1. Кандидаты (списки кандидатов) при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к настоящему Федеральному закону.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся заверения налоговыми органами копии декларации о доходах кандидату в депутаты для представления в избирательную комиссию, см. письмо МНС РФ от 02.09.1999 N АП-6-08/700@.
2. Избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи.
(п. 2 введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
3. Количество представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов) подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов).
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должна предусматриваться процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов), причем проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей, предельная величина которой устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не может быть менее 10 и более 20 процентов от количества проверенных подписей, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов) количества достоверных подписей избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов). О каждом проведении проверки должны извещаться все представившие установленное количество подписей для регистрации кандидата (списка кандидатов) кандидаты, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов. При проведении проверки подписей, представленных каждым избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов) до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока регистрация кандидата (списка кандидатов) производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, избирательного залога. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку данного кандидата, соответствующего списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и набрали по результатам голосования менее установленного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более 5 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для зарегистрированных кандидатов и 3 процентов для избирательных объединений, избирательных блоков. Размер устанавливаемого федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательного залога не может составлять более 15 процентов от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
6. Соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать 10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и 5 дней при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям федерального закона, закона субъекта Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении. При одновременной регистрации кандидата в списке и в одномандатном избирательном округе в соответствующем решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в списке кандидатов.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не был внесен избирательный залог;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. (п. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании противоречащим Конституции РФ пункта 10 статьи 32 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2003 N 185-О.
10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата (исключении соответствующего кандидата из списка кандидатов), а за 15 - 1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов).
(п. 10 введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
Пункт 11 статьи 32 признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он не позволяет кандидату перед голосованием, в том числе повторным, снять свою кандидатуру по вынуждающим обстоятельствам, если до дня голосования осталось менее чем три дня, а также исключает - во взаимосвязи с пунктами 8 и 9 статьи 35 и пунктом 2 статьи 59 настоящего Федерального закона - возможность для кандидата, включенного без его согласия в число кандидатур для повторного голосования вместо выбывшего кандидата, снять свою кандидатуру, если решение избирательной комиссии о передаче ему места выбывшего кандидата принимается с наступлением указанного трехдневного срока (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 N 10-П).
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
11. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, выдвинувшего список кандидатов.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, представляя список кандидатов вместе с собранными в его поддержку подписями избирателей, вправе исключить некоторых кандидатов из списка, заверенного соответствующей избирательной комиссией для сбора подписей. Исключение может быть произведено и после регистрации, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, исключенных из списка, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке, при этом исключению не подлежат первые три кандидата в этом списке. Не допускается включение в список лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием некоторых кандидатов. Избирательная комиссия не вправе отказать в регистрации списка кандидатов, внесение изменений в который произведено в порядке, соответствующем настоящему Федеральному закону, а также уставу избирательного объединения, соглашению о создании избирательного блока.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. При наступлении указанных в пункте 14 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 45 настоящего Федерального закона, на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящей статьи, может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.
(в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом (членом) этого органа.
(п. 16 введен Федеральным законом от 30.03.1999 N 55-ФЗ)
Ст. 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей