Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 2. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

В период, предшествовавший принятию ТК России, таможенные органы при решении вопросов привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации не отсылает к нормам административного законодательства, но, используя его положения, определяет основные правила административных таможенных процедур. Кодекс по-новому трактует многие принципиальные подходы административного законодательства, существенно меняя регулирование вопросов о субъектах ответственности (введение ответственности юридического лица, принципа двусубъектности ответственности за совершение одного правонарушения), ответственности военнослужащих, наложении взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил, сроках наложения взысканий.

Понятие нарушения таможенных правил

Таможенный кодекс впервые дает развернутое определение понятия нарушения таможенных правил, которое приводится в ст. 230 ТК России.

Согласно названной статье, нарушение таможенных правил - это носящее противоправный характер действие либо бездействие лица, посягающее на установленный ТК России, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое (т.е. противоправное действие либо бездействие) ТК РФ предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также регламентированные данными актами возможные объекты противоправных посягательств.

Субъекты ответственности

При определении возможных субъектов ответственности за выявленные нарушения таможенных правил следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как российские, так и иностранные:

а) предприятия, учреждения, организации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (т.е. субъекты, объединяемые родовым обозначением "юридическое лицо");

б) физические лица (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);

в) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации).

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит в рассматриваемой общеправовой части две основные особенности, ранее не известные таможенному праву:

1. Двусубъектность ответственности, при которой за совершение одного таможенного правонарушения допускается привлечение:

- юридических лиц - к административной ответственности,

- физических лиц - к административной или уголовной ответственности.

Например, если в типологической ситуации, выражающейся, скажем, в перемещении недекларированного груза абстрактного акционерного общества (при отсутствии признаков так называемой коммерческой контрабанды, т.е. преступления, подпадающего под признаки ст. 169.1 УК РСФСР), таможня выяснит, что правопорождающее недекларирование произошло по вине конкретного работника этого юридического лица, уполномоченного в силу служебных обязанностей или поручения на совершение данной процедуры, то юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 279 ТК РФ (наличие конкретного виновника не лишает таможенный орган права на возбуждение административного преследования против юридического лица), а сотрудник одновременно может рассматриваться в качестве субъекта административной ответственности по ст. 288 ТК России.

В то же время, если имеются основания для возбуждения в ситуации недекларирования уголовного преследования в отношении конкретного должностного лица или работника юридического лица по признакам ст. 169.1 УК РСФСР, данное обстоятельство не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Двусубъектность ответственности предполагается на практике только в сфере нарушений в так называемом торговом обороте.

2. Вторым важным обстоятельством, оговоренным в законе, является то, что если физические и должностные лица несут ответственность лишь за виновное противоправное действие или бездействие, т.е. совершение ими нарушения таможенных правил умышленно или по неосторожности, то юридические лица от ответственности за нарушение таможенных правил освобождаются только в случаях, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, то есть названные лица могут привлекаться таможенным органом к административной ответственности при установлении самого факта нарушения таможенных правил, и субъективная сторона не подлежит доказыванию в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил, совершенному юридическим лицом.

Таможенный кодекс не дает определений форм вины, а также непреодолимой силы - они являются общеправовыми.

Нарушение таможенных правил признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Нарушение таможенных правил признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Под "непреодолимой силой" ("форс - мажор") понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (стихийное бедствие, общественные явления (война) и прочие).

Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

По общему правилу, за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовной ответственности.

Новым при решении вопросов административной ответственности является и положение об ответственности за нарушение таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Эти лица согласно ТК России несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях. К ним относятся:

военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и внутренних войск, иных воинских формирований, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники органов внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности, а также призванные на военные сборы граждане. На общих же основаниях несут ответственность за нарушение таможенных правил воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, а также формирования органов внутренних дел, внешней разведки, федеральных органов государственной безопасности.

Действие законодательства об ответственности

за нарушение таможенных правил

При решении вопроса о привлечении лица к ответственности за нарушение таможенных правил необходимо руководствоваться и нормами о временных пределах действия законодательства об ответственности за нарушение таможенных правил.

В применении положений ст. 234 ТК России, регулирующей вопросы пределов действия закона, основные трудности возникают при применении норм материального и процессуального права к правонарушениям, совершенным до введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации, а также при оценке вновь принятых тех или иных нормативных актов, документов, инструкций, указаний и т.п., корректирующих в сторону смягчения или полной отмены, например, применение мер экономической политики, обложения таможенными пошлинами - то есть регулирующих вопросы таможенного оформления, таможенного контроля, текущей экономической политики - на предмет определения, являются ли такого рода документы актами, смягчающими или отменяющими ответственность за нарушение таможенных правил.

Этот аспект несет серьезную смысловую нагрузку, поскольку, несмотря на то, что со дня введения в действие Таможенного кодекса Российской Федерации прошло достаточно продолжительное время, до настоящего момента в практике таможенных органов встречаются случаи обнаружения фактов таможенных правонарушений, совершенных во время действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. Эти правонарушения подлежат квалификации по статьям Таможенного кодекса СССР: лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.

В то же время к такого рода правонарушениям нельзя, на наш взгляд, в части исчисления сроков наложения взыскания за нарушение таможенных правил применять положения ч. 4 ст. 234 ТК России, устанавливающей, что производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение ведутся на основании законодательства, действующего во время производства по делу о правонарушении и его рассмотрения. Необходимо учитывать содержащееся в ч. 3 этой же статьи указание на то, что акты, усиливающие ответственность за нарушение таможенных правил, обратной силы не имеют. Сравнительный же анализ ст. 122 ТК СССР и ст. 247 ТК России, регулирующих вопросы о сроках наложения взысканий соответственно в Таможенном кодексе СССР и ТК России, свидетельствуют о том, что ТК России, предусматривающий новый, более жесткий подход к установлению исходного момента для исчисления сроков наложения взыскания и более длительные сроки для возможного наложения взыскания, в данной своей части является актом, усиливающим ответственность за нарушение таможенных правил.

Что касается оценки документов, корректирующих в сторону смягчения либо полной отмены какие-либо меры регулирования, относящиеся к, так сказать, экономической части Кодекса, то, как представляется, такого рода документы, как не отменяющие в законодательном порядке применение тех или иных положений раздела X Таможенного кодекса РФ и не устраняющие применение административного взыскания, к актам, отменяющим ответственность за нарушение таможенных правил, не относятся. Однако их положения могут рассматриваться при определении меры взыскания (в зависимости от конкретной ситуации) как смягчающие ответственность за нарушение таможенных правил.

Невменяемость

Несколько по иному, чем в нормах административного законодательства, Таможенный кодекс трактует понятие "невменяемости". В отличие от могущей быть истолкованной достаточно широко формулировки ст. 20 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, ТК России (ст. 235) уточняет, что состояние невменяемости может быть связано лишь с расстройствами либо заболеваниями психического свойства. Находившееся в состоянии невменяемости во время совершения нарушения таможенных правил лицо ответственности за правонарушение не подлежит. Данное обстоятельство относится к числу исключающих производство по делу о нарушении таможенных правил (п. 4 ст. 291 ТК России).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

за нарушение таможенных правил

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, законодатель относит, в частности, те из них, которые смягчают либо отягощают ответственность за нарушение таможенных правил (ст. ст. 236 и 237 ТК России). Эти данные могут оказать существенное влияние на размер налагаемого за нарушение таможенных правил взыскания. Должностное лицо, рассматривающее дело, установив обстоятельства, указанные в ст. ст. 236, 237 ТК РФ, отражает их в постановлении по делу.

Необходимо отметить, что если перечень смягчающих обстоятельств (ст. 236 ТК России) является по сути открытым, т.к. должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность и обстоятельства, не указанные в данной статье, то перечень отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 237 ТК России) является исчерпывающим с той лишь оговоркой, что должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность за нарушение таможенных правил, совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельства, изложенные в названных статьях, носят объективный характер и должны быть подтверждены документально: справками, рапортами, объяснениями, другими материалами дела.

Как правило, применение положений вышеназванных статей на практике затруднений не вызывает.

Однако некоторые из использованных в ст. 237 ТК России терминов нуждаются в толковании:

- под "повторным в течение года совершением нарушения таможенных правил" (п. 2 ст. 237 ТК России) следует понимать новое нарушение таможенных правил, совершенное в течение года после принятия решения о наложении взыскания за таможенное правонарушение. Очевидно, однако, что совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за нарушение таможенных правил, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, если декриминализировано первое нарушение закона;

- при применении положений п. 3 ст. 237 ТК России ("совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации") следует учитывать, что совершение лицом контрабанды или иного преступления, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность за нарушение таможенных правил, если в отношении такого преступления истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, снята или погашена в установленном порядке судимость либо законом устранена наказуемость деяния, которое лицо совершило в прошлом. Так же следует рассматривать и ситуации, когда за совершенное ранее преступление в сфере таможенного дела лицо было освобождено от уголовной ответственности и наказания в порядке ст. 43 Основ уголовного законодательства (исходя из положений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29.06.79 "О практике применения судами общих начал назначения наказания").

Наложение взысканий при совершении нескольких

нарушений таможенных правил

Таможенным кодексом введен и новый принцип наложения взысканий при совершении одним лицом двух или более нарушений таможенных правил: на такое лицо взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

На практике это означает, что в случае квалификации действий лица, совершившего нарушение таможенных правил, по двум и более статьям ТК России должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, налагает взыскание по каждой из вменяемых статей в пределах их санкций. При этом, в отличие от закрепленного в административном законодательстве принципа наложения взысканий, менее строгое наказание не поглощается более строгим (то есть фактически действует принцип сложения взысканий).

Назначение более мягкой меры воздействия

Поскольку применяемые таможенными органами меры административного воздействия должны соответствовать тяжести совершенного нарушения таможенных правил, конкретике его совершения, при решении вопроса о наложении взыскания должностное лицо, рассматривающее дело, с учетом его обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности деяния, а также личности виновного может наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного ТК РФ за вменяемое лицу правонарушение. Кроме того, по тем же основаниям может не назначаться дополнительное взыскание, если оно является обязательным согласно санкции вменяемой лицу статьи.

Хотя содержание ст. 239 ТК России предусматривает возможность назначения более мягкой меры воздействия, эта формула обуславливает такое решение видами взысканий, предусмотренных санкциями вменяемой статьи.

Иными словами, если санкция, например, ст. 261 ТК России предусматривает штраф, низший предел которого - десятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, должностное лицо таможенного органа при решении вопроса о размере налагаемого взыскания может наложить штраф ниже десятикратного размера (в любых пределах), однако закон не предоставляет ему права перейти к более мягкому виду взыскания - предупреждению.

Закон обязывает должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил и принимающее решение в соответствии со ст. 239 ТК РФ, указать в описательно - мотивировочной части постановления по делу о нарушении таможенных правил мотивы наложения взыскания ниже низшего предела либо неназначения дополнительного взыскания, которое согласно санкции вменяемой статьи является обязательным.

Малозначительность

Таможенный кодекс предусматривает возможность освобождения от ответственности за нарушение таможенных правил при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос о наполнении термина "малозначительность", его характеристиках - идет ли речь о чисто материальном выражении последствий совершенного правонарушения либо при определении малозначительности возможна оценка через нематериальные категории.

Логично предположить, что имеют право на существование оба подхода. Речь идет о ситуациях, формально содержащих признаки какого-либо нарушения таможенных правил, но не представляющих большой общественной опасности.

Как правило, к разряду не представляющих большой общественной опасности могут быть отнесены технологические упущения (как сопровождающие перемещение товаров и транспортных средств, так и носящие иной характер), за совершение которых закон предусматривает взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В то же время, если непосредственным объектом неправомерного действия либо бездействия являлись сами товары и транспортные средства либо таможенные платежи, взимаемые таможенными органами Российской Федерации, такого рода правонарушения к числу малозначительных могут быть отнесены лишь в случаях, когда материальное выражение стоимости непосредственных объектов нарушения таможенных правил либо таможенных платежей позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной.

При принятии решения об освобождении правонарушителя от ответственности в связи с малозначительностью совершенного нарушения таможенных правил должностным лицом таможенного органа, рассматривающим дело, выносится постановление о прекращении производства по делу. Несмотря на отсутствие на это прямого указания в законе, бесспорно, что мотивация такого решения подлежит отражению в постановлении.

Виды взысканий за нарушение таможенных правил

За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий:

1. Предупреждение

Как мера ответственности за нарушение таможенных правил предупреждение выносится в письменной форме в постановлении по делу. Применяется в качестве основного взыскания.

2. Штраф

Санкции статей, устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил, предусматривают штрафы:

- исчисляемые применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить - на день обнаружения правонарушения;

- исчисляемые исходя из стоимости товаров и транспортных средств в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

Определенное распространение среди должностных лиц таможенных органов получило ошибочное суждение, согласно которому предусмотренное санкциями некоторых статей ТК России взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является, якобы, указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические лица либо должностные лица.

Очевидно, однако, что, например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст. 263 ТК России) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Исчисление же штрафа применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда применяется лишь в связи с тем, что в подобных случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, при проведении незаконных действий в отношении которых и штраф исчисляется в зависимости от их стоимости, а специфические требования таможенных органов.

Штраф применяется в качестве основного наказания.

3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата

Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:

- владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения (на учреждение которых таможенными органами выдаются лицензии);

- таможенным брокерам, таможенным перевозчикам (на осуществление деятельности которых таможенными органами выдаются лицензии);

- специалистам по таможенному оформлению (которым на право совершать действия по таможенному оформлению таможенными органами выдаются квалификационные аттестаты).

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и лишь в случае совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензий или квалификационным аттестатом.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, в федеральную собственность. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Данный вид взыскания может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил

Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения.

Он может применяться в качестве основного или дополнительного взыскания.

Следует иметь в виду, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств является самостоятельным видом административного воздействия.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления таможенного органа в части конфискации (ч. 3 ст. 380 ТК России). В последнем случае в качестве вида взыскания применена конфискация товаров и транспортных средств, однако по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным и оно реализуется через взыскание их стоимости.

6. Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил

Данный вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст. 276 ТК России "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля".

На практике применение санкции названной выше статьи, предусматривающей и вид взыскания, о котором идет речь, вызывает затруднения, т.к., с одной стороны, сформулирована данная санкция недостаточно четко, а, с другой, впрямую конфискация транспортных средств, на которых перевозились помимо таможенного контроля товары, предусмотрена лишь в одном из четырех вариантов возможной санкции. Однако, исходя из того, что при перемещении помимо таможенного контроля нарушается один из основных принципов перемещения не только товаров, но и транспортных средств, закрепленный в ст. 27 ТК России "Место и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации", можно сделать вывод, что по ситуации, оговоренной в ст. 276 ТК России, непосредственными объектами нарушения таможенных правил выступают не только перемещаемые помимо таможенного контроля товары, но и транспортные средства, на которых перемещаются такие товары. Следовательно, все четыре варианта санкции ст. 276 ТК России фактически в качестве непосредственного объекта нарушения таможенных правил включают и транспортное средство, на котором перевозились товары.

После принятия Конституции Российской Федерации некоторыми правоведами был инициирован тезис о якобы имеющем место несоответствии Основному закону России правоприменительной практики таможенных органов в части наложения взыскания в виде конфискации, так как согласно п. 3 ст. 35 Конституции "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

Представляется, однако, что закрепленное в Таможенном кодексе Российской Федерации право таможенных органов рассматривать дела о нарушениях таможенных правил с наложением взыскания в виде конфискации не противоречит Закону.

Нарушения таможенных правил, за которые установлена ответственность ТК России, сопряжены с нарушениями экономических интересов, безопасности России и ее граждан. Нормы ТК России, как указано в его преамбуле, направлены на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Пункт 3 ст. 55 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, принимаемые таможенными органами решения о наложении взысканий соответствуют нормам части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. ст. 235, 243), а также положениям ст. 4 Федерального закона Российской Федерации о введении в действие части первой ГК РФ.

В этом контексте представляется безусловным, что при применении мер взыскания за нарушения таможенных правил следует по-прежнему руководствоваться положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Соучастие в совершении нарушения таможенных правил

Практика показала, что определенный пробел содержит норма закона о нарушении таможенных правил, совершенном в соучастии несколькими лицами, - ст. 246 ТК России. Данная норма сформулирована без учета появления в таможенном законодательстве нового субъекта правонарушения - юридического лица. Формула же ст. 246 ТК России предусматривает, что соучастием в совершении нарушений таможенных правил признается совместное участие в этом правонарушении двух или более физических лиц.

Соучастниками нарушения таможенных правил признаются:

Исполнитель - лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также совершившее правонарушение посредством использования других лиц, в силу закона не подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил (например, лиц, не достигших возраста административной ответственности за нарушение таможенных правил; дипломатических представителей иностранных государств и т.п.).

Организатор - лицо, организовавшее совершение нарушения таможенных правил или руководившее его совершением.

Подстрекатель - лицо, склонившее к совершению нарушения таможенных правил.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению нарушения таможенных правил советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть следы правонарушения либо предметы, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

При наложении взыскания на совершенное нарушение таможенных правил должны учитываться степень и характер участия каждого из соучастников в совершении правонарушения.

Сроки наложения взысканий

Более жестко, по сравнению с нормами административного законодательства, Таможенный кодекс регламентирует сроки наложения взыскания за нарушение таможенных правил.

Согласно ст. 247 ТК России взыскания могут быть наложены:

- предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата - на физических лиц или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил, а на предприятия, учреждения и организации, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 ст. 247 ТК России);

- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, а также конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, - на всех субъектов нарушений таможенных правил налагается независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, является она основным или дополнительным взысканием (ч. 2 ст. 247 ТК России).

Днем обнаружения нарушения таможенных правил, исходя из смысла ст. 294 ТК России, следует считать день непосредственного обнаружения должностными лицами таможенных органов нарушения таможенных правил либо наличие на определенную дату в таможне материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил (материалы проверок, рапорты, информация таможенных и иных правоохранительных служб и т.п.). Закон предписывает в этих случаях немедленно оформить протокол о нарушении таможенных правил.

В том случае, если, в нарушение требований закона, протокол оформляется по истечении какого-то времени со дня фактического обнаружения нарушения таможенных правил, срок наложения взыскания должен исчисляться от даты обнаружения нарушения таможенных правил.

Если было отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело по признакам контрабанды либо иного преступления, производство дознания по которому входит в компетенцию таможенных органов, прекращено по основаниям, не освобождающим от административной ответственности, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела (имеются в виду сроки для наложения взыскания в виде предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата, т.к. конфискация и взыскание стоимости и в этом случае не ограничены никакими сроками и тем, являются ли они основными или дополнительными взысканиями).

Течение сроков наложения взысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного аттестата могут прерываться, если до истечения сроков их наложения лицо совершит новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае начинается с момента обнаружения нового нарушения таможенных правил.

Меры обеспечения законности

К общим положениям, регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер воздействия за нарушения таможенных правил.

Кодекс предписывает строгое и неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении постановлений таможенных органов о наложении взысканий.

Соблюдение требований законодательства обеспечивается:

- систематическим контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц;

- прокурорским надзором;

- правом обжалования постановлений таможенных органов по делам о нарушении таможенных правил, а также любых других решений, действий или бездействий таможенных органов и их должностных лиц.