<Письмо> Минприроды России от 26.08.2013 N 02-09-44/16249 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 августа 2013 г. N 02-09-44/16249

О ПРИМЕНЕНИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 08.11.2012 N 1148

Минприроды России рассмотрело письмо по вопросам применения Положения об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 (далее - Постановление), и сообщает.

1. В соответствии с пунктами 8 и 9 Положения к затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, фактические сведения о которых пользователь недр - плательщик платы за выбросы представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. В качестве подтверждающих документов принимаются договоры на проектирование, строительство и реконструкцию объектов, перечень затрат на реализацию которых установлен пунктом 8 Положения, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты работ, а также документы, подтверждающие выполнение работ по указанным объектам, в том числе акты ввода объектов в эксплуатацию, акты сдачи-приемки работ. Следует отметить, что перечень документов конкретизируется в подготовленном к утверждению проекте Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.

2. Согласно пунктам 8 и 9 Положения фактически понесенные затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа учитываются пользователем недр - плательщиком платы за выбросы при определении показателя покрытия затрат, который определяется плательщиком самостоятельно и учитывается при расчете и исчислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого платежного периода.

3. Указанным нормативным правовым актом установлены нормативы, правила и особенности исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании (рассеивании) попутного нефтяного газа, которые в настоящее время имеют исчерпывающий характер и не предусматривают каких-либо особенностей исчисления платы в зависимости от количества факельных установок сжигания попутного нефтяного газа на лицензионном участке.

4. В пункте 4 Положения установлено, что при плановой остановке газоперерабатывающих мощностей для проведения ремонтно-профилактических работ показатель сжигания рассчитывается без учета сожженного и (или) рассеянного попутного нефтяного газа в объемах его поставки на газоперерабатывающие мощности. Использование попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии является одной из форм газопереработки. В этой связи Минприроды России считает обоснованным применение пункта 4 Положения для указанных случаев.

5 и 6. В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, Минэнерго России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам нефтедобывающей и газовой промышленности. Таким образом, данный вопрос находится в компетенции Минэнерго России и следует применять методики учета, утвержденные или одобренные указанным Министерством.

Требования к измерениям установлены статьей 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ.

7. О перечне документов и сроках в отношении обоснования и учета фактически понесенных затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа были даны пояснения в рамках ответов на первый и второй вопросы. Следует подчеркнуть, что возможность признания (учета) фактических затрат связана с документальным их подтверждением (сдача, приемка и оплата выполненных работ) в сроки, не выходящие за пределы текущего календарного года (пункты 17 и 22 Положения).

8. В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации и Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, соответственно, от 28.05.2008 N 400 и от 30.07.2004 N 400, указанные федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по утверждению инвестиционных газовых программ, в рамках которых реализуются проекты по полезному использованию попутного нефтяного газа.

9. Под участком недр в Постановлении понимается участок недр, предоставленный в пользование в соответствии с лицензией на право пользования недрами. Содержание и трактовка термина "участок недр" установлены в статье 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона Российской Федерации от 21.02.1992 2395-1 "О недрах".

10. Базовой характеристикой, определяющей особенности, в том числе применение дополнительного коэффициента К, исчисления платы за выбросы при сжигании (рассеивании) попутного нефтяного газа, является показатель сжигания, значения которого рассчитываются согласно пунктам 3, 11, 13, 16, 18 и 21 Положения. Минимальной расчетной единицей, в отношении которой осуществляется исчисление показателя сжигания и применение дополнительного коэффициента К, служит участок недр, предоставленный в пользование. В частности, в пункте 3 установлено, что показатель сжигания определяется ежеквартально в виде суммы показаний узлов учета объемов попутного нефтяного газа по участку недр, предоставленному в пользование. Таким образом, применение к нормативам платы за выбросы дополнительного коэффициента К, равного 120, предусмотрено ко всему лицензионному участку недр, на котором отсутствует инструментальный учет добываемого (сжигаемого) попутного нефтяного газа, а не к отдельным факельным системам сжигания и свечам рассеивания.

11. Для расчета получаемого попутного нефтяного газа необходимо использовать не проектный газовый фактор, а фактический газовый фактор, определяемый по материалам опробования скважин, так как данная величина значительно варьируется в зависимости от степени выработанности месторождения и других факторов.

12. В пункте 6 Положения определено, что в случае, если годовой объем добытого пользователем недр попутного нефтяного газа не превышает 5 млн. куб. метров, к нормативам платы за выбросы не применяется дополнительный коэффициент К. Данная норма рассматривается по отношению к юридическому лицу - пользователю недр в целом.

Заместитель Министра

Д.Г.ХРАМОВ