1. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта разработаны в соответствии с частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) и направлены на:
обеспечение единства основных требований к организации спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;
непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
повышение качества подготовки спортивного резерва;
увеличение охвата детей и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
2. Настоящие Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (далее - Особенности) устанавливают специфику в отношении:
2.1. Образовательных программ, реализуемых в области физической культуры и спорта:
а) образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее - интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
б) профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;
в) дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (общеразвивающих и предпрофессиональных).
2.2. Образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта и указанных в пунктах 13, 16, 20 настоящих Особенностей.
2.3. Контингента образовательной организации (далее - занимающиеся):
а) лиц, зачисленных в образовательную организацию и осваивающих образовательные программы в области физической культуры и спорта (далее - обучающиеся);
б) лиц, проходящих спортивную подготовку, зачисленных в образовательную организацию (далее - спортсмены);
в) лиц, которые в перспективе могли бы быть зачислены в профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки (далее - претенденты).
3. Образовательные программы, реализуемые в области физической культуры и спорта, разрабатываются с учетом следующих особенностей организации тренировочной и методической деятельности:
командные игровые виды спорта;
сложно-координационные виды спорта;
скоростно-силовые виды спорта;
виды спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях;
спортивно-технические виды спорта;
виды спорта, осуществляемые в природной среде;
служебно-прикладные и военно-прикладные виды спорта.
3.2. По признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - избранный вид спорта).
3.3. По этапам и периодам подготовки:
1) спортивно-оздоровительный этап (весь период) - только для дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;
2) этап начальной подготовки (периоды: до одного года; свыше одного года);
3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (периоды: начальной специализации; углубленной специализации);
4) этап совершенствования спортивного мастерства (весь период);
5) этап высшего спортивного мастерства (весь период) - только для программ спортивной подготовки.
4. Особенностями осуществления образовательной деятельности в области физической культуры и спорта являются следующие формы организации тренировочного процесса:
тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;
индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;
самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;
участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
инструкторская и судейская практика;
медико-восстановительные мероприятия;
промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах) приведены в Приложении N 1 к настоящим Особенностям.
Особенности организации и проведения тренировочных сборов приведены в Приложении N 2 к настоящим Особенностям.
5. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
на спортивно-оздоровительном этапе - 2 часов;
на этапе начальной подготовки - 2 часов;
на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4 часов;
на этапе высшего спортивного мастерства - 4 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
6. Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп:
а) по образовательным программам, реализуемым в области физической культуры и спорта;
б) по программам спортивной подготовки;
в) по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и программам спортивной подготовки.
При этом необходимо соблюдать все перечисленные ниже условия:
разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
не превышен максимальный количественный состав объединенной группы, рассчитываемый в соответствии с примечанием <2> Приложения N 1 к настоящим Особенностям.
7. Образовательные организации формируют свою структуру самостоятельно, с учетом следующих особенностей:
7.1. Отделения (иные структурные подразделения), обеспечивающие тренировочную деятельность, которые открываются:
7.2. Группы занимающихся для прохождения тренировочного процесса комплектуются по избранным видам спорта и этапам (периодам) подготовки, а в командных игровых видах спорта и с учетом планирования участия занимающихся (формирования команды игроков) в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с положением (регламентом) об их проведении.
8. Образовательная организация, реализующая программы спортивной подготовки, в своей структуре создает специализированное подразделение, в которое зачисляются лица из числа занимающихся, выпускников образовательной организации, проходящих спортивную подготовку на условиях государственного (муниципального) задания, и (или) иные лица, проходящие спортивную подготовку на условиях договора на оказание услуг по спортивной подготовке.
9. Особенностями проведения индивидуального отбора занимающихся, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, являются:
перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;
по окончании обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
10. Образовательная организация обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися с учетом следующих особенностей:
10.1. Сроки начала и окончания тренировочного процесса (далее - спортивный сезон) определяются с учетом сроков проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся;
10.2. Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно:
а) в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с осени, - не позднее 15 октября текущего года;
б) в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с начала календарного года, - не позднее 15 февраля текущего года;
в) в иных случаях - в порядке, устанавливаемом образовательной организацией.
10.3. Тренировочный процесс в образовательной организации ведется в соответствии с годовым учебным (тренировочным) планом (далее - учебный план), рассчитанным:
по общеразвивающим программам - на срок, установленный локальными нормативными актами образовательной организации;
по дополнительным предпрофессиональным программам - в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по данным программам (далее - федеральные государственные требования);
по программам спортивной подготовки - в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
10.4. Тренировочный процесс подлежит ежегодному планированию в соответствии со следующими сроками:
перспективное планирование (на олимпийский цикл - 4 года), позволяющее определить этапы реализации образовательной программы или программы спортивной подготовки;
ежегодное планирование, позволяющее составить план проведения групповых и индивидуальных тренировочных занятий и промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся;
ежеквартальное планирование, позволяющее спланировать работу по проведению индивидуальных тренировочных занятий; самостоятельную работу обучающихся по индивидуальным планам; тренировочные сборы; участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;
ежемесячное планирование (не позднее чем за месяц до планируемого срока проведения), инструкторская и судейская практика, а также медико-восстановительные и другие мероприятия.
10.5. Планирование участия педагогических работников и (или) других специалистов, участвующих в реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки, производится с учетом следующих особенностей:
а) работа по учебному плану одного педагогического работника или специалиста с группой занимающихся в течение всего спортивного сезона;
б) одновременная работа двух и более педагогических работников и (или) иных специалистов с одними и теми же занимающимися (группой), закрепленными одновременно за несколькими специалистами с учетом специфики избранного вида спорта (группы видов спорта), либо в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки или федеральными государственными требованиями;
в) бригадный метод работы (работа по реализации образовательной и (или) программы спортивной подготовки более чем одного педагогического работника и (или) другого специалиста, непосредственно, осуществляющих тренировочный процесс по этапам (периодам), с контингентом обучающихся, закрепленным персонально за каждым специалистом) с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.
11. Особенностями сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ и (или) программ спортивной подготовки образовательными организациями и (или) организациями науки, здравоохранения, и иными организациями, обладающими необходимыми ресурсами, является кластерное взаимодействие:
а) в качестве организации, непосредственно реализующей образовательную программу (полностью или в части какого-либо компонента (модуля) программы);
б) в качестве непосредственно реализующей программу спортивной подготовки (полностью или в части какого-либо компонента (модуля) программы);
в) в качестве образовательной организации, которая осуществляет педагогическое сопровождение спортсмена, ранее проходившего обучение или спортивную подготовку в данной образовательной организации, но перешедшего в другую организацию, осуществляющую спортивную подготовку.
12. Особенности методической (научно-методической) деятельности в образовательных организациях учитывают:
12.1. Организацию и ведение деятельности непосредственно самой образовательной организацией либо на основе кластерного взаимодействия с организацией, для которой методическая (научно-методическая) деятельность в области физической культуры и спорта является одним из основных видов деятельности.
Для организации и осуществления методической (научно-методической) работы в образовательной организации в штатное расписание вводятся ставки инструкторов-методистов (методистов) из расчета одна ставка инструктора-методиста (методиста) на шесть ставок тренеров-преподавателей, при этом возможно создание соответствующего структурного подразделения (методический отдел, кабинет, служба).
12.2. Направления методической (научно-методической) деятельности образовательных организаций определяются с учетом следующих особенностей:
а) обеспечения повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки спортивного резерва и роста спортивного потенциала обучающихся;
б) организации мониторинга образовательной и тренировочной деятельности;
в) повышения профессиональной компетенции педагогических работников и других специалистов, осуществляющих тренировочный процесс;
г) разработки, внедрения, анализа исполнения и, при необходимости, корректировки образовательных программ и программ спортивной подготовки, реализуемых (планируемых к реализации) образовательной организацией;
д) сопровождения экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе в рамках деятельности федеральных (региональных) экспериментальных (инновационных) площадок.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей