постановления подлежит направлению или вручению либо лицу, в отношении которого велось производство по делу, либо другим лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 357 ТК России.

Культура делопроизводства на стадии окончания производства по делу о нарушении таможенных правил предполагает соблюдение следующей технологии:

I. Дело о нарушении таможенных правил должно быть пронумеровано, систематизировано и подшито в общепринятом примерном порядке (с той оговоркой, что часть перечисленных ниже документов подшивается позднее, на стадии рассмотрения, обжалования и исполнения постановления):

1. Опись документов, находящихся в деле.

2. Протокол о нарушении таможенных правил.

3. Материалы, явившиеся поводом и основанием к возбуждению дела о нарушении таможенных правил.

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Письменное распоряжение о передаче дела для ведения производства.

5. Постановление о принятии дела о нарушении таможенных правил к своему производству.

6. Материалы производства по делу:

- протоколы опроса лица, привлекаемого к ответственности,

- протоколы опроса свидетелей,

- постановления и протоколы других процессуальных действий,

- другие доказательства, собранные в ходе производства по делу (справки, квитанции, акты, прочие документы).

7. Постановления о возбуждении ходатайства о продлении срока производства по делу.

8. Справка о всех фактах нарушений таможенных правил, ранее совершенных лицом, привлекаемым к ответственности.

9. Протокол об ознакомлении с материалами дела после окончания производства.

10. Рапорт об окончании производства по делу и передаче его на рассмотрение.

11. Заключение по делу.

12. Мотивированное постановление об отказе полностью или частично в удовлетворении ходатайств.

13. Повестка.

14. Протокол рассмотрения дела о нарушении таможенных правил.

15. Постановление по делу о нарушении таможенных правил.

16. Документы об исполнении постановления.

17. Материалы обжалования постановления (подшиваются в хронологическом порядке).

В случае возникновения в ходе производства по делу обстоятельств, влекущих процессуальное оформление переквалификации по делам о нарушении таможенных правил, составленные процессуальные документы подшиваются в хронологическом порядке.

II. По окончании производства по сложным, многоэпизодным делам либо делам, находящимся на контроле в вышестоящих таможенных органах (на основании указания ГТК России от 24 ноября 1994 г. N 01-12/1386 "Об установлении контроля по некоторым категориям дел о нарушениях таможенных правил в торговом обороте"), наряду с рапортом об окончании производства по делу, должностное лицо, проводившее производство по делу, составляет заключение.

В заключении должны быть изложены:

а) сведения о лице, привлекаемом к ответственности;

б) подробное описание обстоятельств нарушения таможенных правил, их квалификация;

в) собранные по делу доказательства совершения правонарушения;

г) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, и результаты проверки этих доводов;

д) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

е) сведения о вещественных доказательствах, о наложенном аресте на товары, транспортные средства и иное имущество;

ж) данные о движении дела (дата возбуждения дела, сведения о продлении срока производства по делу, передаче на рассмотрение и т.п.);

(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) данные об издержках по делу.

Заключение подписывается составившим его должностным лицом с указанием даты его составления.

Необходимость составления заключения согласовывается с должностным лицом таможенного органа, которым будет рассматриваться дело. (О заключениях по делу ГТК России было подготовлено письмо от 2 ноября 1994 г. N 01-13/12431 "О необходимости составления заключений по результатам производства по наиболее сложным делам о нарушениях таможенных правил").

Таможенным кодексом (ст. 358) определена компетенция таможенных органов при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил.

Таможенным постом может рассматриваться дело о нарушении таможенных правил, производство по которому велось должностным лицом данного поста, в случае привлечения к ответственности физического лица.

Таможней могут рассматриваться дела о нарушении таможенных правил, производство по которым велось должностными лицами таможни либо подчиненного таможне таможенного поста, независимо от субъекта ответственности.

Региональное таможенное управление наделено правом рассмотрения любого дела, производство по которому велось должностным лицом таможенного органа данного региона, а также правом передачи такого дела для рассмотрения в любой другой таможенный орган региона (с тем, однако, чтобы, в последнем случае, дело в отношении должностного лица или юридического лица рассматривалось таможней).

Государственный таможенный комитет может принять к своему рассмотрению любое дело о нарушении таможенных правил, совершенном на территории Российской Федерации, либо передать такое дело в любой другой таможенный орган (с тем, однако, чтобы, в последнем случае, дело в отношении должностного лица или юридического лица рассматривалось таможенным органом не ниже таможни).

От имени таможенных органов, за исключением ГТК России, дела о нарушении таможенных правил, как об этом было сказано выше, рассматриваются их начальниками либо их заместителями.

Таможенным кодексом определено, что от имени ГТК России дело может быть рассмотрено "уполномоченным должностным лицом". Очевидно, что таким правом в ГТК России наделены руководители Комитета (председатель и его заместители) в силу их служебного положения. Кроме того, Приказом ГТК России от 7 декабря 1993 г. N 515 полномочиями рассмотрения дел о нарушении таможенных правил наделены начальник Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместитель.

Получившее дело для рассмотрения соответствующее должностное лицо обязано до рассмотрения предварительно разрешить следующие вопросы:

- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

- соответствуют ли требованиям Таможенного кодекса протоколы и другие материалы дела;

- не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение дела;

- достаточно ли собранных по делу материалов для его рассмотрения по существу и не подлежит ли оно возвращению для дополнительного производства;

- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

- приняты ли меры по обеспечению взыскания штрафа, стоимости товаров и транспортных средств и их возможной конфискации;

- о ходатайствах лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя.

О разрешении перечисленных вопросов уполномоченное на рассмотрение дела лицо исполняет резолюцию на рапорте об окончании производства по делу и передаче дела для рассмотрения, поданном сотрудником, проводившим производство по делу. На этом же рапорте делается и запись о назначении дела к рассмотрению с указанием даты и места рассмотрения.

Основаниями для возвращения дела для дополнительного производства на стадии, предшествующей самому рассмотрению, являются неполнота производства по делу, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, а также, как говорится в ч. 1 ст. 360 ТК России, наличие "иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу".

Под последними могут, очевидно, пониматься ситуации, при которых после передачи дела на рассмотрение выявляются новые обстоятельства, не бывшие предметом исследования в процессе производства по делу и в то же время могущие оказать существенное влияние на исход дела.

При принятии решения о возвращении дела для дополнительного производства до его рассмотрения по существу, должен быть, в случае необходимости, решен и вопрос о продлении срока производства по делу в соответствии с Инструкцией о порядке продления сроков производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения (Приказ ГТК России от 5 мая 1994 г. N 186).

Решение о возвращении дела для дополнительного производства, принятое до его рассмотрения, составляется в письменной форме в виде поручения, направляемого таможенному органу либо его конкретному должностному лицу, которым поручается проведение дополнительного производства (с учетом правил, содержащихся в ст. 297 ТК России, о месте ведения производства по делу о нарушении таможенных правил).

(Здесь же хотелось бы обратить внимание на то, что решение о возвращении дела для дополнительного производства, принятое на стадии рассмотрения дела, оформляется постановлением по делу о нарушении таможенных правил, о чем будет сказано ниже).

Должностное лицо, получившее дело для рассмотрения, должно рассмотреть его в следующие сроки со дня получения материалов, необходимых для разрешения дела:

- дело в отношении физического лица - в пятнадцатидневный срок;

- дело в отношении иных лиц (должностных, юридических) - в месячный срок.

Вышеназванные сроки могут быть продлены правомочным на рассмотрение дела должностным лицом по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката или представителя о переносе даты рассмотрения дела, однако в пределах сроков наложения взыскания, предусмотренных ст. 247 ТК России.

Процедура рассмотрения дела о нарушении таможенных правил подробно изложена в ст. 362 ТК России. Данная статья не предусматривает ведение протокола рассмотрения дела. Однако практика показывает, что имеют место обстоятельства, при которых письменная формализация процесса рассмотрения дела представляется необходимой: по сложным, многоэпизодным делам, по делам, находящимся на контроле в вышестоящих таможенных органах и т.п. (решение о необходимости ведения протокола принимает должностное лицо, рассматривающее дело). Протокол рассмотрения дела составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение основные сведения об этом процессуальном действии (дата и место рассмотрения, время рассмотрения, какое дело рассматривается, в отношении какого лица, кем, в чьем присутствии, ход рассмотрения дела, заявленные ходатайства, отводы, дополнительные объяснения и документы, принятое решение, порядок обжалования. Примерная форма Протокола рассмотрения дела о нарушении таможенных правил приведена в письме ГТК России от 18 июля 1995 г. N 03-43/10147).

Непременным процессуальным требованием является рассмотрение дела о нарушении таможенных правил в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов либо представителей.

Таможенный орган обязан уведомить лицо, привлекаемое к ответственности, о месте и времени рассмотрения дела. Такое уведомление может быть сделано путем отметки в протоколе о нарушении таможенных правил (который, как известно, должен быть вручен или направлен привлекаемому к ответственности лицу), либо путем направления отдельного письменного извещения.

В отсутствие названных выше лиц дело может быть рассмотрено лишь в следующих случаях:

- наличия данных о своевременном извещении таких лиц о месте и времени рассмотрения дела при одновременном отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения дела;

- наличия данных о том, что ко времени рассмотрения дела лицо находится вне пределов Российской Федерации;

- когда лицо, могущее быть привлеченным к ответственности за нарушение таможенных правил, не установлено;

- нарушения таможенных правил при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.

Рассматривая дело о нарушении таможенных правил, правомочное должностное лицо обязано выяснить:

- было ли совершено нарушение таможенных правил;

- виновно ли физическое лицо или должностное лицо, привлекаемое к ответственности, в его совершении;

- подлежит ли лицо ответственности;

- имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение таможенных правил;

- другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По окончании рассмотрения дела принятое по делу решение оформляется в виде постановления.

Таможенным кодексом предусмотрены следующие виды постановлений:

1) о наложении взыскания;

2) о прекращении производства по делу (выносится при освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил (ст. 240 ТК России), а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 291 ТК России);

3) о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов (выносится в случаях, когда при подготовке дела к рассмотрению или при рассмотрении дела выявлены признаки контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов);

4) о направлении материалов в другие правоохранительные органы Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов (выносится в случае, когда органы предварительного следствия или прокурор затребуют эти материалы для рассмотрения по существу, а также в случае, когда нет необходимости в производстве неотложных следственных действий, а существо правонарушения достаточно закреплено собранными доказательствами);

5) о возвращении дела для дополнительного производства (выносится в случаях неполноты производства по делу, не могущей быть восполненной при его рассмотрении, или наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу).

Статья 365 Кодекса содержит перечень необходимых для указания в постановлении по делу сведений, фактических данных и результатов рассмотрения дела по существу (т.е. квалификация, принятое по делу решение, вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах и т.п., издержках по делу).

Постановление объявляется по окончании рассмотрения дела.

Постановления о наложении взыскания или о прекращении производства по делу подлежит вручению или направлению лицу, в отношении которого оно вынесено, или его представителю, в течение трех дней со дня вынесения постановления. Причем, постановление считается врученным и в случаях, если лицо, которому было выслано постановление, не оказалось в указанном им месте нахождения, жительства или временного проживания либо это место было указано им неправильно.

В целях реализации положений Таможенного кодекса Государственным таможенным комитетом Приказом от 9 августа 1993 г. N 313 были утверждены формы постановлений по делам о нарушениях таможенных правил.

При обозрении правового и технологического процедурного содержания стадии рассмотрения особое внимание следует обратить на статью 367 ТК РФ. Данная норма наделяет должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, при выявлении в ходе производства по делу или его рассмотрения данных о противоправном характере сделок, ранее не известным таможенному законодательству правом предъявления в суд исков о признании таких сделок недействительными.

Как об этом было сказано выше, на стадии рассмотрения дела должен быть решен вопрос об изъятых товарах, транспортных средствах, документах на них и иных предметах, об имуществе, на которое наложен арест, о залоге, гарантии, суммах, внесенных на депозит, вещественных доказательствах. (Подробная регламентация на этот счет содержится в ст. 368 ТК России).

Согласно названной статье:

1. Вопрос о судьбе изъятых товаров, транспортных средств, документов на них и иных предметов, являющихся вещественными доказательствами по делу, регулируется ст. 327 ТК России (о мерах, принимаемых в отношении них, в том числе и по результатам рассмотрения дела, см. также в материале о вещественных доказательствах данного пособия).

2. Решая вопрос в отношении средств, явившихся обеспечением взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, т.е. изъятых товарах, транспортных средствах, залоге товаров и транспортных средств, гарантии, имуществе, на которое наложен арест, необходимо исходить из обоснованности либо необоснованности перечисленных мер, т.е. существа принятого по делу решения.

При их обоснованности и в случае уплаты причитающихся сумм:

а) изъятые товары и транспортные средства, товары и транспортные средства, которые использовались в качестве залога, имущество, на которое наложен арест, подлежат возврату лицу, у которого они были изъяты, залогодателю или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста, в течение двух месяцев после уплаты причитающихся сумм.

Эти предметы в случае уплаты должны быть востребованы указанными лицами в течение того же двухмесячного срока со дня направления им соответствующего уведомления таможенного органа, а если упомянутые субъекты не воспользовались предоставленной им возможностью, такие предметы помещаются на склад временного хранения. Пунктом 7.6 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного Приказом ГТК России от 7 октября 1993 г. N 388, установлено, что срок их временного хранения на названном складе составляет два месяца со дня помещения;

б) гарантия прекращает свое действие;

в) внесенные на депозит суммы используются для уплаты причитающихся платежей.

В случае неуплаты причитающихся сумм в соответствии с положениями ч. ч. 3, 4 ст. 379 ТК РФ они взыскиваются из стоимости изъятых для обеспечения взыскания товаров и транспортных средств, предмета залога или имущества, на которое наложен арест, путем предъявления гарантии к погашению, перечисления сумм, внесенных на депозит.

При их необоснованности:

а) изъятые товары и транспортные средства, товары и транспортные средства, использовавшиеся в качестве залога, суммы, внесенные на депозит, имущество, на которое наложен арест, подлежат возврату лицу, у которого они были изъяты, залогодателю, плательщику или лицу, у которого они находились в момент наложения ареста.

Эти предметы должны быть востребованы указанными лицами в течение двух месяцев со дня направления им соответствующего уведомления таможенного органа, а в случае их невостребования в обозначенный временной период помещаются на склад временного хранения. Частью 4 ст. 368 ТК России, а также пунктом 7.7 вышеупомянутого Положения о временном хранении (складах временного хранения) установлено, что срок временного хранения на названном складе таких предметов не может превышать шести месяцев со дня направления уведомления;

б) выданная гарантия прекращает свое действие.